ОЧИЩЕНИЕ НАФСА
Вопрос: Как нам очистить нафс?
Ответ: Досточтимый Имам Раббани говорит:
Нафс аммара [невоспитанный нафс] не признает религию. Поэтому нужно воспитывать нафс, очищать его от всего плохого и наполнять фазилятом [добродетелью]. В суре Шамс сказано: «Спаслись те кто приблизили нафс к Аллаху тааля. Те кто оставили нафс в грехе, невежестве и отрицании, навредили». Пока не излечить болезнь о которой сказано в аяте суры Бакара «В их сердцах есть недуг», нельзя обрести настоящую веру. Вера человека с больной душой, есть образ его веры. Настоящую, истинную веру обретет тот, кто очистит и воспитает свой нафс. А аят из суры Юнус в которой доносят радостную весть: «Для друга Аллаху тааля нет страха перед наказанием, нет беспокойства остаться без благ», про тех кто обладает истинной веры.
Основное занятие нафса, взять господство. Нафс никогда не желает оказаться в подчинении другого. Он хочет быть божеством, желает чтобы все ему поклонялись. Хочет быть сотоварищем Аллаха. Более того хочет большего и сам стать объектом поклонения. В хадисе кудси, Аллаху тааля говорит: «Враждуй со своим нафсом, потому что он Мой враг». Стало быть, подчинить себя нафсу, оказание помощи врагу Всевышнего Аллаха. Это очень опасная ситуация. Все предписания и запреты в нашей религии нужны для подавления нафса, предотвращения его бесконечных прихотей. Соблюдение норм Ислама укрощает прихоти нафса. Нафс не откажется от стремления к превосходству и главенству, пока его не очистить.
Лучше всего очищает нафс калима-и тавхид. Плохие желания извне приходят от шайтана, к тому же это является болезнью которая поддается лечению. Этого можно добиться приняв немного лекарства.
«Козни шайтана будут немощны.» [Ниса 76]
Нафс нужно очищать от вредного. В хадис шарифе сказано:
«Самая главная борьба, тот что ведется против нафса». [Ибни Надджар]
Мухаммед Масум говорит:
Молодость самое ценное время жизни человека. Это время когда человек еще полон сил и здоровья. Это время сокращается с каждым днем, его становится меньше, приближая человека к старости. К сожалению, обретение марифатуллаха [познание Аллаху тааля] мы оставляем на призрачный конец жизни. В самое благородное время, занимаемся самым вредным, самым плохим занятием, ублажением прихотей своего нафса. наш пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) сказал: «Обманулся кто говорит, - сделаю завтра». Аллаху тааля создал людей и джинов чтобы они познали марифатуллах и получили Его милость в виде довольства. А когда же мы, те которые следуют за прихотями нафса, соберемся умом? Самым сильным препятствием для обретения марифата Аллаху тааля являются желания нафса. Эти желания и прихоти никогда не закончатся. Они все вредные. Можно сказать: твои цели – это то чему ты поклоняешься. К чему ты стремишься, куда влекут тебя твои желания, то и есть твое божество. Это подтверждает аят «Те, кто обожествили желания своего нафса».
[Марифатуллах – познать свойства и сущность Всевышнего Аллаха. Познание сущности – это понимание того что сущность Аллаха невозможно понять.]
Вызволение себя от следования нафсу, наилучшее благо земной жизни. Потому что нафс – это преграда между Аллахом и рабом. [Абу Бакр Тамситани]
Самое лучшее поклонение - это не следовать нафсу. [Сахль бин Аб. Тустари]
Выполнение всех прихотей нафса при каждом случае, поклонение нафсу. Тот кто следует нафсу может впасть в куфр или начнет делать харам. В хадис шарифе сказано:
«Жадность, следование нафсу и самонадеянность приводят к бедам». [Табарани]
«Не следование своему нафсу и подготовка к жизни после смерти указывает на ум человека. Признаками глупости являются следование нафсу и не ждать милосердия от Аллаху тааля.» [Тирмизи]
Всевышний Аллах, проявив свое бесконечное милосердие, для того чтобы человек смог удержать нафс от того, чтобы он не вовлек человека в несчастья, чтобы знать пределы следования нафсу, для того чтобы уметь воспитать нафс, послал им приказы и запреты. Когда человек выполняет свою работу, следует предписаниям Ислама, то тем самым избавляет свой нафс от аммара [невоспитанности] и его нафс принимает веру, становится мутмаинна [верующим]. Его шахват [прихоти] и гадаб [ярость] работают ему на пользу. Такое следование нафсу будет приятным. А следовать предписаниям нашей религии дается нелегко, потому что эти прихоти больше не выполняются. Обладающий акъл-и селим [полноценный, здоровый ум способный понимать и находить правильное, верное], не станет следовать нафсу. А тот кто не прислушивается к разуму, пойдет за нафсом.
Шарафаддин Ахмед бин Яхья Мунири говорит:
«Ислам предписывает не уничтожать шахват [вожделение, похоть] и гадаб [возмущение, гнев, ярость] которым питается нафс, а взять их под свой контроль, пользоваться им в соответствии Исламу. Всаднику нельзя избавляться от своего животного, охотнику от своей собаки, их нужно объезжать и натаскивать, использовать их в своих целях.т.е. шахват и гадаб, как конь для всадника и собака для охотника. Без них не добыть блага ахирата. Но чтобы пользоваться ими, их нужно воспитать, применять их согласно религии. Риязат нужен не для уничтожения этих двух свойств а чтобы воспитать их сделать последователями религии.»
НАШ НАФС КАФИР
Вопрос: В книге «Саадати Абадийа» сказано: «Каждый мумин для тазкия е] своего нафса, т.е. очищения присущего нафсу куфра и грехов, всегда должен повторять ′′Ля иляха илаллах′′». Разве наша религия не учит что каждый создан безгрешным?
Ответ: Да, рождается безгрешным, но нафс который находится в нас, кафир. Заставляет человека делать только плохое. Он питается куфром, харамом и макрухом. Такова его природа. В 53-ем аяте суры Юсуф сказано:
«Нафс аммара склонен к греху».
В одном хадис шарифе сказано:
«Самый сильный враг человека - его нафс». [Дейлеми]
В книге передается, для очищения созданного кафиром нафса, всегда нужно произносить калима тавхид.