ПРИВОДЯТ ЛИ ЗНАНИЯ К ВЫСОКОМЕРИЮ?
Гордыню имеющимися знаниями вылечить очень тяжело. Потому что знания, это то что имеет большую важность.
Вопрос: Есть ли шанс вылечиться от высокомерия человеку получившему религиозные знания и возгордившегося этим? Есть ли возможность избавиться от такого высокомерия?
Ответ: По этому поводу, в книге «Ислам Ахлакы» приводят строки из книги «Барика»:
''Знания которое становится причиной высокомерия, в то же самое время являются и лекарством от высокомерия. Высокомерие возникающее от обладания знаниями вылечить очень тяжело. Потому что знания это то, что имеет большую важность. Поэтому, ученый человек ставит себя выше других, считает себя благороднее остальных. Знания такого человека более точно можно назвать невежеством. Истинные знания показывают человеку его бессилие и испорченность, одновременно с этим величие Аллаху тааля. Увеличивают страх перед Создателем и смиренности перед созданиями Аллаха становится больше. Понимают важность и значимость прав рабов Аллаха. Изучать и передавать такие знания является фарзом. Такое знание называют Ильм-и нафи, т.е. полезные знания. С такими знаниями, поклонения совершаются с искренностью. Знание которое повлекло к высокомерию можно узнать двумя способами:
Первое, важность и почетность знании имеет прямое отношение к хорошему и благородному намерению. Изучать науки нужно для избавления от невежества и подавления нафса. Не нужно получать знания чтобы стать имамом, муфтием, человеком от религий.
Второе, действовать в соответствий полученным знаниям, передавать знания другим и делать это с искренним намерением. Знания без действия и искренности, вредны.
В хадис шарифе говорится:
«Ученый котрый выучился не ради Аллаха, в Аду будет сидеть на огне».
Речь идет об обладании знаниями для мирской выгоды. Приобретать знания для обладания мирским, сделать религию инструментом получения мирского, все равно что есть испражнения из золотой ложки.
В хадиси шарифе сказано:
«Те, кто приобрели знания для земной выгоды не почувствуют запаха Рая».
Обучение земным знаниям для приобретения мирских благ разрешено, это даже нужно. В хадис шарифе сказано:
«У этой общины будут два вида ученых: Первые своими знаниями будут полезны людям, ничего не требуя взамен. За таких людей будут молиться рыбы под морской водой, животные на земле и птицы на небе. Те, от чьих знаний не будет людям пользы, использующие свои свои знания для обретения мирского, будут избиты в Аду веревками из огня»′′.