ДЖУБАЙР БИН НУФЕЙР (радиаллаху анх)
Из величайших табиинов. Ученый хадисовед. Его кунья Абу Абдуррахман Хадрами. Дата рождения неизвестна. Покинул этот мир в 80 году хиджры (699 г.). В некоторых источниках пишут что жил при Омеядском халифе Абдулмалик бин Марване. По этим источникам в 80-м году хиджры был еще жив. Жил в Хумсе и Шаме. Джубайр бин Нуфайр при жизни пророка еще не был мусульманином. Такая честь ему выпала во времена правления Абу Бакра (радиаллаху анх). Встречался с сахабами у которых учился. Слушал и передал хадисы от Абу Бакра, Умара, Абу Зарр Гифари, Абуддарды, Муаза бин Дажабаля, Убады бин Самита, Ауф бин Малика, Ка′б бин Ияда, Савбана, Абдуллах бин Амр бин Аса, Абдуллах бин Умара, Укбы бин Амира, Абу Хурайры, Анаса бин Малика (радиаллаху анхум) а также у других сахабов. От него хадисы передали его сын Абдуррахман бин Джубайр, халид бин Ма′дан, Абу Осман, Салим бин Амир и другие ученые по хадисам.
По словам Табари, он является ученым в науке фикх в которой занимает одну из степеней этой науки. Передается что в науке хадис входит в число сика – надежных ученых. Хадис шарифы переданные Джубайр бин Нуфайром, приведены в «Сахих Муслим» и широко известных четырех «Сунанах». Со слов отца передает: ′′После взятия Кипра, досточтимый Муавия свез добычу в Антарсус (близ Хумса). Затем обратился к мусульманским воинам со словами: Эту добычу я разделю на три части: одна достанется вам (воинам), вторая морякам, а одна часть египтянам. Потому что если бы не было кораблей (моряков) и египтян, то вы не смогли противостоять против врага на море′′. Здесь поднялся Абу Зарр Гифари (радиаллаху анх) и сказал: ′′Я дал слово пророку (саллаллаху алейхи уасаллям) говорить ради Аллаха истину даже если будут те кто станет говорить плохие слова. О Муавия (радиаллаху анх), на эту добычу имеем право только мы, но ты выделяешь из него долю для моряков? Египтян мы наняли за деньги. И несмотря на это, ты хочешь выделить им долю′′. На это Муавия (радиаллаху анх) прислушавшись к словам Абу Зарр Гифари (радиаллаху анх), вручил ему всю военную добычу. Джубайр бин Нуфайр сказал: В один из дней, в Медине, Абу Бакр стоял рядом с минбара пророком. Вспомнив пророка он заплакал. Затем сказал: ′′В первый год хиджры, пророк стоял здесь и сказал, ′′О люди! Просите у Аллаха афият. Потому что, после якина, никому не давал более лучшего чем такое благо как афият′′. (Афият: Время в которое сердце не запятнано грехом, свободно от грехов. Один из праведников сказал: ′′О Аллах! Воздай мне один день афията′′. Ему сказали, разве вы не в афияте? Он ответил: ′′День в афияте, это когда не совершил никакого греха против Аллаху тааля′′. Джубайр бин Нуфайр передал от Муаз бин Джабаля: Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Если любите кого-нибудь, то не ссорьтесь с ним, не злитесь на него, не причиняйте ему страдании и не требуйте от него ничего. Вдруг вы встретитесь с его врагом и он вам скажет про друга то, чего в нем нет и рассорит вас» и также Убада бин Самит (радиаллаху анх) передал: «Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: ′′Если мусульманин обращается к Аллаху тааля будучи грешным, то пока он не оставит отношения с родными (сила рахим), Аллаху тааля примет каждое его дуа и защитит его от всех грехов′′». Джубайр бин Нуфайр передал от Абу Зарра Гифари хадис кудси: «Расулуллах (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: ′′Аллаху тааля сказал: О сыны Адама, совершите вначале дня (утренний намаз) 4 руку для Меня а за остальное я в ответе (Сделаю все для вас. Помогу вам исполнить ваши задумки)′′».
У Джубайра бин Нуфайра спросили и самом худшем высокомерий. Он ответил: ′′Высокомерие проявленное совершающими поклонения′′. Также сказал: ′′Каждый кто ни на миг не прекращает устное поминание Аллаха и ни на миг не забывает Его, войдет в рай с улыбкой на лице′′. Джубайр бин Нуфайр передал от Абуддарды: ′′Если Аллаху тааля обеспечит человека едой и питьем (земными благами) и не даст других благ (благ для ахирата), то такой человек будет мало знать фикх и его коснется наказание Всевышнего Аллаха′′. Также передал от сподвижника Мухаммед ибн Абу Умайра: ′′Если какой-либо раб от рождения до самой старости будет находиться в суджуде (т.е. будет совершать очень много поклонений), то в судный день ему не хватит огромного количества заработанных вознаграждений, ему покажется что их мало′′.
Также Джубайр бин Нуфайр сказал: Мусульманские войны сказали досточтимому Умару (радиаллаху анх): ′′О амир-уль муминин, клянемся Аллахом, мы не видели более правдивого, непреклонного к мунафикам и более честного руководителя чем ты. Ты наилучший из людей после пророка (саллаллаху алейхи уасаллям)′′. Слушавший это Ауф бин Малик (радиаллаху анх) тут же сказал, ′′Вы ошибаетесь. Мы видели лучшего человека после пророка, который лучше Умара (радиаллаху анх)′′. Досточтимый Умар спросил, ′′Кто он о Ауф′′. В ответ прозвучало, ′′Абу Бакр Сыддик (радиаллаху анх)′′. Умар (радиаллаху анх) сказал, ′′Ауф прав. Клянусь Аллахом, от Абу Бакра исходил запах лучше мускуса. Я не на его уровне′′.
1) «Аль манхаль-уль-азб-уль-мавруд» т. 2. Стр. 155
2) «Тахзию-уль-тахзиб» т. 2. стр. 64
3) «Хилият-уль-авлия» т. 6. стр. 133
4) «Шазарат-уз-захаб» т. 1. стр. 68
5) «Тазкират-уль-хуффа» т. 1. стр 52
6) «Табакат ибн Са′д» т. 7. стр 440