1. Главная >
  2. Ислам >
  3. Часто задаваемые вопросы >
  4. ВРЕД И ПОЛЬЗА НАФСА

ВРЕД И ПОЛЬЗА НАФСА

Вопрос: Разве не было бы лучше если бы не было такого понятия как грех, не были созданы шайтан и нафс и все оказались бы в Раю?

Ответ:

И шайтан и нафс и грехи созданы Всевышним Аллахом. Этот вопрос звучит как, зачем это было создано. Нам неизвестно для чего это создано, но у нас нет другого выхода кроме как принять это.

В этом мире, у каждого создания, во всем что существует присутствует такое свойство Аллаха как милость, так и есть такие свойства как гнев, подчинять и  показывать себя.

Вода которая нужна для людей, зверей и растении, для приготовления еды, лекарств, в то же время в водах морей гибнут тысячи людей, селевые потоки рушат дома, выпив холодную воду можно заболеть. Можем ли мы сказать: от воды много вреда, мы отказываемся от воды?

Огонь нужен для приготовления еды, хлеба, получения тепла, но она может и уничтожить все на своем пути. Мы много где пользуемся электричеством, но оно может стать причиной пожара, его разряд может убить человека. Каждое лекарство может вылечить, но большая доза может привести к летальному исходу. И так может быть с любой вещью.

Также и с нашим нафсом. В нем есть как полезные так и вредные стороны. Создание нафса, нужно для существования человека, размножения и жизнедеятельности и получения саваба за джихад. Аллаху тааля создал нафс для такого рода пользы. Но нафс не может насытится многими удовольствиями. Аллаху тааля, проявив милость к людям, сжалившись над ними, дал им разум, чтобы они могли взять верх над нафсом и предотвратить вредные желания нафса. 

Ум – это энергия которая посредством мозга различает хорошее и плохое исходящие от органов чувств, шайтана и нафса. Если при этом не ошибается, то его называют: «Аклъ-и салим». 

Кроме этого Аллаху тааля послал пророков которые сообщили людям о пользе и вреде и что все прихоти нафса плохие. Разум человека, отличив прихоти нафса от рекомендованных пророками хороших вещей, дает эту информацию сердцу, и если сердце выберет предложение разума, то примет решение не исполнять прихоти нафса. Т.е. с помощью мозга, не даст внешним органам выполнить их.  

Если сердце будет выбирать и делать хорошие предписания, то это даст человеку счастье и благополучие. Умение сердца сделать выбор между хорошим и плохим, называется Касб.

Органы человека подчинены мозгу, а мозг подчиняется сердцу. Действует согласно приказам сердца. Сердце [душа] - это центр, в котором посредством  мозга объединились воздействия от органов чувств а также через рух [дух], воздействия от Всевышнего Аллаха, разума, ангелов, памяти, нафса и шайтана.   

При следовании сердца разуму, наличие нафса не может быть помехой обретению человеком бесчисленных благ. То что сердце не дает себя обмануть нафсу, не следует ему, является джихад акбаром, т.е. самым большим джихадом. Аллаху тааля сообщает, тем кто ведет джихад, даст в Раю высокие степени. Нафс служит причиной того что люди получают савабы за джихад и становятся выше ангелов.

Нафс можно сравнить с обоюдоострым ножом. Также похож на лекарство изготовленное из яда. Излечиться можно если принимали по настоянию врачей. А принявший большую дозу может погибнуть. Ислам предписывает не уничтожать а воспитать нафс, получать от него выгоду. Если не будет нафса, то не будет людей, появятся ангелы. Но физическому телу нужны многие вещи. Оно должно есть, пить, спать, отдыхать. Также как всаднику нужно верховое животное, так и человеку нужно тело. Также как нужно ухаживать за животным, также и за телом нужен уход. Поклонения совершаются телом.

В человеке есть такие силы как аъкл [ум], кальб [сердце] и нафс. Аъкл и нафс располагаются в мозге. Кальб расположен в физическом сердце. Они как электричество в лампочке. Рух [дух], во всем теле человека. Если кальб следует нафсу, то совершает грех. Причиной наказании и несчастии является сам человек. Это следование сердца не Исламу и своему нафсу.

Некоторые люди, чтобы уничтожить шахват [похоть, вожделение] и гнев, прибегают к аскетизму. Это не правильно. Потому что Ислам повелевает не уничтожать похоть и гнев а их обуздание, использовать их для религии. Всадник и охотник не должны избавляться от коня и собаки а натаскивать, воспитывать их, чтобы использовать их для своей пользы. Значит, похоть и гнев, как конь и собака для охотника. Без этих двух составляющих не добыть Ахиратских благостей. Но чтобы воспользоваться ими, их нужно воспитывать, пользоваться ими как велит наша религия. Если не заниматься воспитанием, они становятся разнузданными, преступают за рамки Ислама и навлекают на человека несчастья. Риязат [невыполнение вредных и плохих желаний нафса называют Риязат] нужен не для уничтожения этих двух свойств а для воспитания и привести их к следованию предписаниям нашей религии. А это под силу всем людям.  

Пророк Мухаммед (алейхиссалям) сказал: «Я человек. Я гневаюсь так же как и все». Люди видели как иногда он мог разгневаться. Гневался он только ради Аллаха. Аллаху тааля в Священном Коране восхваляет людей которые «Одолели свою ярость». [аль-Имран]

Вопрос: Может для людей было бы лучше если не бы создан нафс, которое несет в себе все плохое?

Ответ: Религия Ислам не запрещает всё полезное и мирские удовольствия которые нужны для спокойной и благополучной жизни. Чтобы получить и пользоваться ими, предписывает быть разумным и следовать Исламу. Ислам хочет чтобы люди в обоих мирах жили спокойной и благополучной жизнью. А для этого предписывает быть разумным и запрещает следовать нафсу. Если бы не был создан разум, человек следовал бы только своему нафсу, получал бы на свою голову одни несчастья. Если бы не было нафса, то человек для своего существования, размножения, не проявлял бы никакого рвения для всего что необходимо, для культурного развития и тем самым не получал бы савабов от борьбы с нафсом. Пути превосходства над ангелами были бы закрыты.

В хадис шарифе сказано:

«Если бы животные знали что будет происходить после смерти, вы бы не нашли скотину для мяса». Т.е. животные, от наказании которые существуют в Ахирате, перестали бы есть и пить. Остались бы только кожа и кости. Если бы у людей не было нафса, они как и животные, от страха перестали бы есть, пить, существовать. Существование людей возможно при посредстве гафлята [беспечности] нафса и его падкости к мирским удовольствиям. Нафс, похож на обоюдоострый нож. Похож на лекарство из яда. Этим лекарством можно вылечиться если принимать по дозировке врача. Если принять больше, можно умереть. Ислам советует не уничтожать а воспитать нафс, использовать его в своих целях.

Другие статьи в этом разделе

ИБЛИС ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ АНГЕЛАМ

Вопрос: Какие вопросы Иблис задавал ангелам?

Ответ:

О том какие вопросы Иблис задал ангелам, говорит Абдулгани Наблуси.

Шайтан сказал:

От поклонений рабов для Аллаха нет никакой пользы, также нет для Него и никакого вреда если раб восстанет против Него. Зачем Аллах заставляет исполнять приказы и избегать запреты?

Ответ:

Имам Раббани (рахметуллахи алейх) говорит:

′′Для людей поле...

НЕ ТОТ ЩЕДР КТО ДАЕТ…

Характер, это привычка сердца и духа. Устоявшийся характер называют – Маляка. Преходящие, временные черты человека называют – Хал. Например посмеяться, застесняться, это хал. Щедрость, смелость, это маляка. Когда говорят характер, то имеют ввиду маляка. Добро которое делают изредка не относится к характеру. Если кто-то всегда делает добрые дела при этом заставляя себя, то нельзя сказать что он щедрый. Человека можно назвать щедрым если только он о...


Москва

1442 год, 16 - Рабиульахир.
2020 год, 1 - Декабрь.
Имсак 5:55
Фаджр 6:19
Восход 8:27
Ишрак 9:50
Зауаль карахат 12:03
Зухр 12:34
Аср-и Аууаль 14:01
Аср 14:28
Исфирар 15:01
Магриб 16:11
Иштибак 17:33
Иша’а 18:27
Иша’а-и Сани 18:42