1. Главная >
  2. Мазхабы ахли сунна >
  3. СТЕПЕНИ ИДЖТИХАДА

СТЕПЕНИ ИДЖТИХАДА

В книге «Вакфуниййат» Имама Ахмада Ибн-и Камаля[i] (рахметуллахи алейх)  сказано:

«Ученые по фикху разделены на 7 уровней:

1 – На самой высокой ступени стоят ученые - основатели мазхабов, называемые МУТЛАК МУДЖТАХИД (еще их называют «МУДЖТАХИД ФИ-Ш-ШАР»). Среди них Имамы  Абу Ханифа, Малик бин Анас, аш-Шафи'и, Ахмад бин Ханбал (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля), - основатели (эпонимы) сохранившихся до нашего времени богословско-правовых школ Приверженцев Сунны. Эти четыре Имама являются истинными наследниками Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям) согласно хадису: «…Ученые - наследники Пророков».

2 – Ученые, совершающие такой же обширный иджтихад, но в рамках, установленных основателями мазхабов. Они называются МУДЖТАХИД ФИЛЬ-МАЗХАБ. Например, такие имамы, как Абу Йусуф (113/731-182/798), М. аш-Шэйбани (135/752-189/805), Абу Хамид аль-Газали (450/1058-505/1111), ар-Раббани (ум. 1034/1624).

3 – Ученые, совершающие иджтихад по определенным вопросам (не освещенным ранее), не выходя за рамки установленных правил своего мазхаба. Их называют МУДЖТАХИД ФИ-Л-МАСАИЛ. Например, ат-Тахави (238/853-321/933; Египет), аль-Хассаф Ахмад бин 'Умар (ум. в 261/874 г. в Багдаде), Абдуллах б. Хусайн Керхи (260/873-340/952),  аль-Халвани (ум. в 456/1064 в Бухаре), Аль-Паздави (400/1009-482/1089), Ас-Серахси (400/1010-483/1090), Кады Хан (ум. 592/1196) и др.

4 – Ученые, комментирующие книги муджтахидов. Их называют АСХАБ АТ-ТАХРИДЖ. Например, Абу Бакр ар-Рази аль-Джассаз (Ахмад бин Али; 305/917-370/980).

5 – Ученые этой категории комментируют какую-либо определенную тему из книг муджтахидов своего мазхаба. Их называют АРБАБ АТ-ТАРДЖИХ. Например, автор книги «Хидаййа», Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 593/1197 г.)

6 – Ученые этой группы, называемые МУКАЛЛИД, систематизируют сведения, касающиеся отдельной темы, располагая их в своих книгах в порядке значимости. Они способны различать степень достоверности исследуемого материала, и поэтому все сведения в их книгах верны. К таким ученым относятся: автор книги «Канз-уд-дакаик» ан-Насафи (ум. в 710/1310. Багдад); автор книг «Мухтар»«Ихтийар» Абдуллах бин Махмуд (599/1202-683/1285) и др.

7 – На седьмом уровне находятся мусульмане, которые различают достоверные знания, переданные Приверженцами Сунны, от так называемых «знаний», заключающих в себе недозволенные новшества – БИД’АТ. Хорошо понимают прочитанное ими в книгах по фикху, и правильно передают эти знания другим мусульманам».

[i] «Вакфуниййат» - Книга имама Ахмада Ибн-и Камаля (Ахмад б. Сулейман б. Камал Паша; 873/1468-940/1534). Имам имеет около трехсот работ. Наиболее значительной из них является книга «Аль-Фатава». Среди других произведений: «Тагьйир-ут-Тенких»«Таджрид-ут-Таджрид»«Муфарридж-ул-Кулуб». (IAA, XIII: 219).

Другие статьи в этом разделе

КАК СЛЕДОВАТЬ КОРАНУ

Каким образом надо следовать Корану

Следовать Корану, а значит Исламу, возможно только следуя правовым решениям муджтахидов одного из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. Следование Корану путем собственного толкования айатов или чтения  тафсиров может быть оправдано лишь в случае полного отсутствия доступа к знаниям. В этом положении могут быть люди, оказавшиеся  в полной изоляции от внешнего мира, вследствие ареста или других причин. Несмотря на то, что в Коране есть все нео...

СИЛЕН ТОТ, КТО ОДОЛЕЛ СВОЙ ГНЕВ

Мухаммед бин Исхак Сакафи, ученый по кираату и хадисам. Родился в Нишабуре (Иран) в 216-м году хиджры (831 г.) гдк получил свое начальное образование, далее слушал хадисы в Рейе, Куфе, Басре, Багдаде и Хиджазе где учился у известных ученых своего времени. Скончался в Нишабуре в 313-м году (925 г.). Приведем некоторые хадисы из его книги «Хадису′с-Сиррадж»:

Расулуллах, 14-о числа месяца, смотря на полную луну сказал: «Также как сейчас видите наполн...


Москва

1445 год, 18 - Рамазан.
2024 год, 28 - Март.
Имсак 3:34
Фаджр 3:59
Восход 5:59
Ишрак 7:07
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:16
Аср 17:08
Исфирар 18:18
Магриб 19:12
Иштибак 20:22
Иша’а 21:20
Иша’а-и Сани 21:37