ЗАГЛАЗНОЕ ОСУЖДЕНИЕ; ХУЛА (ГЫЙБА)

Гыйба – это когда кто-либо говорит другому лицу о недостатках отсутствующего мусульманина или других людей с целью высмеять или обвинить его. Гыйба в Исламе запрещена – Харам! Если человек, о котором говорят, не знаком собеседнику, то это не Гыйба. Заглазное обсуждение недостатков фигуры человека, его родословной, кругозора, а так же обсуждение недостатков его одежды, имущества, недостатков животных, принадлежащих этому человеку, – все это является Гыйба. Человек будет огорчен, если узнает, что был предметом обсуждения его недостатков. Говорить иносказательно, или делать знаки глазами, пальцем, поворотом головы и т. п., сообщать о недостатках письменно – все это равносильно осуждению вслух. Если кто-либо услышав заглазное осуждение кого-либо, скажет: «Слава Аллаху, мы не такие», или «Хвала Аллаху! Аллах не лишил нас стыда», то это есть самый греховный, самый наихудший Гыйба. Так же будет считаться Хулой, если кто-нибудь скажет: «такой-то человек был бы очень хорош, если бы не… то-то и то-то».

В священном Коране есть прямое предостережение: «О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, - ведь Аллах - обращающийся, милостивый!» – (49: 12).

Как видно из Корана, тот, кто заглазно осуждает, – все равно, что ест мясо мертвого человека. Сказано в хадисе: «В Судный День будет открыта книга благостей человека за его поклонения. Человек заглянет в нее и воскликнет в ужасе: «В той жизни я прилагал много усилий, совершая такие-то и такие-то поклонения, но их здесь нет»?!? Ему ответят, что исчезнувшие вознаграждения за его продолжительные усилия, были переписаны в книги тех, которых он осуждал заглазно». [Абу Нуайм Исфахани].

В другом хадисе: «В  Судный День откроется книга благостей человека и он увидет, что ему записаны благости за деяния, которые он не совершал. Ему скажут, что сюда переписаны благости тех, кто его заглазно осуждал».

Абу Хурайра, (радиаллаху анх),  передал: «Как-то мы сидели вместе с Посланником, (саллаллаху алейхи уасаллям). Один из сидящих вдруг встал и вышел. Кто-то сказал, что он ушел обеспокоенный. Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям), нам тут же сделал замечание: «Вы сделали Гыйба своего товарища, ели его мясо».

От матери правоверных Айшы, (радиаллаху анха), передается:

«В присутствии Посланника, (саллалаху алейхи уассалам), я сказала про одну женщину, что слишком уж высока она ростом. «Выплюнь изо рта!» воскликнул он. (К своему ужасу) Я выплюнула кусок мяса». Аллах Волен и в Силах в качестве назидания показать образ в материи.

Гыйба – это когда мусульманин или не мусульманин огорчился бы, если бы услышал, как заглазно обсуждают его недостатки.

Всевышний Аллах передал Моисею (Мусе), (алейхиссалям): «Совершивший Гыйба и покаявшийся, войдет в Рай самым последним. Совершивший Гыйба и не покаявшийся, войдет в Ад самым первым».

Как то Ибрахим бин Эдхем, (рахметуллахи алейх), был приглашен на ужин. За столом отсутствовал один из приглашенных, про которого кто-то сказал, что он – «человек с тяжелым характером». Ибрахим бин Эдхем тут же встал, и, сказав, что совершили Гыйба, удалился.

В хадисе сказано: «Если заглазно осуждается какой-либо недостаток отсутствующего человека, который у того действительно есть, то это будет Гыйба. Если нет, то это бухтан, то есть ифтира (напраслина; клевета)». [Муслим].

К заглазным суждениям (обсуждениям) человека можно отнести суждения о том, что он не читает ежедневные молитвы, или пьянствует, или не чист на руку, или, что он сплетник. Сюда же относится и обсуждение его телесных недостатков: к примеру, говорить что он глухой, косой, хромой, – все это является Гыйба. Если это будет сказано с сожалением, или с целью похвалить его (например: «хоть и хромой, а в мечеть ходит чаще других; хоть и не слышит Азана, не видит часов, а молитву читает вовремя»), то не будет Гыйба. Все зависит от искренности намерений говорящего.

Например, сказать, что в этой деревне полно пьяниц, атеистов, коммунистов – не будет Гыйба, так как не было упомянуто чье-либо имя.

Если человек не пропускает свои молитвы, постится, но в то же время притесняет других, преследует, отбирает их имущество, сплетничает, клевещет, заглазно осуждает окружающих, то предупреждение других о таком человеке не будет Гыйба. Так как выявление и осуждение преступников, совершающих тяжкий грех открыто, без стеснения, не является грехом, а стало быть не только не Гыйба, но и прямая наша обязанность. Ведь истинная наша цель - предупредить окружающих и предотвратить преступление. Не будет никаким грехом, если человек сообщит правоохранительным органам о предстоящем преступлении.

Можно сообщить отцу молодого человека или подростка о том, что он совершает недозволенное – Харам. Но только в том случае, если есть уверенность, что отец захочет и сможет удержать от повторных грехов сына или дочь, или других членов семьи. Если такой уверенности нет, то лучше этого не делать, так как это путь к возникновению вражды.

В шести случаях заглазное обсуждение не будет Гыйба:

1) Говорить о недостатке человека с сожалением и с целью помочь избавиться от этого недостатка;

2) Когда вынужден сказать, при необходимости получения фетвы (разрешения вопроса по шариату);

3) Предупредить окружающих о преступных намерениях кого-либо;

4) Назвать человека по прозвищу, если это прозвище стало его именем, для того чтобы пояснить о ком идет речь;

5) Сообщать о человеке, который грешит открыто, без всяких стеснений. Или о человеке, который упорно распространяет недозволенные новшества (бидъа) в Исламе. (Но! Говорить о том же самом в скандальной форме, с возмущением и открытым обвинением, – будет Гыйба);

6) Предупреждать покупателя о недостатках товара не будет Гыйба по отношению к продавцу. Не будет считаться Гыйба и  предупреждение жениха о недостатках его будущей жены, так как это относится к разряду наставлений.

Если кто-либо грешит открыто, то можно говорить лишь об этих его недостатках. Если же говорить о других недостатках этого человека, то будет Гыйба. В хадисе сказано: «Говорить о человеке, снявшем с себя джильбаб стыдливости - не будет Гыйба». Джильбаб, – это большая женская накидка. В хадисе и говорится, что люди, совершающие  грех открыто, потеряли всякий стыд. Имам аль-Газали и другие ученые, да будет милостив к ним Аллах, пишут, что при обсуждении людей, грешащих открыто, вовсе необязательно при этом их обвинять. Ученые говорят так не с целью защиты потерявших стыд людей, а с целью предупреждения других о возможной опасности Гыйба.

Есть много причин, которые толкают человека к Гыйба: враждебное отношение к этому человеку; зависть; желание поддержать мнение присутствующих; обвинение человека не популярного; желание показать остальным, что у него-то мол таких слабостей нет; желание показать свое превосходство над обсуждаемым человеком; желание рассмешить присутствующих; желание «пошутить», надсмехаться; высказывание удивления, огорчения и сожаления о неожиданных неприглядных сторонах человека, неодобрения таких поступков...

Гыйба является причиной тому, что грехи обсуждаемого человека переписываются в «Книгу» говорящего о нем. И наоборот, благости Аллаха Тааля, вписанные в «Книгу» говорящего, переписываются в «Книгу» обсуждаемого человека. (Представьте себе какой вы делаете большой подарок человеку, которого только что заглазно осудили. Не зря один из самых талантливых учеников Имама Аъзама Абу Ханифа (80-150/699-767) - Абдуллах б.  Мубарак аль-Марвази (118-181/736-797) говорил: «Если бы я заглазно кого-либо осуждал, то делал бы это по отношению к своим родителям, так как было бы более справедливо отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно своим родителям»).

Три  вида Гыйбы:

1) Когда человек, осуждающий кого-либо, говорит: «Я не делал Гыйба, а сказал, то что есть». Это не что иное, как неверие в ясное сообщение Священного Корана, где сказано: «Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взоры их - завеса. Для них великое наказание!» (2 : 6, 7).

2) Второй вид Гыйба, - сообщение человеку о том, что его заглазно осуждали. Это большой грех, и одного покаяния после совершения такого греха мало. Необходимо добиваться чтобы этот человек лично простил этого «вестника».

3) Третий вид Гыйба, – это когда человек, которого осудили заглазно, не узнал об этом. В этом случае необходимо принести покаяние, и после покаянной молитвы просить Аллаха субхана ва таля дать благостей этому человеку.

Если при вас стали осуждать кого-то за глаза, то вы тут же должны остановить собеседника и предупредить об опасности. Сказано в хадисе:

«Если кто-либо поможет своему брату по вере, когда тот об этом не подозревает, то Всевышний Аллах поможет такому человеку и в этом и в загробном мире».

Еще сказано в хадисе: «Если кто-либо при совершении Гыйба (заглазного осуждения) брата по вере не помог ему в меру своих сил, то ему будет достаточно грехов и в этом мире и в загробном».

Еще сказано: «Если кто-либо в этом мире защитит честь брата по вере, то Всевышний Аллах спасет его от Ада, послав ему в помощники своего ангела». И еще: «Если кто-либо защитит своего брата по вере в вопросах чести, то Аллах защитит его от мучений Ада».

Если человек, при котором происходит Гыйба, не остановит собеседника словом или хотя бы в душе, то станет соучастником этого греха. Если имеется возможность, то надо сразу остановить любителя заглазного осуждения, а если нет, надо тут же встать и уйти. Непростительно в таких случаях выражать свое недовольство покачиванием головы, делать знаки глазами или рукой. Нет! Надо сказать вслух: «Замолчи»!

Искуплением греха заглазного осуждения является, как уже было отмечено выше, не только сожаление и покаяние о содеянном, но и необходимость получить прощение человека, о котором говорилось. Сказано было в хадисе: «Не будет прощен человек за гыйбу, пока его не простит тот человек, о котором он злословил». [Дэйлеми].

Имам Ибн-и Абидин в своей книге «Редд-уль-Мухтар…» пишет, что таким же грехом является заглазное осуждение умерших, а также соотечественников из числа неверующих.

Гыйба,  – хуже прелюбодеяния (зина)

Сказано было в хадисе: «Опасайтесь гыйбы, так как (наказание за) гыйба сильнее, чем за прелюбодеяние. Если человек, совершивший зина, покается и больше не будет его совершать, то Аллах примет его покаяние. Но тот, кто совершил гыйба, не будет прощен до тех пор, пока его не простит тот, о ком он делал гыйба». [Ибни Абид-Дунья, Дэйлеми, Табарани, Байхаки и другие имамы].

Хадисы о Гыйба:

«В мирадже, спросил о тех, которые в Аду ели вонючую падаль. Мне ответили: Это те, которые ели мясо людей, делая им гыйба». [Имам Ахмад].

«Злословие и доносительство ослабляет веру человека, сводит его на нет». [Исфахани].

«Делать гыйбу хуже, чем есть падаль». [Ибни Хиббан].

«Позже всех выйдет из Ада тот, кто делал гыйбу и покаялся. Раньше всех войдет в Ад тот, кто умер, не покаявшись от гыйбы». [Рийад-ун-Насихин].

«Мольба человека, который делает гыйба – не принимается.» [Шир’а].

«Пост является щитом от огня. Но до тех пор, пока не будет разбит гыйбой». [Бухари].

«Делающий гыйба – будет в Аду». [Исфахани].

«Посланник Аллаха сказал человеку, сделавшему гыйба: Покайся, ты ел мясо своего брата». [Табарани, Ибни Аби Шэйба].

«Когда была сделана гыйба человеку, получившему наказание за свою провинность, Посланник Аллаха сказал: «Ну, давайте, ешьте мясо вот этой ослиной падали. Делать гыйбу хуже, чем есть эту падаль». [Ибни Хиббан].

Да убережет нас Аллах, Велик Он и Славен, от такого греха как Гыйба! Амин!