1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. НАУКА НРАВСТВЕННОСТИ В ИСЛАМЕ

НАУКА НРАВСТВЕННОСТИ В ИСЛАМЕ

Науку изучающую вопросы нравственности и состояния души в Исламе называют Ильми ахляк. Про состояние человека, когда он остается один, написано в 9-и частях. (В эту книгу внесены только шесть частей.)   

Часть первая:

Здесь будут описаны виды характеров, то что плохо и хорошо. Характер – привычка, которая выполняется сердцем (интеллектуальный навык) и физическим телом (двигательный навык) человека, и совершаются автоматически, не задумываясь. Это устоявшееся явление называют Малака – привычка, обыкновение, заведенный порядок. Явление, когда делается что-либо преходящее, называют Хал – состояние. Например плакать или смеяться, это состояние. Щедрость или смелость, обыкновение. Когда говорится о характере, подразумевается обыкновение человека. Иногда, совершенное хорошее дело бывает сделано вопреки характеру. Если человек щедр всегда, то его описывают как щедрого человека. Если человек часто бывает щедр, но делает это нехотя, то его нельзя назвать щедрым. Черту характера описывают по обыкновению человека.      

На хороший или плохой поступок человека, влияет его характер. Или же, характер становится причиной для хорошего или неплохого поступка. Первое называют добродетелью или хорошим характером. К ним относятся, щедрость, смелость, мягкость. Второе называют Ризалят, или плохой, отвратительный характер. Например скупость или трусость у мужчины это плохой характер. Третий вид не относится ни к доброму, ни к плохому из характеров. Это – мастерство, ремесло. Например портновское ремесло или знание земледелия. Здесь будет сказано о первом и втором видах характеров.    

Ранее было сказано о том что и сердце и дух имеют каждая по две энергии  или же силы. Первое, Къуа-и алима и Мудрика – сила, отвечающая за понимание. Их мы назвали Нуткъ и Акъл. С этой силой, разум воспринимает то, что ему понятно. Второе, сила заставляющая человека совершать какие-либо действия (Къууа амиля). Каждая из двух сил, в свою очередь делятся на две части.

Так, первую часть разума называют Хикмет-и назари, вторую Хикмет-и амали

Первую часть силы которая заставляет человека действовать, называют –Шахват (вожделение, похоть). Шахват возбуждает в человеке похоть и вожделение. Заставляет искать развлечения. Вторая часть – Гадаб. Возмущение, гнев, ярость. Сила, заставляющая человека избегать, игнорировать всего что ему не нравятся. 

Эти четыре силы, совершают разные действия. Если эти действия разумны, приятны, в них нет недостатков и излишеств, то такой характер можно назвать хорошим.

Недостаток характера, который не достигает или превышает норму, называют – Ризалят [отвратительный, омерзительный характер]. Если у разума более сильно развита первая часть, о которой мы говорили, то такой характер называют Хикмет [мудрость]. Если более сильно устоялась вторая сила, которую мы называли хикмет-и амали, то такой характер называют – Адилят [справедливый]. Если более развита чувственность, то эту черту называют – Иффет [стыд]. 

Если в человеке присутствует в характере гнев в разумных пределах, то это – смелость. Мы рассказали о четырех видах характеров, которые стоят во главе хорошего нрава. Справедливости не бывает мало или много. А что касается остальных трех, то если они превышают или не достают до нормального уровня, то это будет вызывать отвращение и будет постыдно.

Мудрость переходящий разумные пределы, называют Джарбаза (воображать из себя всезнайку, зазнаваться). Недостаток мудрости, это – Балядат, скудоумие. Справедливости не бывает много или мало.  Но есть его обратное, это – Зульм, т.е. несправедливость. Когда сила стыда покидает свои пределы, начинается – Фуджур, т.е. Сафахат [бесстыжие]. А недостаточное его количество – Хумуд, то есть излишняя и критичная стыдливость и медлительность, при которой ничего не предпринимают чтобы удовлетворить свои природные потребности. Смелость, переходящая разумные пределы, называют – Тахаввур. Если в человеке присутствует в характере гнев но в разумных пределах, то это – смелость. Мы рассказали о четырех видах характеров, которые стоят во главе хорошего нрава. Справедливости не бывает мало или много. А что касается остальных трех, то если они превышают или не достают до нормального уровня, то это будет вызывать отвращение и будет постыдно.  

Мудрость переходящий разумные пределы, называют Джарбаза [воображать из себя всезнайку, зазнаваться]. Недостаток мудрости, это – Балядат, скудоумие. Справедливости не бывает много или мало.  Но есть его обратное, это – Зульм, т.е. тахаввур [неуравновешанность, психопатия]. Недостаточное количество смелости – трусость. Про эти виды ахляка-характера написано в книге Имама Газали «Ихйа-и улумуддин». Так же об этом писал Имам Наблуси в книге «Хадикат-ун Надийа». Книга выпущена на арабском языке в Стамбуле, издательством «Хакикат Китабеви». По мнению некоторых ученых, если в человеке одновременно есть такие черты как хикмет, стыдливость и смелость у него появляется такая черта как справедливость. 

Воображающий себя всезнайкой человек (джарбаза), свой разум который нужен для понимания руха человека, использует для хитрости, сплетен, осмеяния. Глупый (Балядат) обладает неким умом не воспринимающим истину. Такие не различают что плохое а что хорошее (например безмазхабники). Психопаты (тахаввур) будет бросать себя в огонь и воду, не думая об опасности происходящего. Будет выходить на поединок с превосходящим по силе противником. Трус не имеет терпения. Это нетерпеливые, невыносливые люди. Они не могут защитить свои права. Бесхарактерные люди, которые свои духовные силы держат выше или ниже нормы в вопросах питания и женитьбы бросают себя в макрухи и харамы. Они особенно падки на плохое. Излишне стыдливые (хумуд) люди, стесняются удовлетворить даже свои ежедневные потребности, разрешенные Исламом.  Они становятся больными и вырождаются.

Все лучшие черты человека, рождаются из этих перечисленных выше четырех характеров. Если в человеке присутствуют эти четрые характера, он вместе с ними находит признание и почет среди людей. Даже люди которые могут похвастаться своим родом и родственниками делают это потому что в них присутвуют эти виды характеров.

[Ислам ахлакы]

Другие статьи в этом разделе

ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА НЕ ПОДВЛАСТНЫ ЧЕЛОВЕКУ

Вопрос: Может ли друг дружить с врагом своего друга или же такое нельзя допускать и держаться подальше тех, кто не любим другом?

Ответ: Мухаммед Масум Фаруки в 55-м письме третьего тома, своего «Мактубат»а говорит: Любящему предстоит любить тех кого любит его друг, и не любить тех, кого он не любит. Такая вражда и любовь не подвластны человеку. Таково условие любви....


Москва

1446 год, 20 - Джамазильаууаль.
2024 год, 22 - Ноябрь.
Имсак 5:43
Фаджр 6:06
Восход 8:10
Ишрак 9:31
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:08
Аср 14:37
Исфирар 15:15
Магриб 16:22
Иштибак 17:41
Иша’а 18:34
Иша’а-и Сани 18:48