МЕСТО ЧЕЛОВЕКА
Вопрос: Каково место человека среди создании?
Ответ: Человек находится ровно посередине. Те кто следуют предписаниям Ислама возвышаются, становятся выше ангелов. А те кто пошли за своим нафсом и плохими друзьями отдалились от Ислама, скатываются вниз.
Своим духовным содержанием, человек похож на ангелов, физически, похож на животных. Воспитавший свое сердце, становится выше ангелов. Потому что пока тело пыталось отдалить его от ангелов и хотел уподбить животным, он выступил против, выстоял и поднялся, стал выше. У ангела нет тела, которое мешало бы ему и старалось бы приблизить его к животному. Ангелы создаются уже с хорошими качествами.
Если кто-то даст силу телу, вскормит нафс, то станет ниже животного. Аллаху тааля, в 179-м аяте суры «Араф» и 44-м аяте суры «Фуркан», сказал: «Таковые подобны животным, они заблуждаются даже хуже животных», «Они подобны животным, даже более животных удалены от прямого пути».
Потому что у животного нет ума. Также нет руха, как у ангелов. Их нельзя обвинить в следований шахвату (похоть). Так как людям дан разум, то следование нафсу, отклонение от правильной дороги очень плохо. Для людей и животных, самое необходимое воздух. Без воздуха, они смогут вытерпеть всего несколько минут после чего умрут. Если бы воздух был чем таким, что его надо искать, добывать, то даже невозможно было бы прожить время, которое нужно для поиска. Но Аллаху тааля сделал так, что столь необходимая потребность как воздух, есть везде и даже само наполняет легкие создании.
А необходимая для жизни вода, не имеет такой острой необходимости. Люди и животные могут какое-то время прожить пока найдется вода.
Поэтому существует необходимость добыть воду. Так как у животных нет разума и они не помогают друг другу, у них нет помощников которые приготовили бы еду, они не могут приготовить себе еду и одежду. Поэтому, им не надо готовить еду. Они едят траву и падаль. Обогреваются шерстью. Они созданы так, что у них есть все защиты. Они не нуждаются друг в друге.
А люди вынуждены все это готовить и думать над этим. Не могут себя насытить пока не посеют и не пожнуть, не испекут хлеб. Не могут одеться, пока не изготовять нити и не соткут ткань. Чтобы защитить себя, должны приложить ум, изучать науки, выстроить культуру.
В человеке собраны все превосходные качества каждого животного. Если бы человек захотел создать такое превосходство, ему необходимо использовать свой ум, размышлять, трудиться. В руки человека вручены ключи от ворот счастья и несчастья. Его рост или падение, зависит как будут использованы сила и труд. Если заставляя работать ум и мышление найдет дорогу счастья, приложит усилия для прохождения этого пути, то получит на руки созданные в нем превосходства и ценности, после которого он начнет возвышаться и достигнет уровня ангелов. Получит благосклонность и расположение Всевышнего Аллаха. Но если последует за вредными прихотями нафса, так и не станет себя развивать и останется на том же животном уровне, то все пойдет пойдет наоборот, опускаясь все ниже и ниже, попадет в асфаль-ус-сафилин (станет низшим из низших, нижайший уровень Ада). Несчастье за несчастьем, дойдет до Ада.