ПЛОХАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Способы избавления от от плохой нравственности
В хадиси шарифе сказано: «Улучшайте свой характер». Так сказано потому что характер человека поддается изменению. Известны шестдесять видов плохого характера. Каждый мусульманин должен вывести из себя все плохое что в нем может быть, и заполнить свое сердце прекрасными качествами присущими истинному верующему. Для избавления от любого из плохих нравов, мусульманину необходимо знать следующее: знать что это такое; знать приносимый от них вред; знать причины возникновения заболевания; знать способы избавления от этого недуга и какую пользу может принести излечение. Затем искать эту болезнь в себе, найти и поставить диагноз. Мусульманин – зеркало мусульманина. Человеку сложно увидеть себя со стороны. Поэтому нужно попросить близкого себе человека рассказать о своих недостатках.
Так же о своих недостатках можно узнать от своего врага. Потому что враг ищет недостатки своего оппонента, и может сказать об этом в лицо. А хорошие друзья видят только положительные качества своего друга. Некто попросил рассказать о своих недостатках у досточтимого Ибрахима Эдхема. На что тот ответил ему: «Мы являемся друзьями. Поэтому твое душевное состояние, твои поступки мне кажутся милыми. Попроси об этом кого нибудь другого». Также средством избавления от плохого характера является поиск в себе того плохого и отвратительного, которые человек смог увидеть у другого человека. Таков смысл хадиса «Мусульманин – зеркало мусульманина». Т.е. узреть свои недостатки, увидев их в других людях. У пророка Исы (алейхисаллям) спросили «У кого вы научились такому прекрасному нраву?» на что он ответил; «Смотрел на людей, взял у них хорошее, а плохое отверг». У Лукмана Хакима спросили; «Откуда в вас такая воспитанность?», на что он ответил: «Смотрел на невоспитанных и делал выводы». Обретению хорошего характера служит чтение биографии и истории салафус-салихин (мусульман первых трех поколений), сахабов (сподвижников пророка), праведников Ислама (рахметуллахи алейхим аджмаин).
Очень полезно для избавления от плохого характера делать риязат (совершать что либо, которое приходится тяжело страстям (нафсу) человека), после совершения плохого поступка. Например дать себе слово: если совершу плохой поступок то заплачу столько то садака, выдержу столько то дней поста, буду вставать ночью на намаз. В таком случае нафс человека перестает совершать поступки которые послужат причиной для плохих поступков. Читать, слушать книги о вреде причиняемом плохим характером, тоже очень полезно. В хадиси шарифах сказано:
«Перед Аллахом нет худшего греха чем плохой характер.» Потому что человек не понимает что это является грехом. Из-за этого не раскаивается в этом. А с каждым новым поступком грех все увеличивается и увеличивается.
«Грех который совершают с легкостью и без малейшего сожаления – плохой характер.»
«Так же как горячая вода растапливает лед, так же и хороший характер растапливает грехи. Так же как уксус разжижает мед, так же и плохой характер сводит на нет все хорошие поступки.»
«Плохой характер раба Аллаха сведет его в самые низа Ада, как бы много он не совершал поклонения. Плохой характер может привести к неверию.»
«Человек с хорошим нравом удостоится благ обоих миров.»
«Раб который не совершал много поклонений но обладал хорошим характером, в Судный День удостоится высокого положения.»
Чтобы стать обладателем хорошего характера и сохранить все свои хорошие качества необходимо дружить с благочестивыми людьми и обладателями хорошего характера. В хадиси шарифе говорится: «Характер человека такой же как у его друга». Характер – может передаваться как заразная болезнь. Нельзя водить дружбу с обладателями плохого характера. Нужно держаться подальше от бесполезных вещей, игр отнимающих время, от непристоиных шуток, никчемных споров. Нужно заниматься самообразованием, пополняя багаж знаний, заниматься полезными делами. Быть в стороне от книг, телепередач, от любой информаций которые возбуждают в человеке низменные чувства, толкают к плохим поступкам. Нужно постоянно напоминать себе о пользе хорошего нрава, о вреде запретного и наказаний в Аду.