ОБУЗДАНИЕ ГНЕВА
Вопрос: Возмущаюсь по любому поводу. Возможно ли победить раздражительность?
Ответ: Гневаются все. В Исламе требуется победить, умерить свой гнев а не быть раздражительным. Тот кто выполняет повеления Ислама сможет победить свой гнев, обретет сабр. Ислам не требует выполнения невыполнимого. В хадис шарифе говорится:
«Аллаху тааля даст терпение тому кто заставляет себя проявить терпение».
Сабр имеет отношение к иману. Наш пророк, спросил у некоторых своих сахабов, «В чем признак вашей веры? на что они отвечали, ′′мы признательны во время достатка, проявлением терпение при нехватке и спокойно воспринимаем предначертанную Всевышним Аллахом судьбу′′, на это пророк воскликнул клянусь, вы верующие». В другой раз на вопрос «Что такое иман, пророк ответил, это сабр». И добавил «сабр в имане, это как голова для тела. Также как не будет жить тело без головы, так и не будет имана без сабра». Если нет терпения, то это говорит о слабой вере. В хадисе кудси сказано: «Тот кто не доволен судьбой, не проявляет терпения при несчастьях, не проявляет свою признательность за блага, пусть ищет себе другое божество».
МУДРОСТИ:
Сабр - животное которое не споткнется, канаат - сабля которая не погнется.
Не хочешь огорчаться - не пытайся обрести то, что заставит тебя сожалеть при потере.
Нетерпение при бедствий, больше чем сама беда.
У мумина, который из-за независящих от него обстоятельств остался без глаз, потерял слух или какой-либо другой орган, будут прощены грехи, а в ахирате он будет удостоен высоких положений. В хадис шарифе сказано: «Человек, один из органов которого имеет недостаток, становится умнее». Ну и конечно же, недостаток ума хуже чем физического недостатка. (Адаб-уд-дуния)
Досточтимый Мухаммед Масум говорит:
Горести которые навалились на человека, предначертаны Аллахом. В таком случае нельзя обижаться. Нельзя останавливать поклонения и уметь проявлять терпения на горести и болезни. Нужно ждать от Аллаху тааля афиета [благополучия], ведь Он щедрейший! Не нужно ждать от созданий, нужно понимать что что происходит, от Всевышнего Аллаха! Чтобы поскорее избавиться от несчастий и бед нужно читать дуа и истигфары! Без Его одобрения и воли, никто никому не сможет навредить. Вместе с этим, прибегать к причинам, дорога пророков. А воздействие причин, нужно просить у Аллаху тааля! (том 1. письмо 72)
Досточтимый Хызыр сказал:
«Пусть люди видят тебя улыбающимся, не злись! Всегда делай хорошие дела, не делай плохого, пусть и самого ничтожного! Не ходи без дела, не смейся не к месту, не обвиняй никого сверх его недостатков, плачь над своими грехами!»
Сабр и намаз средство от всех трудностей. В Священном Коране сказано:
«Правоверные! Ищите помощи в терпении и молитве, потому что Бог не оставляет нетерпеливых». (Бакара 153)
Вопрос: Возмущаться и гневаться - грех?
Ответ: Нет человека который бы не разгневался, не вышел бы из себя. Этому подвержены все люди, кто-то меньше, кто-то больше. Гнев, все равно что нож. Для хорошего дела полезно а когда проявляется при плохих делах, вредно. Таковы все виды нрава имеющиеся в человеке. Вреден Ифрат (действие, совершаемое сверх меры) и Тафриты (недовершенные действия). Посланник Аллаха к пришедшему за наставлением человеку сказал: «Ля тагдаб!» - не гневайся, не выходи из себя! Он давал такой совет несколько раз: «Не гневайся, не выходи из себя!». (Бухари)
Гнев хуже высокомерия. По преданиям дошедшим до нас, Иса (алейхиссалям) говорил что гневатся хуже чем высокомерие. В хадис шарифе сказано: «Гнев разрушает веру». (Байхаки)
Гнев сверх меры называют агрессией. Такой человек бывает вспыльчивым, вредит самому и окружающим, подобное состояние может привести к куфру. В хадис шарифе сказано: «Гадаб (гнев) разрушает веру». (Байхаки)
Строгость, гнев и жесткий характер в необходимых пределах, называется – Шаджаат [смелость]. Меньше этих пределов, называется джубн [трусость]. В хадис шарифе сказано: «Избегайте ифрата (чрезмерного, сверх положенного, высокопарное) и тафрита (обратное ифрата)!», «Тот кто преступил меру погиб»., «Лучшими делами являются те, при совершении которых соблюдена мера (сбалансированное, где соблюдено равновесие)».
Шаджаат золотая середина. Гнев при состояний шаджаата положителен. Досточтимый Имам Шафии сказал: «Струсивший когда требовался шаджаат, походит на осла».
К врагам Ислама и мусульман, к тем кто упрекает Ислам и мусульман, требуется быть строгим. Но и себя нельзя ставить в опасное положение. Подвергать себя опасности будучи совсем один, отправляться без сопровождения, грех. Не разрешена трусость против врагов. Убегать из-за страха не изменит данную Аллахом судьбу. Трусливый человек не сможет показать жене и дочери свою твердость, не сможет защитить их. Позволит унизить себя и не станет противостоять злодеянию, промолчит увидев предателя.
В Священном Коране сказано:
«.. те, которые с ним, страшны для неверных и милосердны между собою…» (Фатх 29)
«Лучшие люди моей уммы те кто тверды и крепки как железо». (Байхаки)
«Злость - черта которая дается лучшим представителям моей общины». (Табарани)
«Лучшее деяние и поклонение - это Хубб-и филлях и Бугд-и филлях». (Имам Ахмед)
Аллаху тааля восхваляет умеривших свой гнев, но Ему не по нраву когда никогда не злятся.
В хадис шарифе сказано:
«Богатырь не тот кто одолел противника, это тот кто умерил свой гнев». (Бухари)
Человек защищает жену и семью при помощи своего гадаба [гнева, ярости]. С его помощью противостоит врагам Ислама. Ислам указывает не уничтожать гадаб, а держать его в узде, использовать так чтобы оно соответствовало религий. Гневаться ради Аллаха, это гайрат ради веры (усердие, рвение). В хадис шарифе приведенном у Табарани, Анас бин Малик говорит, «Мы спорили когда к нам подошел Расулуллах. Он так сильно на нас обиделся что мы никогда еще не видели его в таком состояний». В хадис-и шарифе приведенном у имама Муслима, посланник Аллаха говорит: «Я такой же человек, я так же как и другие люди могу разозлиться». Но его гнев, никогда не отдалял его от Всевышнего Аллаха. Он побеждал свой гнев и прощал обидчика. Аллаху тааля следующим образом восхваляет хороших людей:
«Для тех, которые творят милостыню и в счастий и в несчастий, побеждают гнев свой и прощают людям оскорбления». (али Имран 134)
Люди гневаются и злятся по разному. В хадис шарифе переданном Тирмизи говорится: «Люди разные по темпераменту. Кто-то злится не сразу и быстро остывает. Кто-то злится быстро но его злость также быстро проходит и эта его черта компенсирует его недостатки. Кто-то быстро может быстро разгневаться и долго не может успокоиться. Самое лучшее, когда гневаются не сразу и быстро успокаиваются. А самое худшее, когда быстро приходят в ярость и потом долго не могут успокоиться».