1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. УПРЯМСТВО И ПРЕПИРАТЕЛЬСТВО

УПРЯМСТВО И ПРЕПИРАТЕЛЬСТВО

Вопрос: Расскажите о вреде ссоры с людьми?

Ответ: Ссориться вредно, если даже при этом нужно раскрыть истину, чтобы повергнуть оппонента. Если у кого-либо удовольствие от победы над оппонентом сильнее чем смириться с истиной из его уст, значит он втянулся в самое наихудшее что только может быть. Искушение выйти победителем в споре, порождает другие виды зла. 

ЧЕМ ВРЕДЕН СПОР

Крайне вредно превращать в привычку препирательство, не соглашаться с мнением оппонента. Например на сказанное, ′′температура тепла примерно 25 градусов′′, оппонировать ′′нет, не меньше 30-ти′′, таким образом пререкаться с человеком. Потому что здесь говорят: ты не знаешь, ты в этом ничего не смыслишь, ты глуп, а я умный и знающий. Таким образом считают себя выше остальных, унижают людей. Без всякой надобности, находить и показывать недостатки людей, это грех. Потому что показав его ошибку, можно обидеть и расстроить человека. Обижать без необходимости, харам. В таких вопросах, не нужно говорить о чужих ошибках. Молчание говорит о зрелости имана. Малик бин Анас сказал: «В исламе нет места препирательству. Споры плохо действуют на сердце, порождают вражду и ненависть». Также было сказано: «Попробуй расстроить верного друга и увидишь что на тебя навалится».  

Если безгрешный человек, начнет спорить полагая что у него есть намерение рассказать об исламе, то этого будет достаточно чтобы согрешить. Человек склонный к спорам, не обладает мужественностью.

Имам Газали сказал: «Человек который хочет стать прославиться, любит спорить. А слава ничто иное как катастрофа для человека». Споры уменьшают дружеские чувства, усиливают вражду врага. Благочестивый мусульманин не будет высокомерным, он уравновешен, помогает в мирских делах. Он силен духовно. Он никогда не вступает в споры.

Не спорь с плохим, обидит тебя.

Не спорь с мягким, оскорбит тебя.

Анас бин Малик передал: В один из дней мы спорили по какому-то поводу, когда к нам подошел посланник Аллаха. Он очень сильно обиделся на нас, мы никогда не видели его таким. Он сказал:

«Перестаньте спорить! Люди до вас погибли именно из-за этого. В препирательстве нет пользы, препирательство вредно. Верующий не станет спорить. Я не стану заступаться за того, кто препирается». (Табарани)

Прекратить спор будучи правым намного сложнее чем оставить спор будучи неправым. С этой точки зрения, за оставление спора будучи правым намного больше савабов.

Огонь раздора между друзьями разжигает мунакаша (спор). Мунакаша, обращаться к человеку как к джахилю (невежда), своими словами и действиями говорить ему, ′′ты не знаешь, а я знаю′′. А человек которого обвиняют в невежестве, много или мало, все же злится на это. В хадис шарифе сказано: «Аллаху тааля больше всего ненавидит раба который углубился в споры». Мунакаша способствует уменьшению количества друзей и появлению соперников. Досточтимый Хасан Басри сказал:

«Не променяй дружбу с тысячью людей на вражду с одним!» 

Мунакаша, это показывать себя более добродетельным и умным чем другие. Это обвинение других в невежестве и глупости, что ничто иное как враждебность. В хадис шарифах сказано:

«Не препирайтесь, человек который никого не обидел, войдет в Рай». (Тирмизи)

«Для того кто при разговоре не пререкается или отказывается от спора будучи правым, дадут в Раю дворец». (Табарани)

«Тот кто будучи правым не оставил спор, не достигнет настоящей веры». (Ибн Абиддуния)

«Аллаху тааля не любит того кто усердствует в споре». (Бухари)

«Оставьте противоборство, от фитны которой не получится убежать». (Табарани)

СУЩЕСТВУЮТ ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ

В знаниях различают четыре вида людей:

1 – Знает что знает.

2 – Не знает что знает.

3 – Знает что не знает.

4 – Не знает что не знает.

Знает что знает: Таким людям можно доверять. Он уверен в себе. Смелый, может вести несколько дел. Например существует некий товарищ.

По отношению к любой технике, включая компьютер может сказать, ′′Я могу управиться с любой техникой, потому что все сделано такими же людьми как и я′′ и потому как уверен в себе то осваивает любую технику. 

Не знает что знает: Такие люди нуждаются в мотивации. Они не уверены в себе. Бояться что не справятся с той или иной задачей. Если их правильно мотивировать, то они с легкостью справляются с поставленной задачей. Например возьмем одного моего друга. Он утверждал, что совсем не разбирается в компьютерах. Я попросил его сесть за компьютер, но он не решился, сказав что компьютер может выйти из строя или взорваться. Я был настойчив и сказал ему: ′′Это не зависит от уровня твоих знаний и твоей культуры. Все что нужно – немного смелости′′. Сейчас он уверенный пользователь ПК.

Знает что не знает. Такие люди понимают свой уровень. Не полезут не в свои дела. Занимаются своими делами. Такие люди всегда заслуживают одобрения.

Не знает что не знает:

Такие люди вредят и себе и обществу. Они не знают и не знают что не знают. Плохие и тщеславные люди. Суют нос куда не надо вмешиваясь не в свои дела.  Лезут не в свои дела. И затем не могут отмыться от грязи.

В отношениях, различают четыре группы людей:

1 – От которых нет ни вреда ни пользы.

2 – Похожие на еду.

3 – Похожие на лекарство.

4 – Похожие на болезнь

Первая группа, никому ничего не должны, ничем не обязаны. Есть они или нет, нет никакой разницы.

Вторые: Люди которые нужны всем и всегда. Таких людей нужно искать и находить, после этого стараться не потерять.

Люди похожие на лекарства: Пригождаются по необходимости. Таких тоже нельзя подвергать забвению.

Люди как болезнь: В таких людях нет необходимости. Но они приставучи к людям, сами их находят. Чтобы избавиться от них, необходимо применять мудаара (жертвование мирскими благами ради своей веры называется Мудаара).

Другие статьи в этом разделе

ТАКИЯ

Вопрос: Некоторые лгут и говорят что это не грех, так как делали такия. Что такое такия?

Ответ: Такия - переиначивание, сказанное обратное, противоположное, иное чему веришь. Это называют Мудаара. Это сокрытие веры, своего взгляда, принадлежности к какое-либо группе, партии, пути следования. Человек который не сохранил тайну, пожалеет об этом. Человек хозяин слову пока не про...

ГОВОРИТЕ ПРАВДУ, КАКАЯ ГОРЬКАЯ ОНА БЫ НЕ БЫЛА…

Не воспрепятствовать совершающему харам имея на то силы и возможности, говорит о слабости веры. Если не навредит вере, себе или другим, то необходимо помешать совершающим харам и макрух. Не воспрепятствовать, промолчать будет харамом. Во многих случаях лучше промолчать. Но нельзя молчать когда нужно сказать правду или хорошее. У нашего пророка спросили:

- О Расулаллах! Для одной из прошлых общин, наказанием было землетрясение...


Москва

1446 год, 10 - Шаууаль.
2025 год, 8 - Апрель.
Имсак 2:55
Фаджр 3:21
Восход 5:32
Ишрак 6:39
Зауаль карахат 12:16
Зухр 12:47
Аср-и Аууаль 16:27
Аср 17:24
Исфирар 18:39
Магриб 19:33
Иштибак 20:47
Иша’а 21:50
Иша’а-и Сани 22:11