НЕНУЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос: Мы задаем много вопросов. Лучше не досаждать излишними вопросами?
Ответ: Ради Аллаха дозволительно задавать любые вопросы в целях получения знания. Задают подобные вопросы как: ′′А кто съел мясо барана зарезанного Ибрахимом (алейхиссалям)?′′, ′′А как зовут мать такого-то ученого?′′, ′′Рыба которая проглотила пророка Юсуфа была самкой или самцом?′′. Спрашивать то что знать не нужно, является макрухом. Ученые ислама говорят: Не разрешено спрашивать то, что не было приказано знать. Например, был ли Лукман пророком? В каком виде джинны появляются перед людьми? Потому что знать об этом не было приказано. (Тахтави)
Сегодня многие не знают вероучение ахли сунна. Без понятия о фарз айнах которые необходимо знать. Не зная о видах процентов, даже о фарзах приема пищи, хотят обладать информацией об ахирате и дунья. Не нужно расспрашивать о том что не нужно знать.
ВОПРОСЫ С ПЛОХИМ НАМЕРЕНИЕМ
Учиться с плохим намерением - заблуждение. В хадис шарифе сказано:
«Давать знания некомпетентному человеку, это потерять их». (Ибн Аби Шейба)
Умение задавать вопросы показывает уровень знания человека. В хадис шарифе сказано:
«Знания - это богатство. Ключи от них - это вопросы. Обращайтесь с вопросами чтобы Аллаху тааля был милостив к вам. Потому что от вопроса получают награду четыре человека: спрашивающий, отвечающий, слушающий и те кто любит их». (Абу Нуайм)
Огромное зло не отвечать на полезный вопрос. В хадис шарифах сказано:
«Ученому не дозволительно не давать ответ на известный вопрос, а незнающий не должен искать ответа на то что он не знает. Потому чо Аллаху тааля сказал: ʺЕсли не знаете, спрашивайте у знающихʺ». (Табарани)
«Тот кто скрывает знания от других, похож на того кто закопал богатства и никому не помогает». (Табарани)
«Того кто скрывает свои знания, проклинают от рыб в море до птиц на небе». (Дарими)
«На того кто скрывал знания, в Судный День наденут огненные удила». (Табарани)
«Говорить ʺНе знаюʺ от уровня знания». (Ибн Маджа)
«Кто говорит ʺЯ ученыйʺ джахиль». (Табарани)
«Того кто дает фетвы не имея знания, проклинают ангелы на земле и небесах». (Ибн Лал, Ибн Асакир)
«Тот кто выдает фетвы не обладая познаниями, совершает вероломство». (Абу Давуд, Хаким)
Не правильно говорить ′′Я знаю′′. В 76-ом аяте суры Юсуф говорится: «Есть некто всеведущий выше всех знающих».
Ученые говорят:
«Благости которые получит человек за то что ради Аллаха промолчал не зная ответ, не меньше которую он получит отвечая на знакомый ему вопрос. Потому что признание своего незнания, наносит тяжелый удар по нафсу». (Шаби)
«Когда алим говорит – не знаю, шайтан сильно расстраивается и говорит, ′′Молчание ученого, намного вреднее его разговора′′». (Ибрахим Адхам)
«Истинный ученый тот давая ответ боится вопроса который зададут в Судный День ′′А с какой книги ты взял этот ответ′′». (Х. Нишабури)
С вопросами нужно идти к тем кто обращается к известным книгам ученых, не к тем кто дает ответы по собственному разумению. В хадис шарифах сказано:
«И ильм (наука) и намаз, религия. Поэтому, внимательно присмотритесь откуда берете знания, как совершаете намаз. В Судный День будете отвечать за это». (Дейлеми)
«Во времена приближения Ахирзамана, ученых станет меньше, умножится невежество. Когда не останется ученых, невежественные и извращенные люди, выдающие себя себя за религиозных деятелей, выдавая ошибочные фетвы, будут сеяь смуту, вводя в заблуждение и себя и других». (Бухари)
«Наступят такие времена когда факихи начнуть браться за тонкие и сложные вопросы сбивая с толку людей. Они те самые худшие люди моей общины». (Табарани)
«Забани, ангелы ответственные за Ад, грешникам хафизам будут давать сильные мучения чем идолопоклонникам. Потому что грех совершенный зная, намного хуже чем грех совершенный по незнанию». (Табарани)
«Вред для моей общины от плохих предводителей религий, будет намного хуже». (Хаким)
В таком случае, неправильно обращаться с ненужными вопросами и задавать вопросы с другими целями. Также неправильно приставать с вопросами чтобы проверить человека на знания чтобы смутить его. В хадис шарифе сказано: «Спрашивайте чтобы узнать! Не задавайте вопросы с плохими намерениями!» (Дейлеми)
БЛАГОСТИ ЗА ВОПРОСЫ
Вопрос: Можно ли задавать вопросы имамам ведущих колонку в газетах и передачи в радио?
Ответ: Нельзя обращаться с пустыми, бестолковыми вопросами. Но очень хорошо когда задают хорошие вопросы. Потому что в хадис шарифе сказано:
«Знания - это сокровищница которая открывается вопросами. Спрашивайте, достигайте милосердия. Когда задают вопрос, то благости получат четыре человека:
1 – Задавший вопрос.
2 – Дающие ответ.
3 – Те кто слушали. (В случае с газетами и эл.письмами те, кто читали, слушали по радио.)
4 – Те кто любят их. (О том кто не получает газету, не имеет компьютера и эл. почты и поэтому не может читать. Радиопередачу в это время не слушает. Но если он мечтает получать газету, иметь компьютер чтобы читать эти вопросы и ответы, иметь свободное время во время трансляции радиопередачи, то получает такую же благость как и перечисленные выше люди.)»
ВОПРОСЫ ПРЕСМЛЕДУЮЩИЕ СКРЫТЫЕ ЦЕЛИ
Человек который досаждает плохими вопросами, спросил ученого: почему вы не отвечаете на мои вопросы? Почему вас возмущают доводы из книг «Мабсут», «Бахрур-раик»? Почему вы так поступаете? Не давать ответа - покушение на религию. Я спрошу с вас за это в судный день. Мы спрашиваем чтобы узнать, потому что воспринимаю вас как учителя. А вы не отвечаете.
На это был дан ответ:
Приводить доводы для плохих целей это одно, а обнаружив ошибку сказать об этом имея благовидный предлог - другое. Такова сущность человек, поправлять ошибку. Если не знаем ответа, то говорим - не знаем. Нас принимает настоящий ученый, задавать вопросы нужно соблюдая субординацию. Потому что посланник Аллаха сказал: «Проявляйте уважение к своим наставникам, относитесь к ним с почтением!» (И. Наджар)
Великие ученые говорят: «Человек не увидит пользы от полученных знаний пока не станет почитать своего наставника». Раб, тот кто принадлежит своему владельцу без всяких условий и выполняет все его приказы. Раб не руководит своим хозяином, также и воспитанник, и задающий вопрос должны относится с почтением, не произносить непристойные слова учителю.
Если говорит – я не воспринимаю вас как учителя, то это еще хуже. В таком случае выяснится и ложь и то что вы обратились с плохим намерением.
Вопросы задают чтобы узнать, получить знания. Такие мысли как, ′′Интересно что он думает по этому поводу? Что он знает про это? Задам им тяжелый вопрос чтобы смутить его?′′ не соответствуют нашей религий. По этому поводу есть три хадиса пророка:
«Спрашивайте чтобы узнать! Не задавайте вопросов с другими целями!» (Дейлеми)
«Отправится в Ад тот кто спрашивал не ради Аллаха а с другой целью!» (Тирмизи)
«Отправится в Ад тот кто учился чтобы состязаться с алимами, заставлять замолчать невежд и завоевать уважение». (Тирмизи)
Не правильно засыпать вопросами даже если это необходимо. Приведем несколько хадис шарифов:
«Запрещаю вам задавать много вопросов». (Табарани)
«Избегайте задавать много вопросов! Люди до вас, гибли по этой причине». (И. Маварди)
«Отправится в Ад кто учился не ради Аллаха а с другой целью или превративший свои знания в инструмент мирских благ». (Тирмизи)
Значит, не правильно задавать ненужные вопросы или вопросы с другими целями. Не задают вопросы с целью ущемить человека.
Избегать обучить человека который хочет узнать чтобы действовать согласно полученным знаниям, заблуждение. Но неправильно делиться знаниями с человеком который не знает большую ценность знании или спрашивает с другими целями. Приведем два хадис шарифа:
«Давать знания не компетентному человеку, все равно что дать пропасть знаниям». (Ибн Аби Шейба)
«Давать знания недостойному человеку, все равно что украшать свинью жемчугами». (Ибн Маджа)
Вопросы, на которые не были ответы, были с плохими намерениями или же были излишними. Тем кто задали вопросы ради Аллаха, то отвечаем с радостью. Это наша миссия, и мы обязаны писать.