ТАКВА, ВАРА, ЗУХД

Вопрос: Расскажите о важности таквы в Исламе?

Ответ:

Таква, уверовав в Всевышнего Аллаха, соблюдать все приказы и запреты, т.е. бояться Аллаха и избегать запреты. Если обладатель таквы избегает также и сомнительного, то становится обладателем состояния вара. Избегать большинства дозволенного, от страха впадения в сомнительное избегать и мубахов, и избегать любви к мирскому называют Зухд.

Досточтимый Имам Раббани говорит:

Чтобы избавиться от земных бед, наказания в Ахирате, нужны две вещи. Следовать приказам и избегать запретов! Из этих двух важнейшим является второе, это называют Вара и Таква. Люди становятся выше ангелов в результате Вара. Обладание Вара и Таква, важнее всего остального. [Мактубат 76]

В хадис-и шарифах про Вара говорится:

«Вара – основа веры.» [Хатиб]

«Вара – опора нашей религий.» [Байхаки]

«Ничто не будет похожим на Вара.» [Тирмизи]

«Вара – господин всех деяний.» [Табарани]

«Иман сделает из человека обладателя Вара.» [Дейлеми]

«Вара – избегание сомнительного.» [Табарани]

«Самое доброе в нашей религий это Вара.» [Хаким]

«Вара прекрасна, еще прекрасней если присутствует у ученых.» [Дейлеми]

«Наша религия будет стоять при помощи Вара.» [Мактубат-и Масумия]

«Намаз с имамом обладающим Вара будет принят, находиться при нем это уже поклонение, слушать его уже милостыня.» [Дейлеми]

«Два раката с имамом обладающим Вара, лучше тысячи ракатов с имамом без Вара.» [Абу Нуайм]

«Обладатель следующих трех качеств имеет безупречный иман: хороший характер когда отношения со всеми прекрасные, Вара которая помогает избегать харамов, кротость которая скрывает невежество.» [Несаи]

«Исполняй фарзы и станешь абидом среди людей [человек, который находится в постоянном поклонении], избегай харамов и станешь самым большим обладателем Вара, прояви благодарность полученным от Аллаху тааля благами и станешь самым богатым среди людей.» [Ибни Адий]

В Священном Коране о Таква говорится:

«Рай уготован для боящихся Бога.» [Аль-Имран 133]

«Наиболее почитаемый из вас у Бога есть тот, кто наиболее боится Его.» [Худжурат 13]

«Бог принимает жертвы тех, которые Его боятся.» [Маида 27.]

Наш пророк (алейхиссалям) говорит:

«Таква, одежда имана.» [Дейлеми]

«Таква вбирает в себя каждое хорошее дело.» [Абу Яла]

«Обладатели богобоязненности войдут в Рай не подвергаясь вопросам.» [Табарани]

«У всего есть основа. Основа веры таква.» [Хатиб]

«Истинное превосходство в богобоязненности. Нет другого преимущества.» [Табарани]

«Обладатели Вара и таква будут близки к Аллаху тааля в Ахирате.»  [Ибни Лал]

«Зухд и Вара каждую ночь посещают сердца и остаются там где есть иман и хайа [стыд], если такового нет в сердце то уходят не задерживаясь.» [Имам Газали]

«Не может быть ученым человек который не живет согласно своим знаниям, тот у кого нет Вара не может быть абидом. Если не Захид то не может стать обладателем Вара.» [Аскари]

Вопрос: Говорят: Аллаху тааля любит обладателей зухда. Что такое зухд?

Ответ: отказ от многого из дозволенного, отказ от большинства мубахов дабы не впасть в мнительность и боязнь полюбить этот мир, называют – зухд. Обладателя этого состояния называют – захид. Различают три вида зухда:

Различают три вида зухда:

1) – Зухд невежды, когда избегают харамов.

2) – Зухд алимов, когда отказываются от многого из дозволенного.

3) – Зухд арифов, когда отвергают все что может отвлечь от Всевышнего Аллаха. (Имам-и Ахмед)

В хадис-и шарифе сказано: «Зухд, любить то что любит Аллаху тааля, не любить то что не любит Аллаху тааля, а также отказ от мирского которое дозволено. Потому что за то что дозволено в этом мире, придется нести ответ, а за запретное придется нести наказания. Переживать за мусульман так же как переживаешь за себя, избегать пустых слов также как избегаешь харамов, избегать большого богатства и роскоши так же как избегают огня, держать в этом мире себя в браздах – все это зухд.» (Дейлеми)

Досточтимый Али (радиаллаху анх) сказал: ''Знания приведут человека к выполнению приказов Всевышнего Аллаха а зухд поможет выполнять их.'' В двух хадис-и шарифах сказано: «В ахирате ближе к Всевышнему Аллаху будут обладатели зухда и вараа.» (Ибн Лал)

«Зухд и вара каждую ночь посещают сердца и остаются там где присутствуют вера и стыд. Сердца где нет этих качеств они сразу же покидают не задерживаясь.» (И. Газали)

Имам Раббани сказал: ''Обладатель зухда самый умный из людей потому что его сердце не привязано к этому миру.'' Приведем несколько благородных хадисов: «Если Всевышний Аллах проявит свое милосердие к человеку то сделает его факихом в религий, в миру сделает захидом и даст такую проницательность что он будет видеть свои прегрешения.» (Байхаки)

«Начало всех ошибок от любви к мирскому. Тот кто избегает мирское – захид.» [Байхаки, Ибни Абид-дуния, Хаким, Имам Суюти]

«Не станет захидом неучтивый, нескромный человек.» [Табарани]

«Если увидите захида станьте ему близки, потому что они кладезь мудрости.» [Абу Яла] 

У пророка спросили «Как быть чтобы меня полюбил Аллаху тааля и все остальные?», «Если не станешь тянуться к мирскому, то станешь захидом, и Аллаху тааля тебя полюбит. Если станешь захидом по отношению к имуществу людей [не будешь зариться на чужое богатство], то и люди тебя полюбят.» [Ибни Маджа]

Два раката совершенного ученым захидом, намного лучше намаза за всю жизнь не обладающего зухдом. [Барика]

ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ЗАПРЕТНОГО И СОМНИТЕЛЬНОГО

Вопрос: Что такое таква и на что нужно обращать внимание чтобы стать обладателем таквы?

Ответ: Избегать сомнительного называется Вара, избегание от запретного – Таква. Отвергать большее количество мубахов из-за сомнений, называется Зухд. В конце книги «Хадика» говорится:

''В наше время стало очень тяжело быть обладателем Таквы и Вара. Сейчас богобоязненным [таква] считается тот кто защитил сердце, язык и все органы свои от запретного, не притесняет без причин людей и животных, не заставляет работать без оплаты, и воспринимает имущество людей их собственностью. Имущество которое находится на руках у человека пока не станет известно что оно получено путем грабежа, воровства, в результате ростовщичества, азартных игр, как взятка, несправедливым или обманным путем и даже если об этом становится известно, все равно нужно воспринимать как принадлежащее ему по праву. Если такое имущество дают другому, то взять можно, пусть это имущество и является мульк-уль хабис [харам смешанный с халялем]. Если точно известно что отдают харам, то нельзя брать ни под каким предлогом. 

В книге фетв «Кадыхан» говорится: Стало невозможно защитить себя от сомнительного. Теперь стало ваджибом избегать широко известного харама.'' А сейчас настали времена когда стало еще труднее. Потому что в хадис-и шарифе сказано:

«Каждый новый год будет хуже предшествующего.» Поэтому, в наши дни Вара и Таква это – защитить сердце, язык и все органы от харама, не сотворить зла людям, не издеваться над людьми и животными, оплатить вовремя труд работника и даже не просить сделать что-нибудь своего ученика, при том что он вызвался помочь.