ИБН БАТТУТА (Абу Абдуллах Мухаммед Танджи)
Факих мазхаба малики, путешественник. Имя Мухаммед бин Абдуллах бин Мухаммед бин Ибрахим. Взял себе прозвище Абу Абдуллах. Родился в 703-м г.х. (1303 г.) в Северо-Западной Африке (Марокко) в городе Танжер. Поэтому к его имени добавляют Танжер. До 20-и лет получал образование. После, в течение 29-и лет путешествовал. По возвращению на родину, прожив еще несколько лет, умер в Танжере в 770-м г.х. (1368 г.).
Начал учиться уже с малых лет. Кроме религиозных знаний изучил также и вспомогательные науки. Стал ученым как в арабских науках и факихом маликитского мазхаба. Закончив обучение в Танжере, в возрасте 22-х лет покинул родной город для совершения хаджа. Во время путешествия посещал мечети, медресе, кладбища и делал наставления для народа. В каждом городе или стране он не оказывался, знакомился со знаменитыми и высокопоставленными людьми и не оставлял их равнодушными. В следствие этого у него появилось желание посетить мусульманские страны. С такой целью он вышел в путь, длиной в 29 лет и 3 месяца. При первом путешествии он посетил Египет, Сирию, Анатолию, Иран, Хиджаз, Туркистан, Среднюю Азию, Китай, Индию, Суматру и еще многие страны. По прошествии 25-и лет вернулся в Танжер. Во время своего второго путешествия посетил заселенную мусульманами Андалузию и некоторые места Франции. Еще позже выехал в свое третье путешествие и посетил страны Пустыни Сахара, Судан, Центральной и Северной Африки. Проведя всю свою жизнь в длительных путешествиях, он, всеми доступными способами того времени, посетил все страны где обитали мусульмане или имели отношение к исламу. Оставил сведения об истории, географии, этнографии и культуре этих стран. В местах своего посещения также служил кадием, послом.
В каждой стране пребывания Ибн Баттута знакомился с правителями, знаменитостями и людьми со всех слоев населения. Подробно описал их быт, обычаи, кухню. Записывал важные сведения о конфликтах, борьбе и войнах правителей и чиновников. Когда по окончанию путешествия он вернулся на родину в Танжер, то по просьбе султана Марокко Абу Инана передал писцу Ибн аль-Джавзи сделанные им записи и важные события, которые он видел и слышал. Ибн аль-Джавзи добавив некоторые исторические факты, закончил книгу в 756 г.х. (1355 г.). Книга была предоставлена султану Абу Инану под названием «Тухфат-ун-нузар фи гариб-иль-имсал ва аджаиб-иль-асфар», вкратце «Рихля» или же «Саяхатнама».
В труде известного в Турции как «Ибн Баттута саяхатнамеси» есть сведения по мусульманским и другим странам того времени где содержатся ценные, основательные и познавательные сведения об истории, географии, фольклоре и этнологии, религиозной, социальной и научной ситуации в мусульманских и других странах того времени, в котором упоминается индийская беднота, братство ахи в землях Анатолии и Батинитах Ирана.
Кроме этого, он приводит краткие сведения о некоторых ученых и праведниках, с которыми он виделся или слышал и известных местах паломничества. Благодаря этим особенностям его труд считается одним из важных произведений, проливающих свет на социокультурный уровень и структуру исламского мира в средневековье.
Эта книга на турецкий была переведена Мухаммед Шариф Пашой, писарем Османского султана Мехмед Решад Хана 5-го. Была издана в двух томах. Была переведена на французский вместе с арабским текстом и была издана в Париже. Также была издана в Египте на арабском.
В различных разделах своего труда он также рассказывает о караматах авлия которых он встречал путешествуя по мусульманским странам. Приведем одну из таких истории:
Абу'ль-Хасан Шазили (рахметуллахи алейх) каждый год ездил в Мекку для совершения хаджа, посещал благословенную могилу нашего пророка. Еще в одну из своих поездок отправился в Мекку из Египта. Совершил все обряды хаджа. Посетил могилу пророка. Так как он был готов к смерти в любое мгновение, то носил с собой все что может понадобится для своих похорон. И в этот раз с собой у него были кувшин чтобы его могли омыть его тело, ароматы чтобы надушить саван и маленькая кирка чтобы вырыть могилу. Его помощник как-то спросил у него: «Мой господин, зачем вы на себе носите столько груза?» В ответ он с улыбкой ответил: «Поймешь это в Хумайсра». Когда в Египте прибыли в Хумайсру, Абу'ль-Хасан Шазили (рахметуллахи алейх) совершил полное омовение и встал на намаз. Во время последнего суджуда он умер. Его тело омыли поливая с кувшина который он носил с собой. Использовали благовония чтобы надушить саван. Киркой вырыли могилу и таким образом был похоронен там где умер, не привлекая при этом к помощи других людей. Проезжая Хумайсру мне посчастливилось посетить его благословенную могилу.
•••
Пребывая в Мекке жил в медресе Музаффария. В одну из ночей мне приснился пророк. Расулуллах сидел на подоконнике окна медресе Музаффария которая смотрит на Каабу. Люди приходили по одному и здровались с ним за руку чем давали ему биат/присягу верности. Среди них был ученый по имени Абу Абдуллах Халил. На этом человеке была хлопковая рубаха, короткая и белого цвета. Он положил свою руку в ладонь расулаллаха (салаллаху алейхи уасаллям) и обращался к нему: «Присягаю тебе в таких-то и таких вопросах» и в конце добавил: «присягаю тебе не отвергать ни одного мискина пришедшего в мой дом». (Мусульманина, у которого нет ничего больше своего суточного нафака, называют мискин). Я с удивлением подумал: «Зачем он такое говорит? В Мекке, Медине, Ираке, Иране, Египте, Шаме есть множество мискинов. Как он может взять на себя обязательство не отвергнуть ни одного из них?» На завтра после утреннего намаза я увидел Абу Абдуллах Халиля и рассказал свой сон. На нем была та же рубаха которую я видел во сне. Услышав мои слова он очень обрадовался и заплакал. Затем сказал: «Эту рубаху подарил моему деду один благочестивый человек. Я надеваю его чтобы получать баракат». После этого случая не было такого чтобы он отвергал чью-либо просьбу. Каждый день, после аср намаза накрывал стол для своих подчиненных, угощал всех кто приходил. Мекканцы едят раз в день после намаза аср, а в другое время могут перекусить финиками. И поэтому они все здоровы и редко болеют.
•••
Макам Ибрахима
Находится между дверями Каабы и Рукн-и Ираки (Иракский или Северный угол). Длиной 12 пядей, вдвое меньше в ширину и на две пяди возвышается от земли. Ниспущен во времена пророка Ибрахима. Пророк поместил его туда где сейчас совершается намаз. Таким образом образовалось место похожее на бассейн. Место где все мусульмане хотят совершить намаз.
Территория Макам Ибрахима между дверью Благословенной Каабы и рукн-и Ираки. Когда моют Каабу, то вода подается отсюда. Данный макам находится напротив дверей Каабы. Над ним возведен купол а макам защищен оградой. Если просунуть пальцы то за ней пустота. Ограда находится под замком. Когда совершается таваф, то за ней есть место где можно совершать намаз. Когда расулуллах вошел в Запретную мечеть, то подошел к Каабе. Совершил семикратный таваф/обход. Затем подошел к Макам Ибрахима и дал салям. Прочитал: «Ваттахизу мин макам Ибрахима мусалля». (Бакара 125). Встав за макамом совершил два раката намаза. Мы проделали так же.
•••
Колодец Замзам
Колодец с водой Замзам находится в направлении Хаджар-уль-Асвад. Между Хаджар-уль-асвадом и Замзамом расстояние в 24 шага. Макам Ибрахим находится справа от колодца, в 10-и шагах. Внутри купол колодца выстлан белым мрамором и с середины купола на колодец падает свет. Наклонена к стене Каабы. Колодец облицован свинцом, построен из мрамора. Его окружность 40 метров, высота 4.5 метров. Глубина колодца 11 человеческих роста. Как мне обьяснили, вода колодца увеличивается на ночь пятницы. Двери колодца с восточной стороны. Под куполом есть фонтан шириной в один метр, глубиной в один метр и высотой в один метр. Оттуда набирают воду для омовения, вокруг сиденья для омовения. Такое преимущество как поить людей Замзамом была дана Аббасу (радиаллаху анх). Двери откуда пьют воду смотрят на север, где есть кувшины с ручками «Деврак». Охлажденная вода в этих кувшинах, предлагается мусульманам пришедшим попить воду Замзам.
Недалеко от колодца есть место где хранятся книги мечети Харам и Кораны. Здесь есть Мусхаф которую написал Зайд бин Сабит (рахметуллахи алейх) спустя 18 лет после смерти пророка. Мекканцы, во время сильной засухи или голода выносят это благословенный Мусхаф, открывают ворота Каабы, ставят книгу на ворота Каабы и на Макам Ибрахима. Люди со склоненными телами в мольбах обращаются с дуа через тавассуль этого Мусхафа и Макама Ибрахима. Т.е. испрашивают дождь у Всевышнего Аллаха через эти Мусхафы и благословенную Каабу. Находятся там пока Аллаху тааля не примет их дуа и не исполнится их просьба.
•••
Одна из гор при посещении Мекки которую выпала нам честь посетить – это гора Абу Кубейс. Она располжена в северо-востоке Мекки и самая ближайшая к городу. Находится напротив Хаджар-уль-Асвад что в Каабе. В самом высоком месте Абу Кубейса расположена мечеть, текке и домик. Во времена мамлюкского султана Малик Захира, здесь произвели ремонт строении вместе с ремонтом мечети Харам.
Гора Абу Кубейс первым создана Всевышним Аллахом и во время потопа Нуха данной горе был оставлен в качестве аманата камень Хаджар-уль-Асвад. До ислама курайшиты называли его «Амин». Потому что оно отдало камень Хаджар-уль-Асвад пророку Ибрахиму (алейхиссалям). И даже передается что могила Адама (алейхиссалям) находится в этой горе. Карамат нашего пророка «Шакк-уль-камар» (разделение луны) произошло на этой горе. Также нам удалось посетить горы Кияукиян, Красная гора и Хира. Гора хира находится на севере от Мекки, в 5-6 километрах. Расулуллах до пророчества совершал там свои поклонения. Первый вахи пророку Джабраил (алейхиссалям) принес здесь. Перед приходом вахи гора содрогнулась и расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) обратился к нему: «Что с тобой? Успокойся!»
•••
Мы удостоились чести посетить гору Саур. Гора Саур находится на дороге в Йемен, в 5-6 км. от Мекки. Пещера, в которой остановились расулуллах и Абу Бакр во время хиджры/переселения из Мекки в Медину, находится в горе Саур. Как передает Эзраки, гора Саур обратилась к расулуллаху (салаллаху алейхи уасаллям): «Иди ко мне! О Мухаммед ко мне! До тебя я принимал в гости 70 пророков». Когда расулуллах и Абу Бакр вошли в пещеру гора успокоилась. Появился паук и сплел паутину. Прилетел голубь и тут же свила гнездо. По воле Аллаху тааля снесла яйца. Мушрики, при помощи следопытов дошли до пещеры, увидев паутину и гнездо сказали: «Следы здесь прерываются. В эту пещеру никто не мог бы войти». После этого вернулись обратно. Когда мушрики стояли у входа в пещеру, то Абу Бакр слушая их разговор сказал пророку: «О расулуллах! Они найдут нас». Расулулах (салаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Мы отсюда выберемся» и указал пальцем на одну из сторон. По воле Аллаха в указанной стороне открылась дверь.
Мусульмане приходят в это благословенное место для посещения. Входят в пещеру через дверь, в которую входил расулуллах и получают баракат. Когда входит один из посетителей, то второй остается снаружи и готовится войти. И не входит пока не выйдет первый. Потому что пещера настолько мала что один человек может войти туда только согнувшись. Те кто ожидают своей очереди, перед этим совершают намаз снаружи.
•••
Пребывание в Лучезарной Медине: Войдя в Масджид-уль-набави постояли у Бабуссаляма чтобы поприветствовать расулуллаха (салаллаху алейхи уасаллям). Также находились у Равда-мутаххара которая находится между минбаром пророка и его могилой. Поприветствовали кусок дерева которое поздоровалось с пророком (салаллаху алейхи уасаллям) издав стон. И после поприветствовали расулуллаха который является заступником для грешников, господин всех кто был и всех кто будет. Также поприветствовали салямом его самых близких друзей и товарищей Абу Бакра и Умара. После такого посещения внутри нас появилось такое счастье и умиротворение что проявили шукр Всевышнему Аллаху который дал нам все эти блага.
•••
Что мы видели в Касиюне: Касиюн – гора на севере Дамаска. У подножия этой горы расположен город Салихия. Салихия благословенное место, так как является городом пророков. Хочется отметить пещеру где родился пророк Ибрахим (алейхиссалям). Пещера длинная, узкая и над ней расположена мечеть. Там есть большой монастырь. С этой пещеры можно увидеть звезду, луну и солнце. Вверху пещеры есть место куда забрался Ибрахим (алейхиссалям). Также мы посетили «Кровавую пещеру». На горе где находится эта пещера, есть кровь сына Адама (алейхиссалям) Хабиля. Аллаху тааля сохранил на камне красный цвет. Это место где Кабиль убил Хабиля и упрятал в пещере. Передается:
В этой пещере совершали намаз Ибрахим (алейхиссалям), Муса (алейхиссалям), Иса (алейхиссалям), Аюб (алейхиссалям) и Лут (алейхиссалям). Над горой есть хорошо сохранившаяся мечеть, до которой нужно подняться по лестнице. Там есть дома для посетителей которые открываются по четвергам и понедельникам а в пещере есть лампы которые зажигают.
•••
Также отмечу пещеру которая расположена выше других пещер. Ее называют пещерой Адама (алейхиссалям). Еще его называют пещерой голода. В ней сделана мечеть. Каждый из 70-и пророков (алейхиссалям) остававшихся в этой пещере ел черствый хлеб. Когда умирал один, его место занимал другой. В этой мечети-пещере есть лампы который горят и днем и ночью. Для содержания и ухода за этими пещерами есть различные фонды/вакфы.
Передается что между воротами Фарадиси и горой Касиюн похоронены семьсот или 70 тысяч пророков. А за городом есть старое кладбище где похоронены пророки и праведники».
•••
Про братство "Ахи" в землях Анатолии он пишет:
Ахи – брат, братство. Институт ахиев/братство есть везде где заселены туркмены, будь то город, село, деревня. Они - сообщество ремесленников, зарабатывающих на жизнь своим трудом, которые всегда придут на помощь друг-другу. Они принимают в гости путешественников, оказавшихся у них, помогают им во всем, берут под свою защиту. Невозможно найти подобных им людей во всем мире.
Когда мы прибыли в один из городов Анатолии, то некая группа людей, вышедшая со своих мастерских, тут же ухватились за узды животных, на которых мы ехали. Тут их остановила другая группа людей и тоже схватились за узды наших животных. Они начали о чем спорить между собой. Спор не утихал, а мы, не понимая, что происходит начали беспокоиться за свои жизни и имущество. Но тут к нам подошел человек, который был в хадже и мог разъясняться на арабском. Мы спросили, чего от нас хотят эти люди. Он ответил: «Они из братства ахиев». Оказалось что первыми к нам подошли люди из Ахи Синана а вторыми пришли люди Ахи Тумана. Спорили они, кто из них первыми примет нас в гости. В итоге они решили бросить жребий, который выпал на группу Ахи Синана. Они нас увели в свою обитель. Они оказали нам радушный прием и гостеприимство. Вечером второго дня за нами пришли братство Туманов и привели нас в свою обитель. Мы стали их гостями. И там и там читали Коран. Шла приятная беседа. Погостив у них, мы распрощались с ними и очень довольные вышли в путь.
•••
Ибн Баттута стал свидетелем беспорядков возникших в Дамаске причиной которому стал Ибн Таймия: «У Ибн Таймия большой запас знании. Но в разуме есть недостаток». И рассказывает, «Я был на пятничном намазе в Дамаске. Хутбу читал Ибн Таймия. Спускаясь с минбара сказал: ʺТак же как я сейчас спускаюсь с минбара, так и Всевышний Аллах спускается в небесаʺ. После этого один из ученых мазхаба малики Ибн Захра долго и подробно рассказал о неправильности этих слов Ибн Таймии.
Большая часть джамаата из-за низкого уровня знаний не могла понять заблуждения Ибн Таймии. Из-за своей невежественности считали Ибн Таймию правым и верили его словам. Но когда Ибн Захра раскрыл истину тут народ понял извращения Ибн Таймии. Все надвинулись на него и начали избивать его руками и сандалиями. Ибн Таймия упал и с его головы слетел тюрбан. Под ним оказалась шелковая тюбетейка. Шелк, который запретен для мужчины и об этом знаю самые невежественные люди, был на голове человека, который извещал людям о религии. Его повели к кадию. Кади отругал его и приказал посадить в тюрьму. Но другие кадии были несогласны с таким решением суда и требовали освободить его. Дело дошло до Мамлюкского Султана Малик Насира. Был основан комитет состящий из алимов/ученых. Этот комитет вывел решение что Ибн Таймия разбудил фитну. По приказу султана Ибн Таймия был посажен в тюрьму в Дамаске».
1) «Дюрар-уль-камина» т. 3. стр. 480.
2) «Му'джам-уль-муаллифин» т. 10. стр 235.
3) «Аль-а'лям» т. 6. стр 235.
4) «Файдалы бильгилер» стр. 308, 314.
5) «Тухфат-ун-нуззар» (Стамбул 1335). стр. 9.
6) «Рихляту Ибн Баттута» Бейрут 1960.
7) «Рахбар ансиклопеди» т. 8. стр. 24.