СВЯЗЬ ИМАНА (ВЕРЫ) И АМАЛОВ (ДЕЙСТВИЙ)
По мнению ученых ахл-и сунна, вера человека совершившего большой грех, не теряется. Такой человек не становится кафиром. Грешника называют грешником-фасиком. Фасики, у которых правильное вероучение, возможно отправятся в Ад, а возможно и нет. Если будут брошены в Ад, то не останутся там навечно. Основа Ислама, верить в единство Аллаха, верить в предписания и запреты ниспосланные Аллахом через пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям). Т.е. исполнение предписаний и удержание себя от запретов хоть и не является условием веры, но верить в то что претворение их в жизнь является фарзом является условием веры. Не верящий в это – не является мусульманином.
Сколько бы кафиры не делали полезного для человечества, это не избавит их от огня Ада. Сколько бы хороши ни были поклонения и благие дела, все равно они стоят на втором плане, за иманом-верой. Основа основ, вера. Благие деяния, на втором месте. Пользу принесут те благие дела, – в этом и потустороннем мире –, которые совершены когда на сердце есть иман, тем самым давая счастье в этом и потустороннем мире. Благие дела без веры в этом мире, привнесут счастье, только для этого мире. В ахирате, нет от них никакой пользы. 39 аят, сура «Нур»: «Что касается до неверных, то дела их будут подобны миражу в степи; жаждущий принимает его за воду, но, приблизившись к нему, не находит ничего. Но он найдет перед собой Бога, который сделает с ним расчет. Бог быстр в расчете.» И 18 аят суры «Ибрахим»: «Дела неверующих в Господа подобны пеплу, разносимому сильным ветром в бурный день. Они не воспользуются ничем из приобретенного ими, это — далекое заблуждение», и 23 аят суры «Фуркан»: «Тогда Мы представим дела каждого и обратим их в пыль, разносимую во все стороны», и 103-104 аят суры «Кахф»: «Скажи: объявить ли вам, кто наиболее потерял делами своими? Чьи старания в этой жизни были напрасны и кто считал, однако, что поступил хорошо?» И следующие аяты этой суры: «Это те, которые не веровали в знамения Господа ни в то, что предстанут пред Него; их дела напрасны, и Мы не дадим им веса в день воскресения». Эти аяты доказывают о правильности вероучения ахл-и сунна.
Аят суры «Аср»: «..делают добро и внушают другим истину и терпение» и аят 55 аят суры «Нур» «..верующим из вас и делающим добро» говорят о том что иман-вера и амал-дела, не одно и то же. Если бы амал, был частью имана, то в аятах не говорилось бы о них как об отдельных положениях. 9 аят суры «Худжурат»: «И ecли бы двa oтpядa из вepyющиx cpaжaлиcь, тo пpимиpитe иx». Всевышний Аллах, называет му’минами даже тех мусульман которые могут выступить друг против друга. Следующий за этим аят гласит «Bepyющиe вeдь бpaтья. Пpимиpяйтe жe oбoиx вaшиx бpaтьeв», и говорит что верующие, братья. 47 и 115 аяты суры «Ниса»: «Бог не прощает тех, кто придает Ему равных; Он прощает все остальное, кому, хочет; но тот, кто придает Богу товарищей, находится самом крайнем заблуждении». В одном хадисе сказано: «Ко мне пришел Джабраил (алейхисаллям), и сообщил следующую радостную весть: тот кто умрет не придавая Аллаху сотоварища, т.е. не став неверующим, даже если он совершит прелюбодеяние, даже если совершит воровство, все равно в конце он вступит в Рай».
Перечисленные аяты и хадисы говорят о том что вера-иман и амал-деяния, разные вещи. Для секты мутазилитов и хариджитов утверждающих обратное, доказательством служат 97 аят суры «аль-Имран»: «Что касается до неверных, то Богу до них нет дела; Он может обойтись без всей вселенной» и 7 аят суры «Худжурат»: «Ho Бог заставил вас предпочитать веру и украсил ее в сердцах ваших; Он заставил вас питать отвращение к неверию и непокорности». 97 аят суры «аль-Имран», подкрепляют слова хазрат-и Умара (радиаллаху анх); «Хочу отправить людей чтобы они собрали джизья в пользу государства с тех кто имеет средства, но не совершают хадж. Потому что такие люди не мусульмане». Однако слово неверие-куфр в аятах Корана и вышедшее из уст хазрата Умара говорит о тех кто не верил что хадж является условием Ислама. В последнем аяте, слова «Вера» и «Грех» хоть и противопоставлены друг другу, но не стоит этот аят воспринимать буквально. Вера не является противоположностью греху. Потому что есть много положений которые хоть и разняться в понятиях красота и безобразие, но в иных ситуациях начинают прекрасно сочетаться. Еще один аят, где говориться «После того как уверовали, как же мерзко совершение грехов» расставляет отдельно веру и грех. Совершение грехов, и мусульманин, нечто несовместимое, совершение грехов не к лицу мусульманину. Мусульманин может совершить грехи, но при этом он не теряет веру. Потому что самое наихудшее и беспутное, это когда грех и вера, оказываются в одном месте. Грех совершаемый неверующим, не так отвратителен.
Верящий в существование Аллаху тааля и Его Единственность, принимающий Его пророка и все положения его религий, если согрешит, то обязательно пожалеет о своем поступке. Тот кто не признает Аллаху тааля и Его пророка совершает свои деяния не ради Аллаха, а если так он никогда и не признает себя рабом Аллаха. Отношение Аллаха к этим двум конечно же не будет одинаковым. Для подробного разъяснения этого вопроса можно привести следующий пример: Есть у отца два сына. Один из них разгильдяй, не учится, не работает, никому не приносит никакой пользы. Вот только к отцу он испытывает трепет и уважение, стоя перед ним сожалее за свои поступки. А второй же сын прямая противополжность, и работящий и учиться хорошо, и все у него получается, вообщем успешный молодой человек. И вот второй сын в один из дней возгордился и выступил против отца, дескать ну кто ты такой, я и сам без тебя встану на ноги, и прочее. Отец рассердился на него и выгнал его из родного дома. Сказав такие тяжелые слова своему родному отцу, второй сын потерял все свои добрые дела. Так же случается и с верующим но с грехами и неверующим.
Верующего и любящего Ислам, ни в коем случае нельзя признавать кафиром из-за совершенных греховных поступков. Вера – основа мусульманства. Пусть даже в выполнениях канонов есть недостатки, но если у человека есть уважение к вере он остается мусульманином. Если бы было так что деяния являлись бы частью веры, каждый совершивший грех, становился бы кафиром. В мире не осталось бы мусульман. В хадисах о чем то хорошем говорят как о вере, а о чем то плохом говорят как о том что может привести к куфру. Но это говорится для того чтобы люди знали о большом количестве степеней добра и зла. Об этом можно понять взглянув и на другие аяты и хадисы-шариф; «Чувство стыда – от имана», «Чистота – половина имана», «Вера – намаз», «Верующий – тот в ком уверены люди», «Верующий – не совершит прелюбодеяние», «У верующего может быть любой характер. Но не может он быть предателем и обманщиком». Эти хадисы говорят что отсутствие: стыда, чистоты, намаза, доверия, совести; и присутствие: лживости, коварства, вероломства, прелюбодеяний не говорят об отсутвии веры. Некоторые деяния человека могут оцениваться очень высоко, и они могут говорить о крепкой вере человека.
Греховные деяния кажутся желанными и приятными для души. Обладатель веры может обмануться следуя своим прихотям. Но во время совершения греха, человека гложут разум и совесть. Человек обретает веру своим умом. А грехи, совершает потому что это нравится душе. По этой причине можно видеть что вера и предаваться своим прихотям, две разные вещи.
Совершение грехов при каких то делах, не лишает человека веры. Вера теряется если совершается явный греховный поступок. По мнению Исламских ученых, к потере веры приводит обвязывание поповским поясом «зуннар», или поклонение идолам.
Обвязывание «зуннаром» и поклонение идолам, в Исламе признаки неверия. Если даже человек при этом и не покинет свою религию, но так как у человека было проявлено к таким поступкам желание, то такие поступки являются очень опасными для его веры. Верующий может сразу почувствовать как ослабла его вера. Имам А’зам Абу Ханифа (рахметуллахи тааля алейх) сказал: «Из Ислама можно выйти через ту же дверь, через которую вошел». Здесь имеется ввиду сердце человека. Как только в сердце входит вера, человек становитсья мусульманином. Как покидает сердце вера, то и человек становится кафиром.
Тот кто считает себя мусульманином, должен знать что только под угрозой смерти и угрозы смерти своей семьи может сделать подобные поступки. Так как об этом говорят ученые Ислама очень высокого уровня, то нельзя пренебрегать их словами. От сердца идут посылы ко всем органам человека. Выполнение канонов Ислама, приносит человеку только пользу. А также является полезным для мусульманина оберегать себя от совершения запретного. Пусть даже люди и не могут вникнуть во все подробности религий, но для них будет лучше предостеречься. Совершение запретного, сильно влияет на сердце человека. Такие поступки опустошают, омертвляют, угнетают сердце. Многократное совершение греховных поступков, могут стать причиной потери веры.
Так же как нужно исполнять все религиозно-правовые нормы Ислама, так же нужно в них и верить. Только с такой верой, все поклонения совершаются с любовью.
Вера сердцем, основа Ислама, и самое лучшее деяние человека. Когда у пророка спросили какое самое лучшее поклонение, он ответил «Вера в Аллаха и его пророка», после этого прочитал молитву утверждения веры «Аманту..». Хадис приведен у Бухари.
Утверждение что вера является основой Ислама не принижает степень важности исполнения поклонений. Причиной исполнения поклонений, является вера. Сильная причина, гарантированно послужит завершению результата. Сильная вера мусульманина, заставляет его по особому относиться к осполнению своих поклонений. Мусульманин должен уверовать в каждое из положений религиозно-правовых норм Ислама. Поэтому согрешивший мусульманин должен бояться потерять веру. Если не придавать должного значения греху, говорить «а что в этом такого», то теряется вера.
Так же нельзя сказать: «Главное уверовать, принять все религиозно правовые нормы Ислама, и хочешь исполняй их, хочешь не исполняй». Это неуважение к религий.
Иман – это уверование сердцем. Для этого в первую очередь, нужны определенные знания. Знания и деяния, два разных понятия. Для знании, нужны деяния, но все равно это разные вещи.
Совершение хороших дел, если в сердце нет веры в Аллаха, не имеет никакой ценнности. А вот вера все равно остается ценной, даже если не совершаются никакие благие дела. Мусульмане выполняют религиозно-правовые нормы Ислама, чтобы охранить себя от наказаний в Аду и чтобы обрести счастье в этом мире. Амал-деяние, хоть и не является частью веры-имана, но является условием полной веры. Иман – это знания. Все достижения в этом мире, обязаны своим существованием, знаниям. Почему же в Судный День, чтобы оказаться в числе счастливчиков которые отправляются в Рай, не могут оказаться те, кто подкреплял свой иман знаниями. Иман, подкрепленный знаниями, требует к себе особого внимания. Те кто пренебрегли тем к чему может привести такой иман, посчитавшие что этого им мало, являются теми кто упустил счастье из своих рук.
В наше время люди работают не покладая рук, чтобы достичь в этом мире финансового и как им кажется духовного благополучия. А для вечной жизни, для того чтобы уберечь себя от вечных мук, не придают должного значения. Или же вовсе об этом не думают. Всевышний Аллах наделил человека разумом. Вместе с умом на человека возложены полезные для него же самого обязанности. Послал пророков чтобы они научили этому людей. Если человек не знает законы самосохранения и способы борьбы за выживание или же зная о них не будет действовать согласно этим законам, то это плохо скажется на нем самом. Без сомнения, для самого человека вредно не подчиняться законам Аллаху тааля, которые Он послал своим рабам, да еще и придав этим посланиям большое значение. Для человека который не знает когда он покинет утробу матери и появится на этом свете и в какой миг умрет, не подобает быть неблагодарным своему Создателю, который к тому же указывает правильный путь следования в этом и мире, и что нужно делать чтобы пройти все экзамены в Судный День. Следование и принятие всех религиозно-правовых норм Ислама, бессомненно сделает человека счастливым в обоих мирах.
Те кто не верят в Ислам, говорят; «Религия? Откуда она вышла? Ну и кто побывал в Раю или Аду? Да это все сказки первобытных людей». Если бы они хоть взглянули на книги по естествознаниям, если бы они послушали хороших историков исламоведов, обратили бы свое внимание на достижения естественных наук которые доказывают правильность исламского взгляда на сотворение мира. Они бы приняли Ислам. А если нет, то у них хотя бы появилось уважение к Исламу.
Если бы они изучили жизнь пророка Ислама, по книгам ученых ахл-ю сунна, в их сердцах поселилась бы любовь к последнему пророку. Они бы увидели миллионы людей, которые написали миллионы страниц книг выражая к пророку свою любовь, жертвовали самым дорогим что у них есть. Источник всех знаний, всего прекрасного что есть в человеке, все это благодаря пророку Аллаха, и это знают все. Он тот, кто начинал один, и достиг всего своим терпением, стойкостью, не изменял своих взглядов, и итогом этого было падение таких великих держав как Персия и Византия, появление на свет наций, которая за 23 года его пророчества, превратилась в его армию жертвующая самым дорогим на пути Аллаха, и которая готова вплоть до Судного Дня вести человечество к счастью, спокойствию, культуре, развитию. Готовая вести людей обладающих разумом к вере в Единого Аллаха. Нет никакой необходимости искать другого такого человека. Отрицание этого великого пророка, есть отрицание истории человечества, и отрицаний всех произошедших событий. Отрицающий такого великого человека, является рабом своих прихотей. Невежда который далек от историй и наук. Или же человек несведущий в историй и науках.
Узнавший прекрасную жизнь пророка Мухаммеда (алейхисаллям) и понявший величие Ислама, узнавший насколько тонко раскрыты все религиозно-правовые вопросы этой религий, понявший огромное количество пользы от этой религий должен будет принять эту религию. Абу Ляхаб и Абу Джахль, которые видели его, а также император Византий Гераклиус и персидский шах Парвиз которые получили письмо от пророка (алейхисаллям), все они из числа не поверивших в него. Их неверие, говорит об их чрезвычайной глупости, о черствости их сердец, об их упрямстве.
Вера в обязательность совершения поклонений, от веры. Вера, это одно, исполнение – это другое. Нельзя говорить что это одно целое. Не исполнять из-за лености, не приводит к куфру.
Абдулгани Наблуси говорит что вера не увеличивается и не уменьшается. Вера может стать сильней. С увеличением или уменьшением поклонении увеличивается или уменьшается достоинство веры. Это понятие выведено из аятов и хадисов. Так как сведения про это из разряда тех, на которые можно делать иджтихад, и на которые были даны много разъяснении. Никто из ученых не критиковал точку зрения другого ученого. Поклонения украшают веру человека. Они подобны ветвям дерева. Вера, не увеличивается из-за совершения поклонений, не уменьшается из-за совершения грехов. Так сказали такие ученые как Имам а’зам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Абу Бакр Ахмет Рази, и многие другие ученые (рахимахумуллаху тааля). Потому что иман – это полное уверование. А уверование не может быть большим или маленьким.