РИСОВАНИЕ
Вопрос: Является ли харамом рисовать портреты пророков (алейхисселам), ученых ислама (рахметуллахи алейх), а также портреты неверных и животных?
Ответ: Изображать людей и животных проявляя уважение или высмеивая, считается харамом и является большим грехом.
Как говорится в благословенном хадисе:
«Тот кто рисует изображение любого живого существа испытает страдания, в День Воскрешения ему будет приказано оживить изображения». (Муслим)
«Любому, кто рисует изображение в этом мире, в День Воскрешения будет приказано оживить его и он никогда не будет способен сделать это». (Насаи)
«Нарисовавшии изображение любого живого существа, подвергнется наиболее суровому наказанию в день Воскресенья». (Бухари)
«В день воскресения, наиболее суровому наказанию перед Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться в творении Аллаху тааля!» (Бухари, Муслим)
«О Али, уничтожь изображения и идолов». (Муслим)
«Уничтожьте попавшик в ваши руки изображения любого живого существа». (Муслим)
«Ангелы не входят в дома в которых есть собака, изображения живого существа, где находится человек в состояний джунуб». (Абу Дауд, Насаи, Ибн Хиббан)
«Ангелы не заходят в помещение, где находится собака и изображение живого (людей или животных)». (Муслим)
Ангел Джабраил (алейхиссалям) сказал: «Мы не входим в помещение где находится собака и рисунок с изображением живого (людей или животных)»(Бухари, Табарани)
«Всевышний Аллах послал меня как Милость для миров, повелев уничтожить изображения живого, их монументы, статуи, и музыкальные инструменты». (Абу Нуайм)
«Каждый рисующий изображения будет в огне и каждому сделанному им изображению будет дана душа, которая станет мучить его в Аду». (Бухари, Муслим)
«Расулуллах проклинает нарисовавшего изображение любого живого существа». (Бухари)
В религию Исы (алейхиселам) были внесены философская точка зрения Платона и идолопоклонничество Римлян, в результате этого люди находили своих богов в изображениях а также в скульптурах, веря в такие качества как вечное присутствие, умение совершать все что пожелают, убивать, воскрешать, исцелять, знать неизвестное человеку. Изображения и скульптуры, в которые верят таким образом являются идолами. Это придавание Аллаху сотоварищей. Проявлять уважение означает поклоняться. Поклоняться им, означает ширк
ДОПУСКАЕТСЯ РИСОВАТЬ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ
Допустимо хранить рисунки в закрытом виде. Изображения для документов, паспорта и подобного допустимо хранить закрытом месте.
В религий Ислам, изображения и статуэтки которые могут стать причиной высмеивания людей, поклонения живым существам а также способствующие бесстыдству и что может привести к разводу супругов является харамом.
К дозволенным изображениям относятся: Анатомические части тела живых существ, растений, а также разные картинки в сфере физики, химии, астрономии и архитектуры.
В сфере науки и технологии приказывается зарисовывать и извлекать пользу.
В религии Ислам как и в других вещах, рисование также разделено на две части: приносящий пользу и наносящий вред.
Приказано то, что может быть полезно и запрещено то, что может навредить. (С.Абадийа)
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ РАСУЛУЛЛАХА
Вопрос: Правильно ли раздавать изображения могилы расулуллаха?
Ответ: Нет, не правильно. Чтобы сохранилось погребение пророка дверь от могильного сооружения закрыли кирпичной стеной. Запрещено даже фотографировать. Разрешается только снаружи, где совершается паломничество.
Изображения представленные как погребение расулуллаха, а также внутренняя часть могильного сооружения, выдуманы.
Люди с плохими намерениями или невежды, старое изображение погребения досточтимого Джаляладдина Руми в Конье или другие изображения распространяют среди народа, как погребение расулуллаха.
ФОТОГРАФИЯ И ПОРТРЕТ
Вопрос: Фотографировать и писать картину, есть ли различие?
Ответ: Да, это две разные вещи. Фотографировать – это запечатление ускользающей реальности и это разрешается. Писать картину человека или животного, если это крайне необходимо, не допустимо.
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ
Вопрос: Допустима ли профессия фотографа
Ответ: Так как не рисует картину, допустимо. Но фотографировать харам (запретное), не допустимо.
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
Вопрос: Допускается ли писать предположительный портрет пророков (алейхисселам), сподвижников, например сподвижников Умара (радиаллаху анх) или Али (радиаллаху анх)?
Ответ: Нет, недопустимо.
МИНИАТЮРА
Вопрос: Относятся ли миниатюрные изображения к картинам?
Ответ: Да.
СКУЛЬПТУРА И НАПИСАНИЕ КАРТИНЫ
Вопрос: Разрешалось ли в доисламских истинных религиях писать картины и изготавливать скульптуры?
Ответ: Да, разрешалось. Как поясняется в одном из аятов:
«Они работали для него все, что он хотел: дворцы, статуи, блюда, подобные водоемам, котлы, подобные горам. Приноси, о семейство Давида, благодарность. Как мало признательных в числе рабов Моих». (Саба 13)
Тут изваяния (из меди и стекла) как изображения относились к пророкам и ученым. По этому поводу наш пророк говорил: «Если из их числа умирал один из благочестивых людей, то у его могилы возводили мечеть и внутрь ставили его изображения». Задача заключалась в том, что если человек вспомнит совершаемое ими поклонение, то он еще больше поддастся поклонению.
Такое положение показывает что в те времена писать картину являлось мубахом. В религии Мухаммеда (алейхисселам) стал насх (решение отменили), писать картины а также ваять скульптуры запретили. (тафсир Куртуби)
ПИСАТЬ КАРТИНУ
Шейх-уль-ислам Мустафа Сабри коротко пояснил о рисовании: Наша религия запрещает рисовать живые существа без необходимости. В хадис шарифе говорится:
«В день Воскресения наиболее суровому наказанию подвергнется:
1) Убивший пророка
2) Убиенный пророком
3) Убивший одного из родителей
4) Изображающие живые существа
5) Ученые которые не пользуются своими знаниями».
«В день Воскресения появится из Огня шея на которой будет голова с двумя страшными глазами с очень чувствительными ушами и голосом словно молния которая скажет: «Я обязан наказывать три группы людей: 1) Упрямого тирана. 2) Взывающего к другому кроме Аллаха. 3) Рисовавших изображения».
«Место рисующего изображения в Аду. В этом месте, от каждого изображения будет создано существо и будет истязать его».
«В Киямате тем кто писал изображения скажут: "Оживите свои рисунки" и они будут получать наказания».
«Ангелы милосердия не входят в помещение с собакой и рисунком» .
«Того кто нарисовал живого, будут наказывать до тех пор пока он не оживит свой рисунок».
Разъяснение: Конечно ему невозможно будет оживить изображение и наказание будет длится вечно. Здесь говорится вечно в значений – очень долгого времени. (Если он мусульманин, то после получения наказаний войдет в Рай.)
«В день Воскресенья наиболее суровому наказанию перед Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в сотворении. Всевышний Аллах говорит: Нет никого вероломнее и не знающего пределов кроме того, кто стремится создать то, что создано Мной».
Разъяснение: Нельзя говорить: «Ни один художник не рисует картины целью подражать Всевышнему Аллаху в его творениях. И поэтому этот хадис шариф не имеет к ним отношения». Потому что и наш пророк знает что ни у кого из художников нет возможности соревноваться в сотворении с Аллахом. Но с каким бы намерением не делал свои действия художник, это понимают как сотворение и попытка создания на этом уровне.
Рисунок ничего не поймет, если люди годами будут поклонятся изображению живого или мертвого. Рисовать преступников или же тех кто в будущем собирается совершить преступление, так как это вынужденная необходимость и не будет грехом. Здесь опираются на следующее решение: «Вынужденная необходимость превращает греховное в мубах».
Ошибочно такое мнение: «Полезно увековечить полезную деятельность исторических личностей в картинах, памятниках чтобы помнили их и вспоминали с уважением, чтобы послужило примером для будущих поколений». Кроме этого Ислам запрещает подобное потому что это пустая и бесполезная трата средств. Потому что вместо скульптур, от имени этих личностей лучше сделать благотворительность или другие хорошие дела и пользы будет больше для всех. И кроме этого, благости будут более уместы и существеннее для этих людей и с точки зрения памяти об этих людях и с точки зрения уважения к этим людям. А с неживых картинок и скульптур нет ни малейшей пользы чтобы от них можно было бы получать какое то назидание.
От того что досточтимому Умару не установлен памятник, это не нанесет ни малейшего вреда проделанным им ценнейшему труду. Установление скульптуры пророку не является проявленным к нему уважением а как раз наоборот, самое грубое и хамское к нему отношение. Невозможно не сожалеть смотря на висящие на стенах изображения Исы (алейхиссалям).
Из дворца Кисры завоеванного во времена правления хазрати Умара, в качестве трофея был взят ценнейший ковер который мог быть продан за миллионы а может и миллиарды. По приказу халифа, ковер был разрезан на кусочки и роздан солдатам участвовашим в войне. Может будут те кого возмутит этот поступок. Но если хорошо подумать, то данный поступок был достоин досточтимого Умара. Такое должно было произойти среди народа который стал обладателем новой религий, для того чтобы они не увлекались украшениями и тратами характерные женщинам. Для Умара, который считал этот мир ничем, подобные вещи не имели никакого значения. Если бы от подобного великолепия была польза этому предводителю, то государство Кисры не было бы разрушено.
Красивые картины с природным пейзажем не являются для людей предметом важной необходимости. Но находятся люди которые готовы за них отдать миллионы. Но ведь эти деньги могли осчастливить многих бедняков.
Некоторые думают что запрет на рисование и вывешивание картин живых существ запретно из-за того что это может привести к идолопоклонству. Это похоже на следующее «В наше время не осталось глупых людей поклоняющихся рисункам и изваяниям. Я не поклоняюсь рисункам», которые таким образом сами выносят фетвы. Это похоже на то когда говорят: «алкоголь запрещен потому что пьянит. Я пью мало чтобы не быть пьяным». В любой ситуации слуга который исполняет так как было приказано, намного лучше слуги который ищет причину и выносит свое решение.
Если самый глупый и самый неграмотный слуга на приказ большого ученого скажет «наверное наш хозяин имел ввиду следующее», то это может привести к самым печальным последствиям. Не подлежит сравнению взаимоотношение между людьми с взаимоотношением Всевышнего Аллаха с пророком (алейхасселам). Поэтому не может для себя решить что такое-то постановление вынесено потому-то и потому-то. Запрет на рисование не ограничивается тем, что было сказано выше. Есть много других причин. Браться за поиск скрытых смыслов Ислама не является делом таких слабых людей как мы. Вмешиваться в такие высокие дела считается взваливанием на себя непосильной ноши.
ГАЗЕТА И ПАКЕТ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ
Вопрос: В книге «С. Абадийа» говорится: «Также как является запретным вешать на стены изображения, также запретно и вешать изображения со святыми». Хочу сказать что мой отец прочитанные газеты кладет на стол, чтобы они распологались выше пояса. И мать вешает на вешалку пластиковые пакеты с изображением живых существ. Являются ли эти действие харамом?
Ответ: Вешать изображение и вешать пакет с изображениями не одно и тоже. Проявляя уважение, вешают портреты людей. Газеты и пакеты кладут на верх, чтобы не мешалось под ногами. Считать харамом повешенные пакеты и лежащие на столе газеты, неверно.
Ангелы милости не будут заходить в помещение и без разницы если изображения будут на полу или будут висеть где повыше. Перед совершением намаза нужно закрыть все имеющие изображения. Потому что намаз будет макрухом если при намазе изображения с живыми существами на бумаге, ткани или на стене, будут расположены на голове, впереди, слева, справа. Макрух облегчается, если при чтении намаза, изображения будут расположены на задней стене от человека или на потолке. Не будет макрухом в том случае, если изображения с живыми существами будут на том месте, куда человек ступает ногами, на что садится и на что прислоняются. Но в такое помещение не войдут ангелы милости. Следуя из этого, после прочтения газеты, следует положить их в закрытое место, нельзя оставлять изображения в открытом месте.