О НЕДОЗВОЛЕННОМ ЗАРАБОТКЕ
О недозволенном заработке [i]
Мусульманам запрещено не только употребление спиртных напитков, но и их изготовление. Деньги, заработанные путем изготовления, продажи или перепродажи виноводочных изделий являются Харам. Степень запрета здесь высока настолько, что продавец вина не может отдать из заработанных этим способом денег свой долг.[ii] Это будет для одолжившего – Харам. У неверного (кяфира) взять свои деньги обратно из его запретного заработка – дозволено, но нежелательно.
Запрещается по шариату продавать в чистом виде человеческие экскременты или другие отходы человеческого организма. Все это подлежит преданию земле. В мазхабе Ханафи дозволяется продажа навоза (отходов животных).
Имамы Ибн Абидин и Кады-заде Ахмад пишут, что согласно шариату:
1) «Если кто-либо подаст милостыню из денег, заработанных явно недозволенным путем, с намерением получить благость Аллаха, а получивший эти деньги и знающий об их происхождении скажет: «да будет согласен Аллах», а стоящий рядом или дающий деньги скажет "Амин", то все станут отступниками».[iii]
Ибн Абидин далее продолжает:
2) «Будет таким же вероотступничеством, если кто-либо даст деньги, заработанные недозволенным способом, на постройку мечети или на другое доброе дело и будет ожидать от этого благость Аллаха….
3) Если кто-либо имеет средства сверх необходимого на содержание своих подопечных, то для него весьма желательно подавать милостыню. Если же кто-либо имеет нуждающихся подопечных, но, не обеспечивая их, подает милостыню, то это не разрешается. Эти действия крайне нежелательны и близки к Хараму.
4) Большинство ученых считают, что если человек, будучи мусульманином, оставил в наследство деньги от продажи вина или другой запретной деятельности, то для наследников эти деньги не могут быть Халяль. К запретному (Харам) относится имущество, добытое путем захвата, обмана, воровства, азартных игр, ростовщичества и тому подобное. Сюда же относятся деньги заработанные игрой на музыкальных инструментах и пением.[iv] Если же человек играл на музыкальных инструментах или пел не за оговоренную плату, а получал деньги в качестве подарка, то в этом случае они будут в разряде дозволенного - Халяль. Наследники, получившие в наследство запретное имущество, обязаны вернуть их законным владельцам. Если хозяева неизвестны, то необходимо такое имущество раздать бедным.
5) Если наследники знают, что часть оставленного им имущества приобретено недозволенным способом - Харам, но не знают, которая часть, то пользоваться этим имуществом можно. Но, опять-таки, раздать все это нуждающимся будет лучше. Если наследники знают, что полученное ими имущество - Харам, но не знают конкретно, кто это имущество им оставил, то пользоваться этим имуществом, дозволено.
6) Если кто-либо будет утверждать, что мертвечина,[v] свинина, спиртное и тому подобное - Халяль, то станет неверующим. Так как в Священном писании на эти вещи наложен ясный запрет. Это относится ко всем вещам, открыто запрещенным в Благородном Коране. Например, если кто-либо утверждает, что Никях с женщинами из числа Мушрик (многобожников) возможен - Халяль, то также становится неверующим.
7) При вынужденных ситуациях, жена может пользоваться имуществом, пищей, купленными мужем за деньги недозволенные или сомнительные (смешанные с недозволенным). Грех в этом случае ложится на мужа.
[i]“TAM ILMIHAL seadet-I ebediyye” со ссылкой на 5-й том «Reddu’l-Muhtar…” Имама Ибни Абидина.
[ii] Затем начать обеспечивать средствами существования самого себя и своих подопечных только из доходов, полученных дозволенным способом. Харамную часть доходов можно использовать на оплату различных налогов, коммунальных услуг и прочее. ИншаАллах, потребление дозволенного, вместе с исполнением ежедневного пятикратного намаза, а так же с ежедневным получением самых необходимых знаний, поможет человеку освободиться от этой пагубной страсти, так как мольба к Аллаху после намаза – принимается!
[iii] См. ниже главу: «О Большом и Малом грехе. Ширк, Куфр, Грех, - в чем различие».
[iv] На чем основываются ученые, запрещающие музыку?
Сказано было Посланником Аллаха (мир ему и благословение) о недозволенности музыки:
«Слушать поющую женщину, смотреть на ее лицо – запрещено (харам). И деньги ее (заработанные этим способом) – харам! Если тело вскормлено недозволенной пищей, то оно достойно огня Ада». [Табарани].
«Как вода способствует росту травы, так и песни (в сопровождении музыки), недозволенные игры и (пустые) развлечения способствуют росту лицемерия в душе». [ Дейлеми ].
«Наступит такое время, когда появятся люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, алкоголь и музыку». [Бухари].
Во многих айатах Корана сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха), ничего не говорил от себя, а лишь передавал то, что ему было велено Аллахом (Велик он и Славен).
Сказано в Коране: «…И пocлaли Mы тeбe yпoминaниe, чтoбы ты paзъяcнил людям, чтo им ниcпocлaнo, - мoжeт быть, oни пoдyмaют!» (16: 44). «… И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь. И бoйтecь Aллaxa, вeдь Aллax cилeн нaкaзaниeм!» (59: 7).
Что дозволено из музыкальных иструментов?
Имам Ибн Абидин, исследовавший произведения более 300 ученых мазхаба Ханафи, в книге «Рэдду’ль-Мухтар…» пишет, что по единодушному мнению факихов, - запрещено с целью развлечения или заработка петь песни в сопровождении музыкальных инструментов. Танцы с музыкальным сопровождением являются большим грехом. Напевать для поднятия настроения (без сопровождения греховной музыки) не возбраняется. Женщинам дозволено между собой на праздниках, свадьбах играть на бубне.
["Рэдду’ль-Мухтар аля’д-Дурри’ль-Мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар"].
Правовед мазхаба Ханафи Абдулгани ан-Наблуси в своей книге «аль-Хадика…» пишет, что во время праздников, сражений, на пути в хадж, во время сахура, во время свадеб, дозволено использование барабанов, исполнение героических песен. На национальных, традиционных праздниках, политических собраниях, в учебных заведениях, в армейских соединениях, дозволено исполнение гимна страны, героических песен в сопровождении барабанного оркестра. Женщинам разрешено на праздниках, на свадьбах, собраться в женский джамаат и (в рамках адаба) развлекаться с использованием бубен (теф). Все, что кроме этого, пишет имам, является запретным (харам). [«Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шарх-ут-Тарикат-иль-Мухаммадиййа»].
[v] Здесь, - мясо животных, убой которых произведен с нарушением правил (например: ударом в голову), или намеренно без упоминания имени Господа Всевышнего.