НАША РЕЛИГИЯ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Вопрос: Как в исламе относятся к представителям других религий?
Ответ: Если хорошо знать ислам, то можно понять, что Аллаху тааля предписывает всегда проявлять к людям благожелательность и милосердие, прощать провинившихся, всегда улыбаться, быть доброжелательным, проявлять терпение, в отношениях быть всегда дружелюбными.
Настоящие мусульмане, против представителей других религий показали доброжелательное, терпимое отношение, не принуждали христиан и иудеев принимать ислам и не разрушали их храмы, а наоборот оказывали им помощь и даже ремонтировали церкви.
А не было ли среди мусульман тех, кто выступал против христиан? Возможно были. Но их было ничтожно мало, и к тому же это были джахили (невежды) не знающие свою религию. Они действовали следуя своему нафсу и наказание им давала мусульманская сторона.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
По этому поводу существует следующее письмо нашего пророка:
«Это письмо написано чтобы передать слово Мухаммеда сына Абдуллаха, данное христианам. А именно, Аллаху тааля осчастливил его своею милостью, сделал его хранителем аманата предназначенных для людей. Данное письмо Мухаммеда, является документом удостоверяющим данное им слово ко всем немусульманам. Если кто будет действовать вопреки этому договору, будь-то правитель или кто-то другой, будет считаться восставшим против Аллаху тааля и религий ислам. И станет достойным проклятия Аллаха. Если христианский священник или путешественник в виде поклонения будет поститься в горах, долинах или пустыне или среди зелени или низине или в песках, я, мои друзья, братья и весь мой народ освобождаем его от всякого принуждения.
Они встают под мою защиту. Я простил им все налоги которые наложены на других христиан. Пусть они не платят налоги или дают сколько пожелают. Не заставляйте их, не принуждайте силой. Не лишайте сана их священнослужителей! Не выводите их с мест поклонений! Не препятствуйте тем из них, кто находится в путешествий! Не разрушайте ни одну из частей их монастырей и церквей! Имущество с их монастырей не должно забираться чтобы пользоваться в мусульманских мечетях! Если кто-то не придаст этому значения, окажется ослушавшимся слов Аллаху тааля и расулуллаха и тем самым согрешит.
С тех, кто не торгует, занятых только поклонениями, где бы они ни были, не берите джизью и налоги! На море и суше, на востоке и западе, я буду держателем их долгов. Они под моей защитой. Я дал им безопасность.
Не собирайте налоги с урожаев тех, кто живет в горах и заняты поклонениями! Не забирайте в государственную казну часть их урожая! Потому что их поля, только чтобы прокормить себя, никак не для дохода. Если нужны люди для войны, ни обращайтесь к ним за помощью! Если нужно получить джизья, то несмотря на их богатство, каким бы количеством имущества они не обладали, не берите с них в год более 12-и дирхамов! Не утруждайте их, не будьте для них обузой. Если есть необходимость общения с ними, то происходить это должно только с милосердием, добром и сочувствием. Держите их всегда под крылом милосердия и сочувствия!
Где бы это ни происходило, не относитесь плохо к женщинам христианкам ставшим женами мусульман! Не препятствуйте им посещать свои храмы и совершать свои поклонения! Кто не будет следовать этому приказу Всевышнего Аллаха и будет действовать наоборот, будет считаться восставшим против наставлений пророка. Будьте помощниками в ремонте их храмов. Этот договор будет действовать до Судного дня, не изменится до последних дней этого мира и никто не посмеет нарушить этот договор».
(Этот договор был написан во 2-м году хиджры, 3-о числа мухаррама, в лучезарной Медине, в мечети пророка. Писал Али бин Аби Талиб. Это письмо обращенное пророком ко всем мусульманам, приводится в книге Фаридун бека «Маджмуа мунша′а-тус-салатин», в 30-й странице первого тома )
ОДИН ПРИМЕР СПРАВЕДЛИВОСТИ
Командир мусульманского войска Убайда бин Джаррах, разгромивший огромное войско византийского правителя Ираклия, в каждом завоеванном городе, во всеуслышание объявлял приказы халифа Умара. При взятий Хумса, сказал:
«О византийцы! Мы завоевали город при помощи Аллаха и следуя приказу нашего халифа Умара. В делах торговли, ремесел, поклонений, вы свободны и можете делать что хотите. Никто не позарится на ваше имущество, жизнь, честь. Справедливость ислама распространяется также и на вас, все ваши права будут соблюдены. От врага, мы защитим вас также как защитили бы мусульман. В ответ на это, мы, так же как берем с мусульман закят и ушр, будем брать с вас джизью один раз в год. Помогать вам и брать с вас джизью, нам предписывает Всевышний Аллах».
Византийцы с большой охотой принесли джизью и вручили все хранителю байт-уль-мала Хабиб бин Муслиму. До мусульман дошла весть что Ираклий собирает войска из всех христианских стран. Армия базировавшаяся в Хумсе решила присоединиться к силам в Ярмуке. Досточтимый Абу Убайда приказал глашатаям сказать следующее:
«О христиане! Я дал слово служить, помогать и защищать вас и взял за это джизью. А сейчас, по приказу своего халифа, иду воевать против Ираклия чтобы помочь своим братьям. И поэтому, приходите в байт-уль-мал и заберите обратно джизью которую вы внесли! Ваши имена и все что вы дали, записаны в тетрадях учета».
Так произошло во многих городах Сирий. Христиане, увидев подобную справедливость и милосердие мусульман, в честь избавления от гнета и издевательств Ираклия, устроили празднества. Многие из них с большим удовольствием стали мусульманами. По собственному желанию стали приносить данные о расположениях римских войск.
Образование мусульманских государств, распространение ислама произошло не с помощью силы. Главная сила которая помогала твердо стоять на ногах этим государствам и развиваться - это сила имана а также справедливость, добро, правдивость и самоотверженность которая в исламе занимает особое место. В Священном Коране говорится:
«Бог повелевает быть справедливыми, делать добро и быть великодушными к родственникам и запрещает прелюбодеяние, нечестие и несправедливость». (Нахль 90)
«О верующие, будьте прямы перед Господом в свидетельствах, чтобы ненависть к кому-нибудь не заставила вас сделать несправедливости. Будьте справедливы». (Маида 8)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ЗОРОАСТРИЗМЕ И ИСЛАМЕ
Вопрос: Бытует мнение что, те кто стали мусульманами были вынуждены это сделать по угрозой. Так ли это?
Ответ: Если становились мусульманами под страхом смерти, то могли бы вернуться в свою веру когда угрозы больше не существовало. Широкое распространение мусульманства, указывает на истинность этой религий.
Все сахабы без исключения, стали мусульманами по собственному желанию. Немало тех, кто полюбили эту религию за его справедливость и стали мусульманами. В пример приведем историю огнепоклонника который стал мусульманином.
Во времена правления Умара (радиаллаху анх), командир восточной части границ Са′д бин Аби Ваккас решил построить здание в Куфе. Для этого он решил купить дом огнепоклонника который граничил с участком для строительства. Но огнепоклонник не захотел продавать. Пришел домой и рассказал жене. Она посоветовала: «Их правитель находиться в Медине. Иди к нему с жалобой». Он прибыл в Медину и стал расспрашивать где находится халиф. Ему сказали:
- Нет у него дворца.
- А где же он тогда?:
- Вышел за город.
Он пошел его искать за городом. Нигде не было видно ни охраны, ни солдат. Увидев спящего на земле человека, спросил у него?
- Ты видел халифа Умара?
- Зачем ты его ищешь?
- Его военачальник, вынуждает меня продать мой дом. Пришел с жалобой на него.
- Пошли со мной!
Человек с которым говорил огнепоклонник, был досточтимый Умар (радиаллаху анх). Он тут же пошел вместе с огнепоклонником к себе домой. Начал искать бумагу но бумаги в доме не оказалось. Под руку попалась баранья лопатка. На ней, после Бисмилляхи, написал, «О Са′д, не обижай этого маджусита! Если не согласен со мной, то тут же явись ко мне».
Огнепоклонник с этой костью ушел домой. Про себя подумал, «Только зря потерял время. Если дам это командиру, он подумает что я посмел шутить с ним и сильно рассердится на меня».
Но по настоянию жены, он все же пошел на встречу с Са′дом. Са′д сидел в окружений своих солдат с которыми вел какую-то приятную беседу. Взгляд Са′да упал на кость в руках маджусита. Увидев письмо от повелителя мусульман, он поменялся в лице. Солдаты опешили увидев как он поменялся. Са′д подошел к огнепоклоннику и спросил:
- Проси что хочешь, но только не веди меня к Умару! Я не выдержу его наказания.
Огнепоклонник остолбенел увидев состояние грозного командира. Придя в себя, он тут же стал мусульманином. Его товарищи узнав что он стал мусульманином, спросили:
- Почему ты стал мусульманином так быстро?
- Я увидел их правителя. Он спал на земле укрытый своим штопаным чапаном. Также увидел как дрожит перед ним один из его военачальников. Понял что они исповедуют истинную религию. Справедливость к такому человеку как я, который поклоняется огню, бывает только в истинной религий. (Манакиб чихар яри гузин)
Вопрос: Что такое социальная справедливость?
Ответ: Это положение которое на протяжений веков беспокоит все социальные доктрины и хотят внедрить все режимы. Для образования слаженного, гармоничного общества, для того чтобы среди частных граждан и различных общин не было ненависти и вражды, необходимо существование социальной справедливости.
Социальная справедливость – труд каждого, получать свое по уровню знания и способности, чтобы никто не был угнетен, право на жизнь даже за самую ничтожную работу. Главным условием социальной справедливости является, получение каждым работающим минимальных средств к существованию.
Социальная справедливость это не социальное равенство. То, когда все подряд имеют одинаковый доход не является справедливостью, наоборот, так выглядит несправедливость. Так например ученики одного класса, с хорошей и плохой успеваемостью, переходят на следующий класс. Абсолютного равенства нет ни в природе ни в обществе, его нет нигде. Такое даже никому не приходит в голову. Нет одинаковых, вышедших из под одной формы людей. Так как все созданы разными, то и их труд тоже разный.
Равенство перед законом, означает одинаковое обращение для всех кто находится в одинаковых условиях и в одинаковой ситуаций. Искать равенство в социальном положений и даже в экономике невозможно, к тому же это не нужно и невозможно. Потому что, это несовместимо с концепцией справедливости. Например основной счет нужен не для равномерного распределения долей, он нужен чтобы каждый увидел вознаграждение за свой труд, мог увидеть на что он имеет право.
Социальная справедливость самое верное распределение национальногго дохода, избавляться от тех, кто хочет злоупотребить народными деньгами. Предотвращает сосредоточение капитала в руках одной группы. Каждому дает право на жизнь. Рождает общество где нет вражды между классами и группами. Граждане такого общества чувствуют себя в безопасности. Наилучшую, наиболее эффективную социальную справедливость может дать конечно же исламская нравственность. Мусульмане верят, что они друг другу братья и любят друг друга как родные братья, не покушаются на имущества, жизни, богатства немусульман.
Религия ислам поддерживает взаимопомощь, не допускает различного вида деления. Предписывает трудиться, зарабатывать дозволенные деньги. Соблюдает все права работающего человека. Имущество любого человека берет под свою защиту. Никто не может положить глаз на чужое имущество и богатство. Люди понимающие социальную справедливость, должны бы уважать исламскую нравственность. Европеец наших дней, соблюдает чистоту и исполняет работу соответствующую исламской нравственности. Правдивость, искренность, чистота и труд, основы ислама. Даже общества без веры, которые станут жить в соответствий исламской нравственности, в этом мире проживут спокойную, благополучную жизнь.
РАВЕНСТВО, НЕЙТРАЛИТЕТ, СВОБОДА
Вопрос: Такие понятия как равенство, нейтралитет, свобода каждый толкует по своему. А как их нужно их понимать?
Ответ: Три понятия которым очень часто злоупребляют.
Равенство это то, что очень сильно привлекательно для людей.
Невозможно чтобы равенство было всегда, во всем и везде. Попытки к этому и есть злодеяние. Потому что равнять хорошего с плохим, знающего с невеждой, здорового с больным, ленивого с трудолюбивым противоречит здравому смыслу. Справедливость часто отличается от равенства. Рассмотрим это в одном из примеров?
Женщина не может выполнить тяжелую мужскую работу. Потому что между мужчиной и женщиной существует физиологическая разница. Рассмотрим ситуацию когда тяжелый физический труд, на одинаковых условиях будут выполнять мужчина и женщина. Одинаковая оплата труда не будет справедливостью. Мужчина сильнее физически а женщина слаба. Ставить ее на одинаковые с мужчиной условия, злодеяние против нее. Таким образом, ставить их на одинаковые условия, будет злодеянием. А справедливое отношение никогда не будет злодеянием.
Нейтральность: человек не может быть нейтральным. Неправильно принуждать человека к беспристрастности. На поверку, нейтральные люди сами не желают нейтралитета. Но хотят его видеть в других. Желание присутствовать рядом с хорошими людьми, отсутствие интереса к плохим, не является предубеждением. Надо быть там, где есть интересы родины и народа. Неправильно обвинять человека в непредвзятости если он на стороне правды, хорошего. То, что для строителя хорошо и правильно, для разрушителя заблуждение и неверно. И поэтому, тот кто на стороне правильного и хорошего не может быть обвинен в нейтралитете.
Свобода это не отсутствие запретов и контроля. Судить и заключить в тюрьму преступника не противоречит свободе. Арестовать людей, которые покушаются на свободу общества, лишать свободы вора, мошенника не является попаданием в плен. Даже нанесение вреда самому себе, не относится к свободе. Например, нельзя расценивать как ограничение свободы, запрет на свободное распространение веществ которые наносят вред человеку, например наркотиков. Выставлять запрещающие знаки на автодорогах для организации движения, не является ограничением свободы. Не простить а наказать совершившего преступление, не является нарушением прав человека. Выпустив из клетки змею, ему даруют свободу, но это обернется бедой для людей. Выпустить преступника, для него будет свободой, но в свою очередь это покушение на свободу общества. Но в итоге, нельзя пренебрегать правами людей, говоря о всеобщем равенстве, нейтралитете, и безграничной свободе!
Независимость не означает анархию и вседозволенность. Наказание за преступление не означает притеснение свободы.
Вопрос: За чем кроется причина бесконечных войн, трудностей и бедствий происходящих на земле?
Ответ: Досточтимый Абдулхаким Арваси говорит:
Любая благость результат дружбы данной Всевышним Аллахом и Его милость и добро. Любая катастрофа и беда, результат ненависти и вражды. Это наказание за непризнание истины, проявление жестокости и несправедливости. А это в свою очередь происходит от попытки установить свои правила, следования за теми, кто состязается с Всевышним Аллахом, т.е. от неверия.
МИРНОЕ ОБЩЕСТВО
Вопрос: Что в исламе предписывается для справедливого общества?
Ответ: Так как трудно самостоятельно найти путь к справедливости, то Всевышний Аллах, проявив милосердие к своим рабам, чтобы те могли защитить свои страны, ниспослал некую меру, указал рамки. С помощью этого эталона, можно легко дать оценку справедливости. Эта мера, религии принесенные пророками. Божественная мера предписанная к использованию до судного дня, религия ниспосланная пророку Мухаммеду.
Есть и второй вид меры. Люди, в отличие от животных, созданы цивилизованными. Вынуждены объединяться, жить в одном месте, оказывать друг другу помощь. Так как человек создан нежным и слабым, то есть сырую пищу он не может. Для приготовления еды, одежды и жилища, нужны специалисты и ремесленники. Для необходимого ремесла, нужно искать и думать. Нужен опыт. Ислам предписывает знать науку и технику, трудиться, иметь хороший нрав.
Человеку необходимо все для себя подстраивать, изготовлять. Для этого ему нужны знания и умение. Отдельному индивидуму невозможно знать и уметь все. Каждое ремесло изучает и выполняет отдельный человек. Каждый человек берет то, что ему нужно у отдельного обладателя ремесла. А этот специалист, в свою очередь, то что нужно для своего ремесла, берет у того кто им обладает. Таким образом, люди покрывают нужды друг друга. И вынуждены жить в одном месте. И без того, культура это возведение строений и обитание в одном месте для того чтобы жить в благоденствий и достатке.