РИЯ

ПОКАЗУХА (1)

Существуют 62 духовных болезней. Девятая из них это – Рийа, показушность, лицемерие. Рийа – показывать то чего у себя нет. Это хвастовство, делать что либо ради мнения окружающих выдавая о себе ложную информацию, скрывая неблагополучные стороны. Пользоваться Исламом выдавая себя за богобоязненного человека, показывая себя таким человеком стремиться обрести блага. Совершать поклонения не ради Аллаха а чтобы показать себя хорошим человеком, только для того чтобы пустить людям пыль в глаза и похвастаться.

Если такой человек имеет багаж религиозных знаний, то его называют мунафик (лицемер). Если у такого человека нет знаний, то он изображающий знатока безграмотный религиозный экстремист. Человека выдающего себя за ученого естествознания, который занимается тем что обманывает мусульман, пытаясь совратить их от веры, называют, зындык-безбожник.

Рия – возможна только если заставляют это сделать под угрозой (икрах). Икрах – заставлять делать что либо под угрозой. Если угрожают смертью или отрезать, отрубить какую либо часть тела, нанести физические увечья, это называют – мульджи’ икрах. (Притеснения и гонения тиранов, разбойников и бандитов тоже относятся к мульджи’ икрах). В таком случае, выполнить их приказ человек будет вынужден (зарурат). Принуждение через заключение под стражу или избиение, относится к легкому притеснению. Человек подпавший под легкое притеснение, не имеет права делать рия. Противоположность рия – ихлас (искренность). Ихлас – совершать поклонения ради Аллаху тааля не думая о мирской выгоде. Искренний человек при совершении поклонении не думает какое о нем сложится впечатление у окружающих. Его искренности не нанесут вреда если люди увидят его поклонения. В хадис-и шарифе сказано: «Совершай поклонения словно ты видишь Аллаху тааля. Если ты Его и не видишь, то Он тебя видит».

Будет показухой сделать что нибудь хорошее чтобы удостоится любви и похвалы людей. Рия в поклонении намного хуже показухи совершенных для мирского. Но самая худшая показуха, это когда на ум человека совсем не приходит получить довольства Аллаху тааля. Не будет рия, совершать поклонения и просит у Аллаха  мирского вознаграждения. Например: совершать молитву прошения дождя, намаз истихара. Так же говорится что к ним относятся работа в должности имама, муфтия, учителя, получая за это определенную плату, или чтобы поправить материальное положение или здоровье, или избавится от трудностей, читать аяты и дуа. В этом случае есть намерение совершить поклонения и поиметь пользу. Так же к нему относится отправится в хадж чтобы заниматься торговлей. Если при этом совсем не было  намерения на совершение поклонения, то это будет рия. Если намерения на поклонение было больше, то будет вознаграждение. Совершать поклонения чтобы научить, стать примером остальным, чтобы вдохновить остальных людей не будет рия. Пост в месяц Рамазан, не считается рия. Если поклонение было начато с намерением ради Аллаха, но потом появилось рия, то вреда не будет. Фарзы совершенные с рия, действительны. Но человек не получит вознаграждения, только будет отдан долг за фарз. Не дозволяется резать курбан для того чтобы поесть мяса. Животное зарезанное не ради Аллаха а чтобы угостить хаджи, воина возвратившегося из войны, солдата вернувшегося с армии, начальника или правителя будет считаться мертвечиной. Есть такое мясо, харам. Так же нельзя отвергать поклонения, побоявшись показухи. Будет считаться действительным намаз человека который начал поклонение ради Аллаха, но весь намаз думал о мирском. Одеваться в модную и красивую одежду для того чтобы получить известность, будет рия. Ученые и праведники должны одеваться в дорогую и чистую одежду. Поэтому для имамов является сунной одеваться в пятничные дни в красивые и качественные одежды из хороших тканей.

Будут считаться показухой и наставления, поучения, назидания написание книги для обретения славы. Уа’з – наставления, означает амр-и ма’руф и нахи-и мункар (наставление приказов и запретов и удерживание от совершения греховного). Учиться получать знания, для того чтобы выигрывать споры, участвовать в словесных перепалках, для того чтобы выходить победителем в спорах, тоже является рия. Будет рия учиться для того чтобы получить земные блага, получить высокий чин, повысить свой статус. Рия, является харамом. Знания полученные ради Аллаху тааля, делают сильнее богобоязненность мусульманина. Такая богобоязненность помогает увидеть свои недостатки и ошибки. Будет препятствием перед шайтаном. Человека который свои знания сделал инструментов добывания земных благ, называют «Улема-и су», т.е. называют плохим знатоком религий. Местом их обитания станет, Ад. Поклонения которые при людях совершаются по сунне пророка, а наедине совершаются без соблюдения правил. Тоже будут Рия. Читайте конец 11 главы.

Разрешено посвящать полученные сауабы за поклонения, умершим или живым людям. По мазхабу ханафи разрешено дарить сауабы за хадж, намазы, пост, милостыню, за прочитанный Коран, маулид, зикр, и мольбы. За эти поклонения нельзя требовать деньги, и торговаться. Разрешено принимать подарок за прочитанный ради Аллаха, Коран. По мазхабам Малики и Шафии разрешено передавать благости за поклонения которые совершаются с помощью материальных средств, например милостыня, закят, хадж. В этих мазхабах не разрешено передавать благости за телесные поклонения, например за намаз, пост, прочитанный Коран. В хадисе сказано: «Тому кто проходя мимо могилы прочитать 11 раз суру Ихлас, и ожидаемые благости подарит лежащим в этих могилах, будет дано благостей столько, сколько есть в могиле умерших». Ханафит посвящает свои сауабы, а Маликит и Шафиит просит прощения за умерших.

Чтобы поклонения оказались действительными, нужно сделать намерение получить довольства Аллаху тааля. Намерение делается сердцем. Произношение только языком, не будет считаться намерением. Разрешено произнести языком вместе с намерением сделанным в душе. Если произнести одно а в душе сделать другое намерение, то примется намерение которое было в душе. Но обещание дается только словесно. При обещании, клятве, за основу берется произнесенное языком. Нет такого хадиса или сообщения где говорилось бы что намерение совершается словесно. Ни один из имамом мазхабов об этом не говорил. Намерение - это не напоминание или пропускание через сердце, что надо бы совершить такое то поклонение. Намерение – это желание и решение совершить что либо ради Аллаху тааля. Намерение делается перед совершением поклонения. Если сделано предварительно, например за день, то это не будет считаться намерением. Это называют желание, стремление, обещание. Например в мазхабе ханафи намерение на пост делается после того как сядет солнце перед тем днем в который нужно держать пост и до времени «Дахуа-и кубра» дня поста.

Из книги «Ислам Ахлакы»