ША′БИ (Амир бин Шарахиль)
Из величайших табиинов, знаменитый ученый. Его имя Амир бин Шарахиль, кунья Абу Амр, нисба Ша′би. Из-за принадлежности к племени Ша′б, одному из ответвлений племени Хамдан, нисба Ша′би указывает на его этническую принадлежность. Родился в 20-м году (641 г.) в Басре, скоропостижно скончался в 104-м году хиджры (723 г.) в Куфе. Его род происходит из Йемена. По некоторым источникам имя его отца Абдуллах.
Досточтимый Ша′би ученый высокого уровня, факих и мухаддис. Даже был главным наставником такого же основателя мазхаба общины ахли сунны, как имам а′зам Абу Ханифа (рахметуллахи алейх). В Медине Са′ид бин Мусайиб, в Дамаске Макхуль, в Басре Хасан Басри, в Куфе Ша′би были столпами ислама своего времени.
Он проявлял большую осмотрительность и предусмотрительность к тафсиру. Его толкования тафсиров опирались на сообщения самого расулуллаха а также на благородных сподвижников.
Науку кираат изучил от Абдуррахмана ас-Салямы и Алкамы, а у него изучали Мухаммед бин Аби Лейла. Досточтимый Ша′би изучил у харис аль-А′вара арифметику. Обладал очень высоким интеллектом. Его особая способность к запоминанию вошла в историю. Он никогда ничего не записывал. Но несмотря на это мог вспомнить любой хадис, который когда либо ему был передан, не оставляя человеку шанса переспрашивать. Он говорил: «Меньше всего я учил и передал стихи. Но несмотря на это если пожелаю, то могу их декламировать без повторения в течение целого месяца».
Между ним и халифом Абдулмалик бин Мерваном сложились очень хорошие отношения. Был его близким другом которому доверял секреты. Рассказывают что халиф Абдулмалик отправил Ша′би в качестве посла к императору Византии. Выполнив поручение халифа, вернулся обратно с письмом от императора. После прочтения письма, Абдулмалик сказал Ша′би: «Знаешь что написано в письме?» «Нет, не знаю», - ответил Ша′би (рахметуллахи алейх). Он написал, «Поражаюсь твоим единоверцам, как они могли сделать тебя халифом». На это Ша′би ответил: «О повелитель мусульман! Он видел только меня. Если бы увидел тебя, то не написал бы такого». Тогда Абдулмалик сказал, - «Нет, своим письмом он подстрекает убить тебя». Позже, по признанию самого императора так и оказалось.
Досточтимый Ша′би обращался за знаниями к пятистам праведникам и ученым. Стал передатчиком хадисов от Али бин Аби Талиб, Са′д бин Аби Ваккас, Са′ид бин Зейд, Зейд бин Сабит, Кайс бин Са′ид бин Убада, Убада бин Самит, Абу Муса аль-Аш′ари, Абу Мас′уд аль-Ансари и еще у многих сахабов (радиаллаху анхум), Харис бин аль-А′вар, Хариджа бин Салт, Раби′ бин Хайсам, Суфьян Саври, Ибн Аби Лейла, Сувайд бин Гафала и еще у других табиинов. От него хадисы передали такие ученые как Абу Исхак Сабий, Са′ид бин Амр бин Ашва′, Исмаил бин Аби Халид, Баян бин Бишр, Хусайн бин Абдуррахман, Сулейман бин Михран А′меш, Абу Исхак Шейбани.
Некоторые хадисы переданные Ша′би:
Ибн Умар (рахметуллахи алейх) передал: «Тому кто совершает духа намаз, соблюдает три дня поста в месяц, не оставляет витр намаз дома и находясь в путешествий, запишется саваб шахида».
Также от него передал: «Мусульманин, тот в ком уверены другие мусульмане и не ждут от него неприятностей. Мухаджир, тот кто переселился от запрещенных Аллаху тааля положений, кто отверг их».
Передал от Джабира (рахметуллахи алейх): «В судный день, люди пройдут через мост Сират».
Передал от Ну′ман бин Башира: «Известны и халяль и харам. Между ними находится то что многие не знают, которые называют саомнительным. Если человек начнет избегать сомнительного, то тем самым защитит и свою веру и свой ризк. Те, кто совершают сомнительное, вводят себя в харамы. Они похожи на пастухов пасущих скот у края цветущего сада которые хотели бы ввести туда свою отару. Будьте бдительны. У каждого правителя, султана есть такой сад. Сад Всевышнего Аллаха то что обьявлено Им запретным. Также знайте, в теле человека есть кусок плоти. Если с ним все в порядке и хорошо, то и во всем теле будет порядок. Если с ним есть какие-то проблемы, то плохо всему телу. Кусок плоти – сердце».
От Ибн Аббаса передается: «Пророк пил замзам стоя на ногах».
Досточтимый Ша′би передает: «Бойтесь алима пробуждающего фитну и невежественного абида (человека бесконечно занятого поклонениями). Для тех кто оказались под их влиянием и обманулись им оба таких людей губительны. К тому же очень опасно». Иса бин Муаз бин Лейс сказал: Я поинтересовался по одному вопросу у Ша′би но он не хотел отвечать. Я стал упрекать его за это. Он ответил: «О алимы и факихи! Мы не знающие. Мы всего лишь пересказываем то что вычитали, делаем назидание. Истинный и настоящий ученый тот кто избегает харамов а алим это тот кто боится Аллаха!
«Люди долго будут вести жизнь в соответствий религии, но в конце религия не станет. После этого их начнет мучить совесть и какое-то время проживут с этим стыдом, но и это пройдет. После этого, побуждать их к жизни будут их спрос и желания, которое тоже продлится какое-то время. Но и это, как и остальное со временем пройдет. Я так думаю, после этого наступят такие времена которые будут становится только хуже и хуже».
«Ах если бы я не обладал знаниями и покинул этот мир простым человком. Чтобы придя в ахират я не стал нести ответственность хотя бы по этому положению».
«Те, у кого мы учились, получили знания для того чтобы учить умных и способных, которые станут воплощать их в жизнь. Но те, кто учатся сейчас получают знания для глупцов, у которых нет хороших деяний».
Кто-то наговорил Ша′би (рахметуллахи алейх) плохих слов. На это он ответил: «Если все это правда, то пусть простит меня Аллах. Если все что было сказано не правда, если ты врешь, то пусть Аллах простит тебя».
«Не знаю кто окажется глубже в аду, скупой или же лжец».
Досточтимый Ша′би рассказывает: После одной заупокойной молитвы, я подвел мула к Зайд бин Сабиту чтобы помочь забраться на животное. Здесь пришел Абдуллах бин Аббас и хотел придержать стремя. Увидев это, Зайд сказал: «О двоюродный брат пророка, оставь стремя», Ибн Аббас (рахметуллахи алейх) сказал: «Нам было предписано такое отношение к алимам». Зайд (рахметуллахи алейх), поцеловав руку Ибн Аббаса сказал: «А нам было предписано подобное отношение к семье пророка».
«Одна из групп входящих в рай скажет идущим в ад: Почему вы идете ад? Вы ведь в мирской жизни были нашими учителями, мы делали все так как вы говорили. Разве вы не должны идти в рай? А они ответят: Да, мы вас учили в земной жизни и понимали о чем говорим. Но сами же не следовали своим знаниям. И поэтому попадаем в ад».
«Ответ "не знаю" на заданный вопрос указывает на половину знаний. Саваба за молчание при незнании ответа на вопрос не меньше которую получают отвечая зная ответ. Потому что, самое тяжелое для нафса, это признание своего незнания».
«Ищущий недостатки друга не считается другом».
«Тому, кто оставил в этом нечто доброе и хорошее, Аллаху тааля в будущей жизни воздаст еще лучшим».
«Я был рядом с кади Шурайхом. К нему пришла женщина с жалобой. Перед шейхом она начал плакать. Я сказал кади Шурейху, «О аба Умая! Она точно притесненная». На что он ответил: «О Шаби, братья пророка Юсуфа тоже приходили к отцу со слезами. Слезы этой женщины никак не указывают на ее невиновность».
«Для отца, оставить для благочестивых детей средства для благоплучной жизни будет получше всего остального».
«В каждой общине, которые после ухода пророков вступали в конфликты и противоречия, неправые всегда одерживали верх над правыми».
«Украшение знаний в мягкости обладателя знаний».
Абу Зейд (рахметуллахи алейх) рассказывает: Я обратился к Ша′би с вопросом. Он разозлился и поклялся что не будет отвечать. Я вышел и сел под его дверями. Видя такое он сказал: «Эй аба Зеид! Я поклялся что не стану отвечать на вопрос. Но скажу тебе три вещи, а ты выслушай. И не забывай никогда. Первое, о том зачем Аллах создал что-либо. Не думай зачем это было создано, в чем заключалась мудрость. Второе, если не знаешь, то не говори что знаешь. Третье, не полагайся на свое заключение в вопросах религий. Может оказаться что халяль назовешь харамом а харам назовешь халялем. В итоге споткнешься на этом и погибнешь».
Желания и прихоти нафса названы «хава» потому что находясь в человеке оно влекло его в ад. А обладателей хава назвали «ахли хава» потому что они попадут в ад».
Наложница одного из его знакомых, с его же подачи стала мусульманкой. Ша′би сказал ей: «Этот день самый лучший в твоей жизни».
Ша′би сообщили о каком-то человеке как об особенном ученом. На это ему он ответил: «Не увидел в нем красоту знания». А в чем же тогда красота и ценность знания спросил тот. «Слишком важный. Обладатель знаний не будет высокомерным, резким и грубым».
«Передавайте знания достойным людям, не давайте тем кто не заслуживает этого. Не то совершите грех».
Следующие высказывания Ша′би получили среди народа широкое распространение: «Настоящая мягкость та, которая проявляется когда человек зол и разгневан а не та, что проявляется в благодушном расположений и во время радости».
«Тот, кто выдаст воспитанную, благочестивую, благочинную дочь за грешника, навлечет тем самым на нее беду».
«Тот, кто совершит длительную поездку из дальнего уголка Сирии в самые дальние уголки Йемена и узнает для себя одно полезное слово которое пригодится ему в жизни, то все его путешествие не прошло зря».
Что говорят про него ученые ислама
Ибн Сирин рассказал: «Я прибыл в Куфу. Моему взору Ша′би предстал как один из обладателей огромных знаний. А ведь в это время еще были живы многие из сподвижников пророка (саллаллаху алейхи уасаллям)».
Аш′ас бин Сивар передал от своего отца: «После смерти Ша′би я приехал в Басру. Придя с визитом к Хасану Басри сказал: ′′О Аба Са′ид! Умер Ша′би′′ сказал я. Услышав такое он сказал, ′′Инна лиллях ва инна иляйхи раджиун. Он был личностью который прожил долгую жизнь и имел большой багаж знаний, а среди мусульман занимал особое место′′». Покинув его пошел к Ибн Сирину. Когда я ему сообщил о смерти Ша′би, то он сказал такие же слова как Хасан Басри.
Асим бин Сулейман сказал: «В те времена из Куфийцев, Басрийцев, Хиджазцев и других мест, лучше всех науку хадис знал Ша′би».
Абу Хусаин: «Ша′би достиг очень высокого уровня в фикхе».
Ибн Увайна: «Ша′би был Ибн Аббасом своего времени».
1) «аль-А′лям» т. 3. стр. 251
2) «Тахзиб-ут-тахзиб» т. 5. стр. 65
3) «Вафаят-уль-а′йан» т. 3. стр. 12
4) «Хилят-уль-авлия» т. 4. стр. 310
5) «Тарихи Багдад» т. 12. стр. 227
6) «Табакати Ибн Са′д» т. 6. стр. 246
7) «Тазкират-уль-хуффаз» т. 1. стр. 79
8) «Там ильмихал Саадати абадия» стр. 1070
9) «Асхаби кирам» стр. 393