1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. СУЩНОСТЬ УПРЕКОВ И ОСУЖДЕНИЯ В ЧУЖОЙ АДРЕС

СУЩНОСТЬ УПРЕКОВ И ОСУЖДЕНИЯ В ЧУЖОЙ АДРЕС

Вопрос: На меня производит впечатление любой пустяк. Быстро выхожу из себя, чем обижаю родителей и людей старше себя. Для меня очень тяжело воспринять их ошибку и тут же начинаю критиковать. Затем сожалею о содеянном. Как мне избавиться от такого плохого качества?

Ответ:

Ученые Ислама сообщают, что гнев, раздражительность берет свое начало от высокомерия.

Критика, порицание, все равно что говорить – я знаю а ты нет. Лучше откажись от своего мнения. Никому нельзя говорить такое, особенно  взрослым людям как родители. Знания сделают высокомерного еще более высокомерным, скромного еще более скромным. Хвастовство своими знаниями, огромное несчастье. В хадис шарифе сказано: «Несчастье знающего, ставить себя выше других». Имеющий разум не станет вовлекать себя в беду заявляя ′′я знаю′′.  

Высокомерие плохой вид нрава, это харам. это признак того что человек забыл Аллаха. Им больны многие люди. Высокомерный не станет благочестивым. Высокомерие становится на пути каждого доброго дела. Когда человек говорит что в нем нет высокомерия, значит он высокомерный. 

Если не хотят чтобы к нему присаживались другие, не хотят сидеть рядом с больными, не хотят нести в дом необходимые вещи, неприятно носить свои старые вещи, не хотят носить рабочую униформу, не принимать приглашение бедных людей выбирая вместо них приглашения богатых, не обеспечивают необходимым родных и детей, не воспринимают здравую критику и правильные наставления и начинают препираться, не благодарят тех кто указывают на недостатки и вину, нравится когда встают при его виде, то все это указывает на высокомерие.

Когда не нравится критика в свой адрес, говорит чем он лучше меня, он такой же человек, тяжело выслушать истину из чужих уст, то это тоже говорит о высокомерий. 

Высокомерие ставит человека против всех предписании Всевышнего Аллаха. Потому что высокомерный человек, выслушав от другого истину, не желает его принимать, тут же становится против. Тут же выступает против даже в вопросах веры. Будет опровергать истину из чужих уст, даже понимая что он прав.

Плохое берет начало от гнева. Если в одном человеке есть высокомерие, то признаком его является гнев. Гнев рождается из высокомерия. Об угрюмом и гневном человеке не говорят как о хорошем. Гнев покрывает разум человека. В таком состояний попадает в руки шайтана. А шайтан же поведет его туда куда захочет. Гнев может лишить человека веры, это то, чего нужно сильно бояться.

ОСУЖДЕНИЕ КАК ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ

Вопрос: Один из друзей готов критиковать по любому поводу, будь это обычная жизненная ситуация, будь в вопросах веры, задевает друзей за живое, утверждая что это не так а по другому. Откуда берет свое начало подобное всезнайство, подобная болезнь осуждения?

Ответ:

Упреки берут свое начало от самолюбования, т.е. от высокомерия. Выискивать чужие ошибки – грех. Другое дело если это амри маруф. Для амри маруфа нужна теплота и мягкость к людям, никого не задевать за живое. Например увидев юношу с серьгой вместо того чтобы сказать ′′ты стал походить женщину′′ лучше при разговоре рассказать что мужчине неприемлемо походить на женщину. Например сказать, женщины не стригутся под мужчин, не носят брюки. И мужчинам нельзя походить на женщин. Например не отращивать волосы как женщины, не носить также как и женщины колье. И тогда он поймет что ношение сережек – это уподобление женщинам.

Другие статьи в этом разделе

ЗЕВОТА

Вопрос: Нужно ли останавливать зевоту? Есть ли для этого дуа?

Ответ: Зевать в намазе и вне намаза является макрухом. Зевота происходит из-за полного желудка и увеличения массы тела. Нужно подавить прикусив губу. Тот, кто не сделал таким образом, стоя в намазе прикрывает рот правой ладонью, при других рукнах и вне намаза, прикрывает рот тыльной стороной левой ладони. Приведем переводы трех хадис шарифов:

«Аллаху...

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Вопрос: Слышал что нехорошо говорить в мечети, но ведь нельзя оставлять без ответа если задали вопрос. Что делать в подобных ситуациях?

Ответ: Входя в мечеть, нужно сделать намерение на итикаф. Тогда не будет вреда в разговоре. («Ибни Абидин» в конце раздела о макрухах намаза. Футух-уль-кадир том1, стр. 367)

Вопрос: Судя по тому что мирские разговоры в мечети уменьшают сауабы, то в необходимых си...


Москва

1442 год, 25 - Раджаб.
2021 год, 9 - Март.
Имсак 4:36
Фаджр 4:59
Восход 6:52
Ишрак 8:00
Зауаль карахат 12:25
Зухр 12:56
Аср-и Аууаль 15:50
Аср 16:35
Исфирар 17:36
Магриб 18:31
Иштибак 19:39
Иша’а 20:31
Иша’а-и Сани 20:46