АКЛЬ, КАЛЬБ, НАФС, МОЗГ
Вопрос: Какова роль акла (ум), кальба (сердце, душа), нафса и мозга? Где они располагаются и нами управляет мозг или кальб?
Ответ: Аллаху тааля создал для человека трех невидимых существ. Ум, сердце и нафс. Об их существований мы знаем по их делам и сообщениям нашей религий. Ум и нафс в мозгу, кальб (душа) в сердце. Они как электричество в лампочке. Кроме пророков и праведников, нафс всех остальных людей очень плохой и неверующий. Такой плохой нафс называют нафс аммара. Значит, нафс ведущий к плохому, самый большой враг человека. После него враги это шайтан и плохой друг.
Шайтан, поняв что не следуют его наущениям, прекращает одно и начинает другое васваса. Шайтан все равно что собака, если гонят то убегает и нападет с другой стороны. А нафс аммара похож на тигра, его нападение плачевно для человека, пока не убьет не успокоится. В переводе 53-о аята суры «Юсуф» сказано:
«Нафс аммара приказывает только грехи и дурное».
Перевод хадисов из книги «Адаб-уд-дуния»:
«Нафс, самый сильный враг человека, после него семья и дети». (Дейлеми)
«Настоящий герой тот, кто победил нафс». (Аль-Аскари)
«Признак ума, это когда превосходят нафс и готовят необходимое для загробной жизни. Признак слабоумия - следование нафсу и при этом ждать прощения и милосердия Аллаха». (Тирмизи)
Акл, сила которая посредством мозга, отбирает информацию которая идет от органов, шайтана и нафса и отличает между ними хорошее от плохого. Если при этом не ошибается, то его называют «акли салим». Если акл (ум) различает желания нафса от хороших деяний сообщенных пророком, передает их сердцу, а сердце в свою очередь выберет предложенное умом, то не выберет исполнение прихотей нафса, т.е. посредством мозга, не даст их выполнить органам.
Если сердце будет выбирать хорошее из ислама и заставить их выполнить, то человек достигнет счастья.
Система органов движения человека подчинены мозгу, мозг сердцу. Двигаются так, как этого пожелает мозг. Сердце это центр которое при помощи мозга управляет информацией поступающей от органов чувств а с помощью руха управляет информацией поступающей от Аллаха, ума, ангела, памяти, нафса и шайтана.
В одном хадис шарифе сказано:
«Сердце правит органами. Если управляет хорошо, то и его подчиненные будут в порядке. Если испорчен, то испортятся и подчиненные». (Байхаки, Ибн Адий)
Когда сердце следует уму, то существование нафса не сможет воспрепятствовать людям получениить бесконечные блага. Не следование сердца обману нафса, является большим джихадом с нафсом. Аллаху тааля сообщает что совершающим джихад даст в раю высочайшие уровни. В переводе одного аята сказано:
«Кто же боялся величия Господа и сдерживал страсти нафса, тому обителью будет рай». (Назият 40, 41)
В одном благородном хадисе сказано:
«Самый наилучший джихад, борьба на пути Аллаха против нафса». (Абу Давуд, Табарани)
Нафс позволяет людям получать савабы уровня джихада и стать выше ангелов.
НАФС ШАЙТАНА
Вопрос: Есть ли у шайтана, как у людей, нафс?
Ответ: Нет.
ЕСЛИ БЫ У ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО НАФСА
Вопрос: если бы Аллаху тааля не создал в нафс,то люди не обманывались ему и таким образом все вошли бы в рай. Разве так не было бы лучше?
Ответ: В этом мире, в каждом созданий, во всем что есть, проявлены и такие свойства как милосердние, так и гнев. Вода нужна людям, животным и растениям для существования, для чистоты, приготовления пищи, лекарств, но в то же время в море тонут тысячи людей, селевые потоки сносят жилища людей. Выпив холодную воду человек заболевает. Огонь нужен для приготовления пищи, обогрева, но может сжечь если попасть в нее. Очень много где используется электричество, но удар тока может тут же убить человека. Каждое лекарство служит средством от како-то болезни, но большое количество вредно. То же самое и с нафсом. У него есть как плохие, так и хорошие качества.
Нафс был создан для того чтобы люди существовали, размножались, трудились для мирского и получали для ахирата савабы за джихад. Аллаху тааля создал нафс для подобных множества полезных дел. А проявив к людям свое милосердие, Аллаху тааля создал также и ум, чтобы люди могли преобладать над своим нафсом и предотвращали вред.
Акл, это сила которая при содействий разума анализирует информацию пришедшую в сердце от органов чувств, шайтана и нафса и отличает что из них хорошо и что плохо. Если при этом не ошибается, то такой ум называют акли салим. Кроме этого, Аллаху тааля через пророков сообщил что полезно, что вредно, что все прихоти нафса плохие. Если акл различает желания нафса от предписаний пророка, передает это сердцу, а сердце в свою очередь выберет желания акля, то не будет выполнять желания нафса. Если сердце будет выбирать и посылать команду на выполнение хороших предписаний ислама, то человек обретет счастье. Умение сердца отличать хорошее от плохого, называется касб. Система органов движения человека подчинены мозгу, мозг сердцу. Двигаются так, как этого пожелает мозг. Сердце это некий центр которое при помощи мозга управляет информацией поступающей от органов чувств, а с помощью руха управляет информацией поступающей от Аллаха, ума, ангела, памяти, нафса и шайтана. Когда сердце следует аклу, то порождения нафса не смогут стать препятствием для обретения человеком бесчисленных благ.
ТРИ ЭНЕРГИЙ В ЧЕЛОВЕКЕ
Вопрос: У всех животных, для размножения и собственной защиты существует такая особенность как гнев. Оно есть и у людей. А какие еще особенности, отличающиеся от животных, даны человеку?
Ответ: По этому поводу в «Тафсир азизи», в толкований суры «аль-Фатиха» сказано:
«Аллаху тааля, чтобы люди и животные могли существовать и размножаться, создал для них две энергий:
Первое, это желание и поиск необходимого, наслаждения, сила для поиска этих потребностей, которую называют шахват (вожделение).
Второе, сила которая заставляет избегать того, что вредно для них, может нанести боль, которая заставляет их противостоять этому, и эту силу называют гадаб (ярость). Аллаху тааля создал в людях силу шахват и гадаб как добро для них, чтобы они могли обретать необходимое, уже имея их могли пользоваться ими и могли защитить себя от опасности.
Аллаху тааля, проявив милосердие к людям, чтобы они с удовольствием трудились, не переставали работать, создал для людей третью силу. Эта сила называется нафс аммара. Эта сила принуждает человека заполучать шахват и заставляет драться с теми кто проявляет гадаб. Но нафс человека, в этом деле не чувствует границ. Его проделки чрезмерны и вредны. Например, животное при появлений жажды находит чистую воду и утоления жажды не напивается сверх этого. А нафс человека насыщается, но не останавливается на этом. Корова проголодавшись наедается травой и ложится отдыхать. А голодный человек не станет есть траву. Ему нужно отобрать необходимые ему растения, нарвать, почистить, помыть и приготовить на огне. Нафс заставляет проделывать эту тяжелую работу с удовольствием. А если что-то понравится, то заставляет съесть еще и после насыщения. Так как милосердие Всевышнего Аллаха бесконечно, то чтобы воспрепятствовать несчастию которую может нанести нафс, послал людям приказы в виде ограничений для нафса, которые очищают нафс и обуздают. Посланные через пророков приказы и запреты называется исламом. Если человек в своих делах будет следовать исламу, то спасет нафс от необузданности, излишнего темперамента. А шахват и гадаб заставит работать с пользой».