ДОБРО И ЗЛО
Вопрос: Когда два разных человека совершают один и тот же грех или благое дело, то, будет ли разница в их грехе и савабе?
Ответ: Да. Например если доброе, благое дело совершит кто-либо из сахабов, то им воздастся савабами размером с горы. Человек с ихлясом также получит больше савабов. Совершение хороших, благих дел всегда хорошо. Но когда их совершают хорошие люди, то будет еще лучше. В переводе одного из благородных хадисов сказано:
«Хорошее в некоторых людях еще лучше: Справеливость – хорошо, но справедливость правителя еще лучше. Щедрость – это хорошо, но щедрость богатого еще лучше. Хорошо когда у алима есть вара, у бедного сабр, когда еще юный человек обращается к Всевышнему Аллаху с тавба/раскаянием. Хорошо когда есть стыд, но еще лучше когда оно есть у женщины». (Дейлеми)
Плохие деяния, грехи плохи всегда. Но когда оно присутствует у некоторых людей, то это еще хуже. Когда некий человек сделал для нас плохое, то мы можем расстроится, но еще сильнее расстроимся, когда нам делает плохое человек, которому мы сделали хорошее. Когда неверующий совершает куфр, то это не покажется странным. Но если мусульманин станет кафиром, то это очень плохо. Поэтому муртаду/отступнику дают еще более сильное наказание.
Зина/прелюбодеяние из числа больших грехов. Но когда прелюбодеяние происходит среди наиболее близких людей, то это намного хуже. Также важно место, где это происходит. Совершать прелюбодеяние открыто намного хуже, чем совершить вдали от чужих глаз. Но еще более тяжкий грех если такое будет совершено в мечети или Каабе.
Ложь ужасна. Но ложь из уст представителя государства, которое принесет вред государству и народу, намного хуже лжи обычного, рядового человека. Кибр/высокомерие большой грех. Но высокомерие нищего намного хуже. В одном хадисе сказано:
«В судный день Всевышний Аллах, трем категориям людей не посмотрит с милосердием:
1 – Старику совершавшему зина.
2 – Судье, говорившему ложь.
3 – Проявившему высокомерие нищему». (Муслим. Тирмизи. Насаи.)