1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ОБИДА И ЗЛОСТЬ

ОБИДА И ЗЛОСТЬ

Вопрос: Расскажите о месте обиды в исламе?

Ответ:

Мусульманину, будь то мужчина или женщина, не разрешается злиться и сердиться на верующего из-за мирских дел, охладевать к нему, прерывать с ним отношения.

А родственников мусульман, которые живут в соответствий с исламом, надо посетить хотя бы раз в неделю или месяц, не растягивая до сорока дней.

Если живут в отдаленных местностях, то связаться с ними через письмо или телефонным звонком. Даже если есть на них обида, все же нельзя про них забывать.   

Если родные не навещают, не отвечают, надо сделать им подарок или передать привет посетив лично или отправив посылкой. Аллаху тааля предписывает навещать родных мусульман и благочестивых родственников. Не приказывает если они не такие. Но если от родственников может исходить вред, то лучше держаться от них подальше.

Если с человеком повздорили, то лучше помириться в течение трех дней. Три дня разрешены чтобы не было морально тяжело. По прошествий этого времени начинает записываться грех, который с каждым днем будет только возрастать. Грех будет увеличиваться пока не наступит примирение. В хадис шарифе сказано: «Приди к тому кто обижен на тебя, помирись! Прости притеснителя тебя. Ответь добром на причиненный вред». (Ибн Абиддуния)

Тот, кто не простил за три дня, если никто за него не заступится и не получит прощения, получит наказание в аду. Лучше избегать грешника с намерением преподать ему урок. В таком случае сердятся на него ради Аллаха.

Необходимо примирять поссорившихся людей. В хадис шарифе сказано: «Чтобы проведать больного пройди 2 километра, чтобы примирить поссорившихся пройди 4 километра, чтобы проведать брата по вере и за получением знаний пройди 6 километров!»

Досточтимый Муса спросил: «О Аллах, какое ждет вознаграждение того кто примиряет поссорившихся людей? И получил следующий ответ: В судный день они будут вознаграждены спокойствием, не испытают страха, исполняться их надежды».

Чтобы примирить поссорившихся людей не надо ждать знаменательных дней а надо сделать это при первой же возможности.

Быть приятным человеком

Тот кто любит Аллаху тааля и пророка, не смотрит на недостатки людей, приятен для всех. Хороший человек, т.е. хороший верующий, добр со всеми. Так же как от него нет вреда для людей, также и стойко переносит вред от людей.

Нельзя обижаться на человека из-за одного недостатка. Если уж случилось обидеться, то это не должно продлиться больше трех дней. По прошествий трех дней, увидев их надо поздороваться и спросить о их делах. В хадис шарифах сказано:

«Мумину не разрешено обижаться более трех дней на брата по вере. Если встретит после трех дней, то должен с ним поздороваться и спросить о его делах. Если он ответит на приветствие, то оба получат савабы. Если нет, то согрешит. А тот кто поприветствовал избавится от греха обиды». (Абу Давуд)

«Если двое людей умрут рассерженными друг на друга, то не войдут в рай пока не побывают в аду. Если и войдут в рай, то не увидятся друг с другом». (Ибн Хиббан)

«Находившийся в ссоре с братом по вере в течение года, совершает грех как если бы убил его». (Байхаки)

«Деяния людей преподносят Аллаху тааля в понедельник и четверг. Всевышний Аллах простит все грехи кроме ширка. Но не простит людей которые держат обиду. Аллаху тааля скажет, ′′Не приносите их деяния пока они не простят друг друга». (И. Малик)

«Не нарушайте связей между собой! Не отворачивайтесь друг от друга! Не храните зла, не враждуйте! Не завидуйте друг другу! О рабы Аллаха, будьте друг другу братьями! Мусульманину не дозволяется обижаться на брата по вере более трех дней». (Бухари)

«У того кто первым из разругавшихся придет с прощением, простятся грехи. Если второй не ответит на данное приветствие, то вместо него ответят ангелы. А шайтан обрадуется и проявит к этому человеку большую любезность». (Ибн Аби Шэйба)

«Тот кто более трех дней держит зло на брата по вере, после смерти отправится в ад». (Насаи) (Выйдет из ада после очищения от грех. Или же не войдет в ад получив заступничество или прощение.)

Восстановление отношений и ложь

Еще одна обязанность мусульман, это примирить поссорившихся людей. В хадис шарифе сказано:

«Намного благодетельней дополнительных намазов, постов и садака это примирить поссорившихся людей и восстановить их отношения. Потому что раздор то что может искоренить веру изнутри». (Тирмизи)

В один из дней, досточтимый Умар увидел как пророк улыбнулся и спросил почему он это сделал. Пророк ответил:

«Двое людей из моей уммы, предстали перед Всевышним Аллахом. Один сказал:

- О Аллах, прошу у Тебя отобрать у него что принадлежит мне!

Аллаху тааля сказал:

- Верни то, что принадлежит ему!

- О Аллах, у меня не осталось ни одного доброго дела, как я смогу ему вернуть?

Аллаху тааля сказал просителю:

- У него ничего не осталось. Что будешь делать?

- Пусть возьмет мои грехи!

И тут пророк, со слезами на глазах сказал: «Это настолько страшный день, что человек не говоря даже о чужих грехах, не сможет выдержать гнет собственных грехов».

Аллаху тааля скажет просителю:

- Подними голову и взгляни на эти прекрасные дворцы в раю!

После этого проситель скажет:

- Да я вижу. Кому из шахидов, сыддиков (избегающего всего что мешает приближению к Аллаху тааля), пророков принадлежат эти дворцы?

- Эти ослепительные дворцы предназначены для тех, кто может заплатить за них

- О Аллах, но кто может заплатить на них?

- Ты.

- Как я смогу это сделать, у меня ведь ничего нет?

- Можешь простить своего брата и стать обладателем этого дворца.

- Конечно же я простил о Аллах. 

Аллаху тааля скажет:

- Ну-ка возьмитесь за руки и проходите в рай!»

Пророк продолжал:

«Бойтесь Аллаха и поправляйте отношения между собой! Так как в судный день Аллаху тааля будет поправлять ваши взаимоотношения». (Хараити)

За примирение поссорившихся супругов или двух людей, дается огромный саваб. В хадис шарифе сказано:

«Восстановить отношения между людьми, лучше дополнительных поклонений в виде поста и намаза». (Табарани)

(Некоторые люди не постятся, не совершают намазы но говорят: ′′Я примирил поссорившихся людей, получил много савабов′′. Если не совершать намазы, то за подобное добро не даются савабы. Чтобы получить савабы за хорошие дела, нужно выполнить такое условие как правильная вера и совершение намаза.)

Несмотря на то, что ложь относится к большим грехам, но разрешен в случаях если это может помочь сделать доброе и благое дело. В войне, для защиты от вреда врага, для примирения мусульман можно одному из них соврать чтобы примирить поссорившихся. Можно сравнить с ситуацией, когда чтобы не умереть с голоду съедают мертвечину. Потому что в хадис шарифе сказано:

«Сказавший для примирения сторон нужные слова, не считается лжецом». (Муслим)                                                      

Но врать про людей даже в шутку нельзя. Так как в хадис шарифе сказано:

«Верующий может допустить какую угодно ошибку или упущение. Но не станет врать и предавать». (Ибн Аби Шэйба)

Вопрос: Разрешено ли в исламе держать обиду. Один из друзей мусульман не разговаривает со мной. Из-за того что не разговаривает грешит только он? На мне есть грех?

Ответ:

В исламе не разрешается злиться, держать обиду,так как это грех. Тот, кто бывает зол более трех дней, если не получит заступничества или же будет прощен, испытает наказания в аду. В благородном хадисе сказано:

«Мумину не разрешается сердиться на брата по вере более трех дней. Если он встретиться с ним по прошествий трех дней, то надо поздороваться и спросить о его делах. Если тот не ответит на приветствие, то согрешит. А тот, кто первым поздоровался, избавиться греха из-за ссоры». (Абу Давуд)

«Прервать отношения с мусульманином, все равно что пролить его кровь». (Абу Нуайм)

Какова причина обиды? Вот что важнее. Что за этим кроется, вопрос денег, долга? Или же проблема уважения и чести? Если не разговаривают но не держат зла, то не понесет греха за обиду. Если не разговаривают, при условий что нет ненависти, то просто из-за того что не общаются, то греха нет.

От грешника, высокомерного, самовлюбленного, от того кто издевается над вами, в целях назидания лучше держаться подальше. Вы сделаете это ради Аллаха. Делается это для того чтобы он исправился.  

Вопрос: В хадис шарифе говорится: «Пока не полюбите друг друга, не будет у вас имана». В таком случае, если человек обидится на другого, то станет кафиром?

Ответ:

Нет, не станет. Человека могут разозлить мирские дела, может обидеться. Даже если это продлится более трех дней, все равно не станет кафиром. Т.е. человек не станет кафиром совершив грех.  

Обидевшиеся должны примириться

Вопрос: Несколько друзей обижены на меня, не разговаривают со мной. Что мне надо делать?

Ответ: Плохо когда люди рассержены, обижены друг на друга. За примирение дается вознаграждение. Нельзя держать обиду, надо мириться. Даже с малоприятным человеком нужно быть добросердечным и не стоит пренебрегать приветствием при встрече. Т.е. существует разница если не разговаривают из-за того что рассержены. Не стоит говорить с тем от кого исходит вред, но при встрече надо поздороваться.   

Держать обиду

Вопрос: С некоторыми из друзей не разговариваю, но у меня нет на них обиды или вражды. Но при разговоре на меня воздействует их вред. Избегаю встреч с ними. Нет ли греха в том что я с ними не разговариваю но избегаю встречи с ними?

Ответ:

Если вам нет вреда, то нет греха в дистанцирований если нет обиды. Даже если есть необходимость в каком-то общений, то можно и не разговаривать. Но при встрече, опять же надо говорить именно столько сколько необходимо.

Другие статьи в этом разделе

НЕ ПОНИМАНИЕ СВОЕГО НЕЗНАНИЯ

Вопрос: В трудах авторитетных ученых, мною было прочитано следующее: Один из праведников сказал, «Худший человек тот, кто не знает что он не знает». Разъясните пожалуйста эти слова?

Ответ:

Не знание, это недостаток, это не хорошо. Но понимать что не знаешь, это уже фазилят (добродетель). Такой, зная что не знает, не будет вмешиваться в то что не знает, будет понимать в каком он положении находиться. Понимая свой уровень, не буд...


Москва

1443 год, 8 - Зильхиджа.
2022 год, 7 - Июль.
Имсак *0:36
Фаджр *1:29
Восход 3:47
Ишрак 5:04
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 17:19
Аср 18:34
Исфирар 20:19
Магриб 21:22
Иштибак 23:31
Иша’а *23:17
Иша’а-и Сани -