ХАУФ И РИДЖА
Вопрос: Существует ли разница между любовью и страхом к Аллаху и другой любовью и страхом?
Ответ: Страх перед Аллахом и любовь к Аллаху, словно два крыла которые помогут людям обрести счастье. Уверовавший и почувствовавший вкус веры, сильно любит Аллаху тааля.
Разумный человек боится потерять любовь дающего блага. Кроме этого боится и предать его и стать за это достойным получения наказания. Значит, страх перед Всевышним Аллахом, это страх потерять любимое, так и страх который образуется от боязни предать Его. Страх из имени Аллаха Джаляль [Величественный] превосходит страх образованный из-за своих грехов. Потому что, тот кто боится Аллаха только из-за своих грехов, перестав совершать грехи, может подумать – "зачем теперь бояться, я ведь оставил грехи′′. Умен тот кто боится Аллаха, и делает все что для этого нужно. Потому что в хадиси шарифе сказано: «Количество ума измеряется количеством страха перед Аллахом" [И. Мухбар]
Вопрос: Что значит – бояться Аллаха?
Ответ: Бояться Аллаха не то же самое что бояться притеснителя. Это страх который состоит из уважения и любви.
В стихах которые влюбленные пишут своим возлюбленным, немало говориться о подобном страхе. Влюбленный который ставит своего возлюбленного выше себя, говорит что он недостоин этой любви, разъясняет свои чувства подобным страхом.
Человек боится каким-то образом обидеть свою любовь. Всевышнего Аллаха нужно любить больше кого-бы то ни было. Тот, кто сильно любит Аллаха, боится расстроить Его, сделав какую-любо ошибку.
Также как необходимо сильно любить Аллаха создавшего нас из ничего и давшего различные блага, с такой же силой нужно бояться потерять эту любовь. Любить Аллаху тааля это высокое достижение. В аятах Корана говорится:
«Наиболее почитаемый из вас у Бога есть тот, кто наиболее боится Его». [Худжурат 13]
«Бойтесь Бога и знайте, что Бог страшен в своих наказаниях». [Бакара 196]
«Рассудительные люди, бойтесь Бога, и вы будет блаженны». [Маида 100]
Алимы и арифы говорят:
Наполняется мудростью сердце человека в котором есть страх перед Аллахом.
Жалки сердца в которых нет страха перед Аллахом.
Признаки боязни Аллаха, видеть себя больным, и из-за страха смерти избегать всех прихотей. Тот, кто боится Аллаха знает что у Аллаха очень много милости. В Священном Коране говорится:
«Кто сделает дурное или поступит нечестиво относительного самого себя, но потом попросит помилования у Бога, тот найдет Бога снисходительным и милосердным». [Ниса 110]
«.. не отчаивайтесь в благости Божией, потому что только неверные отчаиваются в благости Божией». [Юсуф 87]
Гнев Аллаха безудержна, и в то же время милость Его еще больше. В хадиси шарифах сказано:
«Если ведете речь об Аллахе то не говорите что вызовет страх». [Байхаки]
«Вызовите у рабов любовь к Аллаху тааля чтобы и Он вас полюбил!» [Байхаки]
«Если бы раб знал об уровне всепрощения Аллаху тааля, то не прекратил бы совершать запретное. Если бы раб знал насколько сильно наказание Аллаху тааля, то занимался бы только совершением поклонений, никогда не совершал бы грехи». [Насафи]
В Судный день, к человеку который ввергал людей в безнадежность, ставил их в тяжелое положение, Аллаху тааля обратится, «Ты оставил моих рабов без надежды на Мою милость. Сегодня ты останешься без Моей милости». А наш пророк сказал:
«Пусть будут прокляты те кто оставили людей без надежды на милость Аллаха и тем самым начали испытывать ненависть к религий.» [Шира]
Милость Всевышнего Аллаха в этом мире распространяется на всех, не верующих и на кафиров. В Ахирате, для кафиров нет даже крпицы милости.
В аяте Корана, после слов, «.. милосердие Мое распространяется на всех,» сказано, «Я предназначаю тем, которые боятся Меня, избегают запретного и подают закят и веруют в Мою книгу». [Араф 156]
Надо задуматься над словами пророка, «Мумин который находится между хауф и риджа [страх и надежда], не потеряет надежду, не испытает страха!», и бояться наказания Аллаху тааля, и не терять надежду на Его милость. [Тирмизи]
СТРАХ ПОТЕРЯТЬ ЛЮБОВЬ
Человек боится потерять то, что любит. Боится что его перестанут любить. И поэтому сильно любят Аллаха те, кто сильно боится Аллаха. Точно также лучше всего Его знают те, кто сильнее боится Аллаха. Того, кто избегает грехов боясь Аллаха, называют – муттаки. Для муттаки есть много хороших вестей. В хадис шарифе сказано:
«Все муттаки без всякого расспроса войдут в Рай». [Табарани]
Причиной боязни Аллаха являются ильм [знания] и марифат [познание]. Обладатели ильма и марифата, видя свою вину, грехи и недостатки в поклонениях, сравнивая полученные от Аллаху тааля бесчисленные блага, от стыда начинают бояться Аллаха. Состояние человека похоже на следующее: Если падишах проявив любезность человеку окажет ему помощь и сделает много добра, даже назначит его министром, но человек в ответ на это окажется неблагодарным и предаст падишаха, то когда падишах узнает об этом в сердце человека появится страх.
Существуют виды страха: если человек ограничивает себя, то это иффет. Если избегает харамов, то это таква, избегает сомнительного - это вара. Избегать всего что препятствует приближения к Аллаху тааля, называется сыдк. Таких людей называют – сыддик.
Салих [благочестивый] боится оказаться в Аду, что его сердце потемнеет впав в беспечность, погрузившись в удовольствия имея множество благ и забудет про свой Ахират, опозорится когда все его недостатки и грехи станут известны всем.
Самый большой страх, уйти из этой жизни без веры. Потому что боятся Аллаху тааля из-за Его величия, намного сильное чем боятся из-за грехов. Тот, кто боится Аллаха только лишь из-за грехов, перестав совершать грехи, может подумать, ′′теперь то зачем бояться, я ведь больше не грешу′′. С этой точки зрения, намного лучше бояться Аллаха из-за такого его свойства как Джалиль [Величие].
Аллаху тааля обратился к пророку Давуду (алейхиссалям): «Бойся Меня как боишься рычащего льва». Потому что лев тебя не боится, не ищет причин не убивать тебя. Если решит убить, то это не произойдет потому что ты виноват в чем-то. У того, кто думает таким образом, не может не быть страха.
СТРАХ УМЕРЕТЬ БЕЗ ВЕРЫ
Досточтимый Абуд-Дарда говорит:
Никто не может быть уверенным в том что его веру могут отобрать в последний миг его жизни. Сыддки боялись плохого конца. Суфьяна Саври увидели плачущим. Ему сказали, ′′Разве ты не знаешь что милости Аллаха больше чем твоих грехов?′′ ′′Если бы я знал что умру с верой, то не боялся бы даже имея грехи величиной с горы.′′ ответил он. Мюрид боится согрешить, ариф же боится впасть в неверие.
Страх образуется из ильма и марифата. А при помощи страха образуются зухд, сабр, тавба, сыдк, ихляс и из всего этого появляется любовь. Положение любви очень высокое. Марифат - это познать себя и своего Господа. Тот у кого нет марифата, должен слушать обладателей марифата, избегать встречи и гафилями.
Тот, кто боится Аллаху тааля выполняет Его приказы и избегает запреты. Никому не навредит. Проявляет терпение на сделанное против него зло. Раскаивается [тавба] за свои недостатки. Работая, совершая торговлю, не будет нарушать права людей. Уважает обладателей знаний и нравственности. Любит друзей и таков что его любят другие. Никого не критикует, ни с кем не бывает строг. Желает достатка и положения чтобы всем дать добро. Не влюблен в себя. Думает что Аллаху тааля его видит всегда и все знает, не сделает ничего плохого. В итоге скажем, кто боится Аллаха, полезен всем.