АБУ АЛИ ФАРМАДИ
Выдающийся праведник из Хорасана. Имя Фадль бин Мухаммед. Родился в 433 г.х. (1042 г.). Можно сказать что среди ученых своего времени ему не было равных. Его первым учителем был Абуль-Касым Кушайри, у которого он получил свои начальные знания. Кроме этого учился у Абу Абдуллах Мухаммед бин Мухаммеда Ширази, Абу Мансура Тамими, Абу Абдуррахмана Найли, Абу Османа Сабуни и еще других ученых. Его проникновенные слова и наставления имели на людей особое воздействие. Особое почтение ему оказывал знаменитый визирь и высокопоставленный государственный деятель сельджукского государства - Низам-уль-мульк. Покинул этот мир в 478-м году (1085 г.). Его могила находится в Мешхеде, недалеко от Туса.
Высокими достижениями в науке тасаввуф он обязан двум людям. Первый Абуль-Касым Джурджани Туси, второй Абуль-Хасан Харкани. Абу Али Фармади был рехбером (указывающий путь) для правильного изучения и исполнения людьми итикада, амаля, ибадата и ахляка чтобы они могли добиться довольства Всевышнего Аллаха, седьмым ученым из прославленных авлия в цепи сильсиля алийа. Большой знаток духовных наук. Получил файз также и у Абу Са'ид Абульхайра. Его наставник Абуль-Касым Джурджани, был учеником Абу Османа Магриби, а тот получал знания у Джунайда Багдади и каждый из них были людьми ведущих людей к верному пути. Досточтимый Абу Али Фармади стал наставником как для для Имама Газали так и для Юсуфа Хамадани. Они оба получили большую пользу, достигнув совершенства добились наивысших результатов.
По его словам, путь в тасаввуф он начал следующим образом: «Свой юношеский период жизни я был занят получением знаний в Нишапуре. На свои уроки меня пригласил Абу Саид Абульхайр. Не раздумывая согласился и стал его учеником. Я влюбился в красоту его состояний и его лика. В моем сердце поселилась любовь тех, кто идет на пути подобных величайших людей. Как-то я пошел к нему домой. Сел в один уголок никому себя не выдавая. Я спрятался так что он мог меня увидеть. В это время он был в завороженном от любви к Всевышнему Аллаху состояний, находясь в забытье. Одежду на себе он порвал на несколько частей. Его ученики собрали их для бараката. Он взял один кусок который находился рядом с ним и сказал: ʺО Абу Али Туси, где ты?ʺ Я в подумал что он меня сейчас не узнает, ведь он меня не видел и поэтому решил промолчать. Но он трижды повторил свои слова. После этого я понял что он зовет меня и подошел к нему. Отдал мне куски тканей, чему я несказанно обрадовался. Между тем в моем сердце возник настолько яркий свет, появилось такое облегчение и спокойствие которое я не смогу передать словами. С каждым днем это состояние становилось только сильнее и сильнее. Во мне начали возникать чувства которые я не мог объяснить самому себе. Я покинул его и пришел к Абуль-Касыму Кушайри. Рассказал все о своих состояниях. Он сказал: «Пусть это будет для тебя благословенным!» После этого я еще три года занимался изучением знаний. В один из дней, когда я окунул перо в чернила, то черные чернила побелели. Я был поражен случившимся. Тут же пошел к учителю и рассказал все как было. ʺПоскольку перо уходит из твоих рук, ты должен оставить его и заняться другими деламиʺ ответил он».
Как-то мой наставник Абу'ль-Касым Кушайри находился в ванной комнате где совершал гусль. Я, ничего не спрашивая, принес ведро воды и вылил в шайку. В это время я еще не знал что требовалось именно такое количество воды. Это выяснилось позже. Когда он вышел то, спросил кто принес воду. Я был напуган что меня могут отругать за это, но все же признался. Тогда он сказал: «О Аба Али! Тех положении к которым стремился и постигал Абу'ль-Касым в течение 70-и лет, ты получил когда принес всего одно ведро воды. Пусть будет доволен тобой Аллах». Я оставался рядом со своим учителем еще какое-то время, воспитывал свой нафс. Обрел множество марифатов.
Как-то я впал в некое состояние. В этом состояний меня словно не стало, стал незаметным. Рассказал об этом своему учителю. Он мне сказал: «О Аба Али! Мое сердце не знает таких высот». Я подумал что мне нужен человек который вернет меня обратно. Так прошло какое-то время. С каждым днем это состояние становилось все сильнее и сильнее. Тогда я услышал о человеке по имени Абу'аль-Касым Джурджани. Чтобы встретиться с ним я выдвинулся в город Тус. Прибыв в город я расспросил где он живет. Мне показали его дом. Увидел как он сидел в окружений своих учеников. Я совершил два раката приветственного намаза мечети и опустился перед ним на колени. Голова шейха была склонена перед собой. Подняв голову он сказал: «Иди ко мне о Аба Али!» Я подошел, поздоровался и сел. Объяснил ему что творится у меня внутри. «Поздравляю тебя с достижениями! Ты дошел до такого состояния, но если еще подучишься, то достигнешь небывалых высот» сказал он. Я в сердце сказал: «Да, это и есть мой учитель». Я остался с ним. Долгое время он занимался моим воспитанием, довел мой внутренний мир к новым высотам. Собрав свой джамаат, женил меня на своей дочери. Любовь появишаяся в моем сердце возросла еще больше. Моей любви было так много, что оно стало причиной увидеться и поучаствовать в беседах Абу'ль Хасана Харкани. Поступил ему на службу. Получил нескончаемые файзы и духовное удовольствие».
Абу Али Фармади был главой ученых своего времени и светом направляющим людей к хидаяту. Когда он входил к Низам-уль-мульку, то тот с глубоким почтением вставал со своего места и сажал на свое место. Но вот когда заходили имам-уль-Харамейн или Абуль-Касым Кушайри, то великий визирь только вставал с места, но не покидал своего места. Когда спросили почему он так делает, то ответил: «Досточтимый Абу Али говорит мне в лицо о моих недостатках, рассказывает о моих недостатках и ошибках. А другие ученые расхваливают меня в лицо. Из-за этого мой нафс восстает с новыми силами. Так как предупреждения Абу Али Фармади для меня намного лучше, я и оказываю ему такое почтение».
Абу Али Фармади сказал: «Ученик к своему наставнику должен проявлять уважение к словам и вместе с этим не должен отвергать их в сердце». И в дополнение к своим словам рассказывает про свой сон: «Я рассказал своему учителю Абуль Касыму Джурджани свой сон: ʺВо сне вы мне сказали такие-то слова и я спросил у вас почему вы мне это сказали?ʺ После этого мой наставник не говорил со мной на протяжений месяца и после сказал: ʺЕсли бы в тебе не было мысли отвергнуть мои слова и получить ответ, то не задал такой вопрос даже во снеʺ».
1) «Нафахут-уль-унс» стр. 402
2) «Там ильмихал саадати абадия» стр 885. 997. 1095.
3) «Рахбар ансиклопедиясы» т. 4. Стр. 304.
4) «Табакат-уш-шафиия» т. 5. Стр 304
5) «Шазарат-уз-захаб» т. 3. стр. 355.
6) «Му'джам-ул-булдан» т. 3. Стр. 829.
7) «Аль-ибар» т. 3. Стр. 288.
8) «Аль-любаб» т. 2. Стр . 191.
9) «Рашахат» (араб.) стр. 16.
10) «Аль-ансаб» стр. 316.
11) «Бахджат-ус-сания» стр. 13.
12) «Иргам-уль-марид» стр 48.