1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ПОХВАЛА И ХВАСТОВСТВО

ПОХВАЛА И ХВАСТОВСТВО

Вопрос: Можно ли расхваливать человека при нем же?

Ответ: Даже если он на это имеет полное заслуженное право, для него же самого это может обернутся плохо. Потому что превознося любимого человека, можно с легкостью перейти границы и сказать неправду. А восхвалять человека, к которому есть неприязнь, может быть рия (показуха)

К тому же человеку нравится, когда его хвалят. Он становится самонадеянным, у него появляется желание стать примером для других и начинает бравировать. Будет считать себя выше других. Но все дело в том, что человек, который видит себя слабым, низким, грешным, не возгордится, приложит усилие совершить благочестивые дела и еще больше будет избегать харамов. А тому, кто считает себя выше других, не достанется ничего из добродетели. Человек, которого захвалили, может подумать, что в нем что-то есть, что он из себя что-то представляет. При расулуллахе похвалили одного из сахабов. Пророк (алейхиссалям) сказал похвалившему человеку «Ты сломал ему хребет, если услышит, то не перенесет этого». (Бухари. Муслим.)

Расхваливание человека может привести его к высокомерию. Кибр и уджб, приводит человека к погибели. В хадис шарифах сказано:

«Если пришли к брату по вере по какой-либо нужде, то не начинайте разговор с похвальбы. Такой поступок ломает его спину». (Ибн Лал)

«Избегайте восхваления друг-друга. Потому что похвала перерезает горло». (Ибн Маджа)

«Хвалить человека в лицо, все равно что перерезать ему горло». (Ибн Абиддуния)

Похваливший человек не делает нам добро. Этим самым он засаживает нам нож в спину. И поэтому не нужно проявлять уважение к тем, кто хвалит нас. В двух хадис шарифах сказано:

«Кидайте землю в лица тех, кто расхваливает вас!» (Муслим. Тирмизи.)

«Кидайте землю в рот восхваляющего». (Ибн Хиббан)

(Кидать землю, считать его низким, не придавать значения его словам.)

Если неправильно восхвалять хороших, то, как же можно хвалить фасиков, т.е. тех, кто совершает грехи открыто. В хадис шарифе сказано:

«Аллаху тааля гневается когда восхваляют фасыка». (Ибн Абиддуния, Байхаки)

Также, неправильно оставаться под впечатлением от восхваления. Тот, кто одинаково воспринимает и восхваление, и осуждение, - хороший человек. Человек, который не обижается на порицание, не оставляет истину, не радуется, когда его хвалят, из числа салихов (благочестивый). Досточтимый Умар (радиаллаху анх) сказал человеку который его похвалил, «Ты погубишь и меня, и себя». Один из ученых, когда его похвалил сказал, «Для чего ты меня расхваливаешь? Разве ты видел меня в рассерженном состояний? Разве ты проделалехал со мной тяжелое путешествие, и я был хорошим спутником? Разве ты оставлял мне аманат, и я сохранил его? Как ты можешь хвалить незнакомого человека?».

Любовь к похвале, несчастье. В хадис шарифе сказано:

«Любовь к хвале делает человека слепым и глухим. Такой человек перестает видеть свои недостатки. Перестает слышать мудрые слова и наставления». (Дейлеми)

«Кто хочет бесконечных райских благ пусть избегает желания быть восхваленным». (Дейлеми)

Для человека очень важен момент смерти. Т.е. важно уйти с верой в сердце. Чем может быть полезно восхваление человека при жизни, который умер без веры? Не хорошо если в нас существует любовь к хвале в свой адрес, если не заставляем замолчать людей которые расхваливают нас, если хвалим незнакомых людей. Аллаху тааля дал нам такое великое благо как вера. Вот чем можем хвалиться. Но нам неизвестно сможем ли мы сохранить до конца своих дней эту веру. Поэтому нам необходимо всегда опасаться потерять веру, избегать харамов, выполнять все веления нашей религий и не терять надежду на милость Всевышнего Аллаха.  

ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ОТ ЗНАНИИ

Вопрос: С какой целью нужно учиться чтобы получить от знаний пользу?

Ответ: Обретать ильм/знания нужно для получения довольства Аллаху тааля. Учиться с другой целью нельзя. В хадис шарифах сказано:

«Тот кто получает знания для того чтобы заслужить похвалу ученых, побеждать в спорах невежд, суметь их заставить замолчать, получить благоволение людей, того Аллаху тааля бросит в ад». (Тирмизи, Ибн Маджа)

«Не получайте образование чтобы услышать хвальбу ученых, чтобы уметь спорить с невеждами! Не козыряйте знаниями в собраниях! Такой человек попадет в ад». (Ибн Маджа)

Также как не разрешается получать знания для перечисленных выше целей, так и запрещено учиться ради Аллаха и затем использовать для таких целей. Хвастаться знаниями тоже противоречит милости Аллаху тааля. В хадис шарифах сказано:

«Появятся группы которые будут читать Коран и говорить ′′Кто знает лучше нас? Кто знает фикх лучше нас?′′ Такие люди будут дровами для растопки ада». (Табарани)

«Клянусь придут такие времена и люди будут учить и читать Коран. После этого будут говорить ′′Мы обучались, читали. Кто может быть лучше нас?′′ Вот такие будут растопкой для ада». (Табарани)

Эти хадисы сообщают о запрете получения знаний для хвастовства. Также неправильно спорить с людьми, которые гордятся своими знаниями.

Другие статьи в этом разделе

BСЕ ЛУЧШЕЕ В ИСЛАМЕ

Вопрос: В исламе есть все прекрасное и лучшее несущее для людей пользу?

Ответ: По этому поводу, досточтимый Абдулхаким Арваси, в книге «Рабита-и шариф» сказал:

«Религия ислам - правила и положения посланные Аллаху тааля для Мухаммеда через ангела Джабраила, пользуясь которыми люди могли обеспечить для себя благополучную и счастливую жизнь в этом мире и будущей жизни. Все превосходства, все полезное внутри ислама. Ислам во...

ПЛОХОЙ ХАРАКТЕР, ПОХОЖИЙ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

    5 – Существует плохой характер, который можно принять за справедливость. Он похож на плохой характер, который походит на целомудрие. Плохие люди, у которых нет понятия о справедливости, везде где бывают, выкрикивают лозунги о справедливости. Ведут разговоры о справедливости. Пишут о справедливости. А бывает и того хуже, иногда такие люди занимают такие посты, где выносятся решения о справедливости. Ради показухи находятся в компаний с действительно справедливыми людьм...


Москва

1445 год, 19 - Рамазан.
2024 год, 29 - Март.
Имсак 3:31
Фаджр 3:56
Восход 5:57
Ишрак 7:04
Зауаль карахат 12:19
Зухр 12:50
Аср-и Аууаль 16:17
Аср 17:09
Исфирар 18:20
Магриб 19:14
Иштибак 20:24
Иша’а 21:22
Иша’а-и Сани 21:40