ВАЖНОСТЬ ВИЗИТА
Вопрос: Кого нужно навещать? Скажите о важности посещения?
Ответ: Зиярат (посещение) должен быть только ради Аллаху тааля. Навещать в первую очередь нужно родителей и после других.
1 – Помогать нужно даже неверующим родителям, обеспечивать их нафакой, проведывать их. Если будет происходить что-либо ведущее к куфру, навещать не надо.
Если родители умерли, то нужно посетить их могилы и их друзей. В хадис шарифах сказано:
«Грехи человека который посещает могилы родителей в пятницу будут прощены, он выполнит свой долг перед ними». (Тирмизи)
«Наилучшее добро делает тот кто после смерти родителей навещает их друзей». (Тирмизи)
2 – Не стоит посещать родственников если будет происходить совершение греха. Но нужно навещать благочестивых родственников. В хадис шарифах сказано:
«Сыла-и рахим - навестить не родного человека который не навещает вас и сделать добро». (Тирмизи)
«Кто желает щедрого рызка, долгой жизни, пусть совершает сыла-и рахим». (Бухари)
«Сыла-и рахим увеличивает достаток, умножает любовь в семье и увеличивает срок жизни». (Табарани)
Благочестивых родственников нужно навещать хотя бы раз в неделю или месяц, не делать перерыва более сорока дней, если они живут в далеком городе то надо обмениваться сообщениями или звонками!
3 – Также имеет большое значение посещение благочестивых друзей, братьев по вере, соседей. В хадис шарифах сказано:
«Про того кто посетил друга ради Аллаха ангел скажет, ʺКак прекрасно, Рай для тебя обязателенʺ. А Аллаху тааля скажет: ʺМеня посетил мой раб. Я обязательно отвечу ему. Не соглашусь ни на что кроме Рая для негоʺ». (Ибн Абиддуния)
«К тому кто ради Аллаха проведал брата по вере, друга ангел скажет: «Как же хорошо ты поступил, пусть Рай для тебя станет дозволенным. Аллаху тааля скажет: ʺТому кто ради Меня проведал человека, предоставлю в Раю вознаграждения которые ему понравятсяʺ». (Баззар)
«Посетивший брата по вере будет находиться под милостью пока не вернется от него». (Табарани)
«В Раю есть такие красивые дворцы которые приготовлены для тех кто посещал друг-друга ради Аллаха, с радостью протягивал руку помощи ради Аллаха». (Табарани)
«Для того кто вышел из дома чтобы наведаться ради Аллаха 70 тысяч ангелов будут возносить дуа: ʺО наш Господь, помилуй своего раба который ради Тебя хочет навестить человекаʺ». (Абу Нуайм)
«Когда мусульманин навещает брата мусульманина, 70 тысяч ангелов возносят мольбу: ʺО наш Господь, будь доволен своим рабом который ради Твоей милости идет проведать мусульманинаʺ». (Табарани)
«Тот кто только ради Аллаха посещает брата по вере, в Раю». (Табарани)
«Тому кто ради Аллаха посетит брата по вере, дается одна степень в Раю». (О сын мой)
«Будьте гостеприимны к своему посетителю!» (Хараити)
«Пророки и шахиды будут с завистью смотреть на людей восседающих в тронах из нура которые будут расположены вокруг Арша. Они - те кто любили друг друга ради Аллаха, встречались ради Аллаха, приходили в гости друг к другу ради Аллаха». (Насаи)
«Аллаху тааля говорит: Те кто наведывались друг к другу ради Меня, любили друг друга ради Меня, отдавали ради Меня, помогали друг другу ради Меня получат Мою любовь». (Хаким)
«Тому кто ради Аллаха направляется посетить друга, ангел будет говорить: ′′Какое же прекрасное деяние ты совершаешь, Рай для тебя стал обязательным». (Тирмизи)
«Аллаху тааля сказал: Те кто показывают свою любовь друг другу, наведываются друг к другу, помогают друг другу имеют право на мою любовь». (Табарани)
«Некто направился посетить друга проживающего в деревне. Ангел обращается к нему:
- Куда ты направляешься?
- В этом селе проживает мой друг. Иду к нему в гости.
- Он что сделал для тебя что-то хорошее, помог тебе и поэтому ты хочешь его проведать?
- Нет, иду к нему только лишь ради Аллаха.
- В таком случае поздравляю тебя! Меня к тебе направил Аллаху тааля. Ты получил любовь Господа не ожидая от него каких-либо привилегии». (Муслим, Хаким)
«Грехи тех кто наведывались к брату по вере и поздоровались с ним за руку, будут сыпаться как листья пока они разнимут руки». (О сын мой)
4 – Важно посещать любого мусульманина, но проведать ученого и бедняка еще лучше. В хадис шарифах сказано:
«Проведавший ученого получит саваб как если бы посетил меня». (Табарани)
«За посещение богатого даются каим и саим савабы, а за посещение бедняка дается саваб борьбы на пути Аллаха, каждый сделанный шаг приравнивается к шагу сделанному ради Аллаха». (Дейлеми)
[Саим-пост. Каим – поклонения совершаемые ночью.]
5 – Нельзя слишком часто приходить в гости! Мусульманские праведники говорят: «Не забывай проведывать людей, не то могут забыть тебя. Также нехорошо частое посещение, потому что можешь надоесть». В благородном хадисе сказано:
«Навещайте не часто, пусть вас полюбят!» (Баззар)
5 – Не собирайтесь уходит не попросив разрешения хозяина дома! В одном хадис шарифе сказано:
«Пришедшему в гости не нужно собираться уходить без разрешения хозяина!» (Дейлеми)
НЕ ПРИНИМАТЬ ПРИГЛАШЕНИЕ – ГРЕХ?
Вопрос: Приходить на приглашения, например на свадьбу, это ваджиб или сунна? Не приходить когда приглашают – грех?
Ответ: В хадис шарифе от Бухари сказано: «Не принявший приглашение, предал Аллаха и Расулуллаха». Мнение ученых ислама по этому хадису говорит, принимать приглашение не ваджиб а сунна. (Манахидж-уль-ибад)
Приходить на свадебное угощение, это тоже сунна. По мнению некоторых ученых, ваджиб. Нужно отметить, это сунна если там не будут совершаться грехи. Если одно из условии угощений не выполняется, то посещать не будет сунной. Например, если стол накрыт не для показухи или чтобы прославиться, если в еде не присутствует недозволенное, на столе не будет спиртного, не будет играть музыка или другое подобного, то можно принять приглашение, не смотря на то, пригласил бедный или богатый, потому что это сунна, а не для того чтобы поесть или с другими целями.
Досточтимый Суфьян Саври говорит:
«Пригласившему в гости не ради Аллаха запишется один грех. Тому кто идет на приглашение не ради Аллаха, запишется два греха».
На свадьбу нужно приглашать не разделяя людей на богатых и бедных! В хадис шарифе сказано:
«Самый плохой стол для гостей, свадьба на которую пригласили богатых и не пригласили бедных». (Бухари)
Вопрос: Каково значение визита благочестивого человека ради Аллаха?
Ответ: Значение визита брата по вере больше чем за сто принятых дополнительных хаджов или умры. В посланник Аллаха в хадисах сказал:
«Посетивший собрание ученых все равно что пришел послушать меня. Тот кто присутствовал собрание с моим участием, все равно что посетил собрание с Всевышним Аллахом». (Табарани)
«Проведай того кто не навещает тебя! Сделай подарок тому кто тебе ничего не дал!» (Бухари)
«Садака, сделанное добро, добро к родителям и посещение родных обращает несчастье в счастье, прибавляет срок жизни и защищает человека от плохой смерти». (Абу Нуайм)
«Мечети дома Аллаха и верующие гости Аллаха. Гостеприимство к гостю, то на что имеет право гость». (Хаким)