ИСРАФ (расточительство)
Вопрос: Что такое исраф?
Ответ: Исрафом называется растрата материальных средств, веры и муруввата (человечность, мужество, доброта, щедрость, быть полезным, а также соблюдение и других подобных хороших качеств) на непотребное, ненужное. Исраф который по всем параметрам не соответствует нормам нашей религий – харам. А исраф который не соответствует муруввату – танзихан макрух.
Исраф – уничтожение имущества, приведение в непригодное состояние, истратить, использование на то, что не принесет пользы, выгоды.
В хадис шарифе сказано:
«Бережливый станет богаче, расточитель обеднеет». (Табарани)
Среднее между жадностью и расточительством, называют щедростью. В хадис шарифах сказано:
«Бережливый не испытает трудностей». (Табарани)
«Одно из трех благодетелей - быть бережливым в достатке и нужде, нищете и богатстве». (Барика)
«В бережливости половина пропитания». (Хатиб)
«В экономном, бережливом расходований средств, половина пропитания». (Дейлеми)
«Бережливое, экономное обращение с деньгами, одна двадцатая часть пророчества». (Абу Давуд)
В судный день никто не уйдет от расчета пока не ответит на четыре вопроса:
1 – Как прожил жизнь?
2 – Насколько совпадали деяния с имеющимся багажом знаний?
3 – Как зарабатывал на жизнь и на что тратил заработанное?
4 – Как пользовался данным телом, от чего оно уставало? (Тирмизи)
Если посчитать все расходы в виде времени, энергий и еды которые тратятся впустую и их потратить на миллионы голодных и обездоленных то можно было бы собрать средства, которые покрыли бы все нужды нуждающихся.
ИСРАФ ХУЖЕ СКУПОСТИ
В исламе не разрешаются ненужные, пустые действия. Например: изводить бумагу и ручку на бессмысленные каракули – это, исраф и глупость. В таком случае есть несколько видов исрафа. Время, еда, затраченная энергия, бумага, перо (авторучка), чернила. Но важнее всего быть занятым неважным, ненужным делом.
Любой размер исрафа несет в себе огромный урон. Кажущиеся незначительными расходы, при сложении выливаются в огромные суммы и возможности. Не зря было сказано: копейка рубль бережет. 10 капель воды в минуту из протекающего крана, в месяц составит 170 литров воды.
Во всех монетеистических религиях, Аллаху тааля запрещал такое плохое качество как исраф. В запрете, который ислам налагает на бессодержательное, ненужное, бесполезное, харамы, исрафы кроется счастье, свобода, справедливость.
То, что скупость в исламе считают хуже исрафа не говорит что исраф так же плох как скупость. Более сильное осуждение скупости вызывает то, что люди становятся склонными к накопительству денег. Аллаху тааля, чтобы сказать насколько плох исраф, говорит:
«Ешьте, пейте но не допускайте расточительства! Аллаху тааля не любит расточителей». (А′раф 31)
«Не расточительствуй! Расточители друзья шайтанов». (Исра 26-27)
«Мы уничтожили расточителей». (Анбия 9)
«Не давайте ничего расточительствующим свое богатство» описывая таким наихудшим образом расточителей, сказал: «Не давайте свое богатство транжирам». (Ниса 5)
Нельзя делать излишние траты и так же нельзя быть скупым. Самое лучшее, то что находится посередине. Это называют иктисад. Щедрость – использовать имущество с иктисадом. Аллаху тааля говорит: «Не будь скупым, не делай также и напрасной, ненужной траты». (Исра 29)
А восхваляя щедрых говорит:
«Они в тратах своих не расточительны и не скупы. Они держатся середины». (Фуркан 67)
«Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милостыню. Но избегайте исрафа и кибра (высокомерия)». (Бухари)
Вред от исрафа заключается в их похожести на шайтана, Фараона и мерзкой общине пророка Лута, к тому, что Аллаху тааля их не любит и называет их распутными и распущенными, которые в ахирате подвергнутся наказаниям, а в земной жизни будут влачить жалкое существование и будут нуждающимися испытывая сожаление.
Исраф в первую очередь плох из-за того, что богатство имеет очень огромное значение. Богатство – благо, данное Всевышним Аллахом. Богатством достигается ахират. Оба мира легче обрести имея на руках имущество и деньги. Савабы за хадж и джихад можно обрести если есть деньги. Если есть деньги, то можно иметь здоровое и сильное тело. Деньги защищают человека от зависимости от другого. Давать садака, посещать родственников, помогать бедным можно имея деньги. Будучи богатым можно приносить людям пользу строя мечети, школы, мосты, больницы, проводя каналы с водой или пробурив колодцы. Наш пророк сказал: «Наилучший из людей, принесший людям много пользы». (Кудаи)
Зарабатывать деньги, чтобы помогать людям, намного лучше совершения дополнительных поклонений. Имея богатства, можно стать обладателем наивысших положений рая. Если так важно и ценно богатство, то, конечно же в исрафе ничего хорошего нет.
В хадис шарифах сказано:
«Аллаху тааля дает одному из рабов и знания и богатства. Если такой раб будет избегать харамов, радовать родственников, будет со знанием дела отдавать положенное из своего богатства имеющим на то право, то удостоится самых лучших степеней рая». (Тирмизи)
«Если у человека есть одно из этих двух качеств, то, как он прекрасен. Аллаху тааля дает ему знания и он, все свои деяния исполняет согласно этим знаниям. Второму дает богатство, и он расходует его на такое чем доволен Аллаху тааля». (Муслим)
«Как же хорошо, когда богатство находится в руках хорошего человека». (Барика)
По словам досточтимого Суфьяна Саври: «В наше время богатство – оружие в руках человека. Деньгами он защитит свою жизнь, честь, достоинство». Если не придавать должного значения такому великому благу как богатство, не считать данное Всевышним Аллахом ценностью, лишаться этого блага считается куфран нимат, т.е. не проявлением благодарности. Все это станет причиной получения наказания от давшего это благо, т.е. от Аллаху тааля. Если не придавать значения ценности богатства, не пользоваться им должным образом, то можно лишиться богатства. Но если воспользоваться всеми преимуществами и правами богатства, то оно останется в сохранности. Всевышний Аллах в 7-м аяте супы «Ибрахим сказал: ''Если проявите благодарность, Я увеличу ваши блага, если вы будете неблагодарны – знайте наказание Мое будет тяжелоеʺ».
Небережливое отношение к обуви, одежде чем вызвать их быстрое изнашивание, рвать одежду, а также при стирке использовать слишком большое количество моющих средств, оставлять гореть в ненужном месте лампочки и газ, все это относится к исрафу.
Есть еще не проголодавшись или после насыщения тоже исраф. Есть все чего требует душа, носить очень дорогие или новые одежды, строить огромные дома и все подобное, если заработано дозволенными путями и если делается не из-за высокомерия или показать себя то, исрафом не будет. Для тех кто желает заработать свой ахират конечно же лучше быть невзыскательным и отдавать большую часть на добрые дела.
В раздаче садака/милостыни тоже есть исраф. Когда Сабит бин Кайс в качестве садака сразу же отдал весь урожай фиников из 500 деревьев и ничего не оставил для своего дома, то был ниспослан аят: «Не отдавайте все».
Задолжавшему малоимущему, детям которого уже тяжело вытерпеть трудности, не имеющему средств кроме как покрывать долги или же обеспечивать семейные потребности давать садака будет исрафом.
Расточительность говорит о недостатке ума. Противоположность этому называется – рушд, сильный ум.
Аллаху тааля говорит: «Не отдавайте богатства сафихам (транжирам)» и после этого говорит: «Если вы увидите в них рушд/здравый смысл, то вручите им их имущество!» (Ниса 5,6)
ЧТО ТАКОЕ ИСРАФ?
Вопрос: Говорят что исраф хуже жадности. Что такое исраф? Что относится к исрафу?
Ответ: Исраф – утрата имущества, денег, богатства, приведение их в негодное состояние, истратить их на бесполезные вещи, так что не будет мубахом по нормам ислама и мирской жизни. Выбросить богатство в море, с горы, в огонь – тем самым погубить имущество. Привести в негодное состояние, ломать, резать, сгноить урожай на дереве, не убрать созревший урожай с поля, не защитить скот от холода, зноя и воров, не содержать должным образом и доводить до состояния, когда они могут погибнуть от голода, холода, зноя тоже относится к исрафу.
Деньги и имущества данные на совершение греха и чтобы совершился грех, тоже относится к исрафу.
Неправильное хранение собранного урожая, которое приводит к его порче или отсыревает, а также допущение в них вредносных червей или поедание различного рода грызунами и животными тоже относится к исрафу.
Часто можно наблюдать как портятся или приходят в негодность мясо, бульоны, сыры, арбузы, лук, сухофрукты, пшеница, ячмень, крупы, одежда, ткани, книги.
Относить в помои оставшуюся еду, выкидывать ложки, вилки, посуду или же мыть посуду предварительно не очистив от остатков еды и жира будет исрафом. Считаются исрафом выкинутые крошки еды со скатерти. Если крошки и остатки еды собрать и дать на корм птицам, собакам и домашним животным, то не будет исрафом.
Съедать мякоть хлеба, отправляя на мусор корочку и выкидывать недопеченные места хлеба будет исрафом. Подобные остатки надо давать животным.
Излишняя трата воды при малом и полном омовений – исраф.
Если стол ломится от большого количества еды, то это исраф. Не будет исрафом, если стол накрывается, чтобы набраться сил для поклонений или для гостей.
Вылизывать с пальца остатки еды, меда, варенья и собирать пальцем крошки спасает человека от исрафа, вместе с этим спасает от высокомерия и показухи, приносит человеку баракат. Но самое главное - человек этим самым следует сунне пророка и исполняет его предписания.
Не собирать остатки круп после промывания тоже будет исрафом. Плохо ухаживать за одеждой и обувью, чем допустить их скорое изнашивание, тратить большое количество воды и моющих средств при стирке, попусту оставлят гореть свет и газ тоже будет исрафом.
Оказаться обманутым продав товар дешевле или прогадать при сдавая в аренду, или же совершить покупку по завышенной цене будет исрафом. Не станет исрафом если такое произошло по уважительной причине или же совершить сделку с целью оказать помощь или дать в виде садака. Станет исрафом если размер и тип савана превысит определенные нормы ислама. Есть после насыщения тоже является исрафом. Не будет исрафом если хозяин дома после насыщения будет есть вместе с гостями, чтобы те почувствовали неловкость. Не будет исрафом есть после насыщения во время сахура, чтобы в течение дня легко переносить пост. Исрафом является есть все что хочется, а также есть второй раз за день еще не проголодавшись. В двух хадисах сказано:
«Есть все что хочется - исраф». (Байхаки)
«О Аиша! Есть дважды в день - исраф». (Байхаки)
Есть все хочется и есть дважды в день – это продолжать есть после насыщения и есть еще не проголодавшись. Потому что есть днем второй раз, в короткие дни или же для неработающих людей, на самом деле ничто иное как есть еще не проголавшись.
Накрывать чрезмерно богатый стол, когда нет в этом необходимости, будет исрафом. Но если приелось одно блюдо или продукт и кушать различные блюда, чтобы набраться сил для поклонений, например, для поста, для заработка дозволенным способом, или же пойти на помощь собратьям по вере, или же кушать, чтобы гости не застеснялись и не перестали есть, не будет исрафом.
Ставить на стол большое количество хлеба, а после окончания трапезы выкинуть - будет исрафом. Т.е. считатеся исрафом выкидывать на помои хлеб или же ставить на стол много хлеба для показухи.
Если на деликатесы, дорогие новые одежды, на строительство высоких больших домов и совершение подобных, не запрещенных исламом деяния расходуются дозволенные средства, и все это не делается для того, чтобы показать высокомерие и хвастовство, то исрафом это не будет. В одном хадисе сказано:
«Ешьте что пожелаете, носите какие пожелаете одежды! В заблуждение человека вводит расточительство и высокомерие». (Бухари)
Имам Мухаммед Масум сказал:
В еде и питье нельзя допускать переедания или недоедания, нужна умеренность. Нельзя есть так чтобы наступила лень. Но в то же время нельзя есть настолько мало чтобы не осталось сил для поклонений. Один из величайших авлия Шах Накшибанди сказал: «Ешь хорошо и работай хорошо». Все что может помочь поклонению и доброму делу, благое и хорошее. Все что может стать помехой для этого, запретно. (2/110)
Пусть по словам некоторых ученых сказано, что данное на садака не будет исрафом, но и садака может быть исрафом. Например: садака должника у которого большая сумма долга, или отца большого семейства который может оставить семью без должного обеспечения, будет исрафом. То же самое и с деньгами, которые дают в долг.
Каким образом можно избавиться от расточительства. Для этого существуют три способа:
1 – Научный: знать о вреде исрафа и думать о них.
2 – Делами: Прикладывать усилия не транжирить, рассказать о своем недостатке знающему о вреде исрафа человеку и договориться чтобы он останавливал при виде исрафа, напоминал и чтобы даже мог остановить силой.
3 – Исключить причины ведущие к исрафу. Есть 6 причин ведущие к исрафу: 1) Сафахат – трата на развлечения, транжирство, расточительство. Чаще всего к исрафу приводит именно сафахат. Сафахат происходит от недалекости ума. Сафих – тот, кто допускает такое. Многие люди такие по своей природе. Такое плохое состояние со временем может только увеличиться. Когда он, не прилагая никаких сил становится обладателем богатства то, плохие друзья желая погреть руки, всякими обманными путями хотят выудить с него как можно больше денег, выдавая растрату денег за мужество и благородство. Такие открывают путь к расточительству. Поэтому предписано избегать плохих друзей. Многие из детей богатых родителей допускают исраф и проматывают доставшееся наследство. Еще одна причина сафахата, когда множество людей показывают уважение и расхваливают. Дети людей на высоких и важных постах и богачей поэтому становятся сафихами/расточителями.
2) Не до конца понимать, что такое исраф или его виды. Не понимать, что происходит исраф и даже считать это щедростью. Считать щедростью деньги данные на ненужное, запретное, вредное.
3) Сделать рия/показушность.
4) Лень. Апатичность.
5) Постеснявшись чужого мнения.
6) Не одобрять, не соблюдать нормы ислам.
Вопрос: Будет ли исрафом иметь в гардеробе одежды из дорогих тканей?
Ответ: Некоторые люди, не поняв сути исрафа причисляют к хараму даже разрешенные напитки. Очень опасно называть харам халялем а халяль харамом. Исраф – харам. Но выдвигать собственное мнение и говорить: «это харам, потому что исраф» очень большое заблуждение. Если каждый будет выдвигать свое мнение, то будет столько религий сколько существует людей. Это будет уже не религия, а философия. Если будет сказано со слов ученых и выбрано решение про которое существует фетва, то появится только одно решение.
В положениях с мубахом важно намерение. Если намерение хорошее то, воздастся савабом, если плохое, то будет грехом. Но если харам совершили даже с хорошим намерением, то оно не перестанет быть харамом. Если под силу, то можно носит одежды из дорогих тканей.
В книге «Бахр-ур-раик» пишется:
«Не путайте джамал/красивое и зинет/украшательство! Джамал – избавление от безобразия, приведение себя в солидное, красивое состояние и выражение благодарности Всевышнему Аллаху. Аллаху тааля восхваляет обретших джамал. Чтобы быть красивым можно одеваться в чистые, красивые одежды. А одеваться в красивое для показухи, высокомерия будет харамом». (Глава о посте)
ОДЕВАТЬСЯ ДЛЯ ВАКАРА (достоинства)
Джамаль – не совершать действии которые могут у других вызвать чувство отвращения, насмешек, оскорбления. Избавления от всего что может вызвать подобные чувства у других. А зийнет (украшение) совершать действия которые могут вызвать у других чувства зависти, повести себя так чтобы показать свое превосходство. Для джамала надо одевать лучшие одежды, которые носят люди в своем месте пребывания, но не относятся к хараму. Досточтимый Умар сказал: «Имейте два комплекта одежды, один из которой пусть будет роскошным, второй скромным. Роскошная, чистая одежда говорит о достоинстве человека».
Досточтимый Ибн Умар, на вопрос, какую одежду предпочесть, ответил: «Пусть одежда будет такой чтобы люди низкого пошиба не стали насмехаться а люди с хорошим вкусом не обвинили в бескультурье!» В хадис шарифе сказано:
«Одевайтесь красиво. Покажите данные вам Всевышним Аллахом блага!» (Табарани)
«Когда Аллаху тааля дает рабу благости, то хочет их видеть на нем». (Табарани)
Пророк, увидев растеряного человека спросил имеет ли тот средства. Тот ответил, что обладает различным имуществом. Тогда пророк сказал ему: «Когда Аллаху тааля дает тебе богатство, то пусть на тебе это будет видно». (Насаи)
Наши наставники говорили: «Одевайся настолько хорошо, чтобы одежда служила тебе, а не ты ему!»
ОДЕЖДА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПОКАЗУХИ
Запрещается одеваться для украшательства и показухи. В хадис шарифах сказано:
«Избегать излишней пышности от имана». (Ибн Маджа)
«Аллаху тааля любит одетого скромно». (Байхаки)
«Пока человек не снимет с себя пышную одежду, надетую для показухи, Аллаху тааля не окажет ему своей милости». (Табарани)
«Того кто оделся из-за высокомерия и для показухи, надел на себя одежды знаменитых людей, Аллаху тааля бросит в огонь вместе с такой одеждой». (Рузеин)
Мы узнали что одеваться для показухи и украшения себя – это харам, а одеваться для джамала, для того чтобы показать преимущества ислама будет мубахом.
Одежда может быть старой, но должна быть чистой! В благородных хадисах пророка говорится:
«О Аиша, постирай эти две одежды, разве ты не знаешь что одежды читает тасбихи, а когда становятся грязными, то перестают делать поминания». (Ибн Асакир)
Человеку занятого на важном посте или собирающегося встречаться с важным человеком нужно одеться изысканно и чисто. На это надо обратить особое внимание когда предстают перед Всевышним Аллахом (в намазе)! Надо следовать аяту, где сказано: «Для каждого намаза одевайтесь в красивые, чистые, любимые одежды!» и хадису: «Приятный запах уменьшает печали, а красивая и чистая одежда уныние», и надевать пусть даже старые, но чистые одежды! (М. Раббани. Адаб-уд-дуния. Бустан)
СЛОМАННОЕ, ПРИШЕДШЕЕ В НЕГОДНОСТЬ
Вопрос: Говорят когда что-то ломается, разбивается, то это отводит более большую беду. Если ничего не ломается, то надо ли приводить в негодность какую-либо вещь?
Ответ: Да, когда ломается что-либо, то это отводит беду. Но ломать намеренно становится исрафом.
РАСТРАТА ВОДЫ
Вопрос: В холодное время, чтобы прогрелась ванная комната, оставляют включенной горячую воду. Относится ли это к исрафу?
Ответ: Когда делается для подобной необходимости, то не будет исрафом. Если возможно, то воду надо набрать в посуду чтобы использовать для для других целей.
ИСРАФ ИЛИ СКУПОСТЬ
Вопрос: Один из друзей обвинил другого в скупости. А тот его обвинил в излишней трате. На что первый сказал, - скупость хуже исрафа. Что из этого лучше в исламе?
Ответ: Смотря по ситуации. Если скуп богатый, то хуже. От скупости бедного человека не так много вреда. Не может быть одинаковым исраф богатого и бедного. Плохо в обоих случаях по ситуации.
Скупой не допускает трату, из-за этого имущество приходит в негодность. Мусриф (допускающий исраф) тратит попусту, уничтожает и в итоге тоже приводит имущество в негодность. Скупой, если не потратит на себя, то может достаться его наследнику, т.е. может появится что кто-то воспользуется не растраченным имуществом. Даже если будет украдено, в судный день скупой получит свое за украденное. Если будет съедено животными, то будет садака.
Скупость осуждается из-за того, что большинство людей склонны собирать богатство. А сравение расточителей в Священном Коране с шайтаном, Фараоном и плохой общиной пророка Лута, нелюбовь Аллаху тааля к ним, то что их называет сафихами (транжира, мот, расточитель), то что они станут нести наказание в ахирате а в этом мире попадут в низкое состояние, впадут в нужду и будт сожалеть все это показывает насколько вредно исраф/расточительство. В одном хадисе сказано:
«Избегайте исрафа и кибра (высокомерия)!» (Бухари)
Пророк упомянул про исраф вместе с высокомерием. Значит это настолько плохо что упоминается вместе с таким большим грехом как кибр.
Исраф в первую очередь плох тем, что богатство имеет очень огромное значение. Богатство – это благо, данное Всевышним Аллахом. Богатством достигается ахират. Оба мира легче обрести имея на руках имущество и деньги. Савабы за хадж и джихад можно обрести если есть деньги. Если есть деньги то, можно иметь здоровое и сильное тело. Деньги защищают человека от зависимости от другого. Давать садака, посещать родственников, помогать бедным можно имея деньги. Будучи богатым можно приносить людям пользу строя мечети, школы, мосты, больницы, проводя каналы с водой или пробурив колодцы. Наш пророк сказал: «Наилучший из людей, принесший людям много пользы». (Кудаи)
Зарабатывать деньги чтобы помогать людям, намного лучше совершения дополнительных поклонений. Имея богатства можно стать обладателем наивысших положений рая. Если так важно и ценно богатство, конечно же в исрафе ничего хорошего нет. Ислам – это выбор в пользу среднего. Надо избегать чрезмерного, перегибов. Исраф – это ифрат (неумеренность, излишество), а скупость – это тафрит (чрезмерная жадность). Надо избегать обоих, быть щедрым.
ХАРАМ И ИСРАФ
Вопрос: Если деньги расходуются на такие харамы как алкоголь и публичные дома, то это тоже будет исрафом?
Ответ: Да будет и исрафом. А исраф есть харам. (Хадика)
НЕСКОЛЬКО ПАР ОБУВИ
Вопрос: Будет ли исрафом когда у мужчины по несколько пар летней и зимней обуви?
Ответ: Для мужчины это не будет исрафом. В одном хадис шарифе сказано:
«Увеличивайте количество обуви! Ибо пока мужчина обут он как бы на коне». (Муслим)
СЖЕЧЬ СОБСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО
Вопрос: Может ли человек делать со своим имуществом все что хочет, тратить на что пожелает?
Ответ: Если человек собственное имущество которое использует не по назначению, даже немного, то совершает исраф. Например, сжигать на огне, выбросить в море. Когда надо дать то отдать сверх положенного тоже будет исрафом. Например, дать детям больше чем им необходимо. О размере потребности можно узнать как об этом сказано в исламе и в каком количестве принято давать в месте проживания. Выясняется, что человек должен изучить сколько ему надо тратить, где нужно тратить и кто имеет право на его имущество.
Выплата человеком из своего имущества тем кто имеет на это право, не будет исрафом. Самое важное из них - это закят.
Вопрос: Может ли человек тратить свои деньги на еду, продукты, одежду столько сколько пожелает?
Ответ: Трата человека для себя столько сколько пожелает, сверх необходимого будет исрафом. Например есть после насыщения считается харамом. В «Редд-уль-мухтар» говорится что такое относится к малому греху.
ДАТЬ СЕБЯ ОБМАНУТЬ ПРИ ТОРГОВЛЕ – ИСРАФ
Вопрос: Исраф есть только в еде и питье или же есть в других ситуациях?
Ответ: Продать товар ниже стоимости или отдать в аренду, а также купить дороже или взять в аренду дороже будет исрафом. Не будет исрафом если покупка оказалось дорогой в результате обмана, или купили дороже с намерением на садака и подобное. Станет исрафом если размер и тип савана превысит определенные нормы ислама. Абдуллах бин Умар передает:
«Расулуллах (салаллаху алейхи уасаллям) увидел как совершает омовение Са'д бин Аби Ваккас и спросил:
- О Са'д! Зачем ты расходуешь столько воды?
- Разве и при омовении может быть исраф?
- Расходование большого количества воды даже стоя у полноводной реки, тоже считается исрафом».