ОБУЗДАНИЕ ГНЕВА

Вопрос: Возмущаюсь по любому поводу. Возможно ли победить раздражительность?

Ответ: Гневаются все. В Исламе требуется победить, умерить свой гнев а не быть раздражительным. Тот кто выполняет повеления Ислама сможет победить свой гнев, обретет сабр. Ислам не требует выполнения невыполнимого. В хадис-и шарифе говорится:

«Аллаху тааля того даст терпение тому кто принуждает себя проявить терпение.»

Сабр имеет отношение к иману. Наш пророк, спросил у некоторых своих сахабов, «В чем признак вашей веры?», на что они отвечали, «Мы признательны во время достатка, проявлением терпение при нехватке и спокойно воспринимаем предначертанную Всевышним Аллахом судьбу.», на что пророк воскликнул «Клянусь, вы верующие». В другой раз на вопрос «Что такое иман?» пророк ответил, «Сабр». И добавил «Место сабра в имане, как голова для тела. Также как не будет жить тело без головы, так и не будет имана без сабра.» Если нет терпения, то это говорит о слабой вере. В хадисе кудси сказано: «Тот кто не доволен судьбой, не проявляет терпения при несчастьях, не проявляет свою признательность за блага, пусть ищет себе другое божество.»

МУДРОСТИ:

Сабр, животное которое не споткнется, Канаат, сабля которая не погнется.

Не хочешь огорчаться, не пытайся обрести то что заставит тебя сожалеть при потере.  

Нетерпение при бедствий и больше чем сама беда.

У мумина, который из-за независящих от него обстоятельств остался без глаз, потерял слух или какой-либо другой орган, будут прощены грехи, а в Ахирате он будет удостоен высоких положений. В хадис-и шарифе сказано: «Человек, один из органов которого имеет недостаток, становится умнее.» Ну и конечно же, недостаток ума хуже чем физического недостатка. [Адаб-уд-дуния]

Досточтимый Мухаммед Масум говорит:

Горести которые навалились на человека, предначертаны Аллахом. В таком случае нельзя обижаться. Нельзя останавливать поклонения и уметь проявлять терпения на горести и болезни. Нужно ждать от Аллаху тааля афиета [благополучия], ведь Он щедрейший! Не нужно ждать от созданий, нужно понимать что что происходит, от Всевышнего Аллаха! Чтобы поскорее избавиться от несчастий и бед нужно читать дуа и истигфары! Без Его одобрения и воли, никто никому не сможет навредить. Вместе с этим, прибегать к причинам, дорога пророков. А воздействие причин, нужно просить у Аллаху тааля! [том 1. письмо 72]     

Досточтимый Хызыр сказал:

«Пусть люди видят тебя улыбающимся, не злись! Всегда делай хорошие дела, не делай плохого, пусть и самого ничтожного! Не ходи без дела, не смейся не к месту, не обвиняй никого сверх его недостатков, плачь над своими грехами!»

Сабр и намаз средство от всех трудностей. В Священном Коране сказано:

«Правоверные! Ищите помощи в терпении и молитве, потому что Бог не оставляет нетерпеливых.» [Бакара 153]

Вопрос: Возмущаться и гневаться, грех?

Ответ:

Нет человека который бы не разгневался, не вышел бы из себя. Этому подвержены все люди, кто-то меньше, кто-то больше. Гнев это все равно что нож. Для хорошего дела, полезно, когда проявляется при плохих делах, вредно. Таковы все виды нрава имеющиеся в человеке. Вреден Ифрат [действие, совершаемое сверх меры] и Тафриты [недовершенные действия]. Посланник Аллаха к пришедшему за наставлением человеку сказал: «Ля тагдаб!» - Не гневайся, не выходи из себя! Он давал такой совет несколько раз: «Не гневайся, не выходи из себя!». [Бухари]

Гнев хуже высокомерия. По преданиям дошедшим до нас, Иса (алейхиссалям) говорил что гневатся хуже чем высокомерие. В хадис-и шарифе сказано: «Гнев разрушает веру.» [Байхаки]

Гнев сверх меры, называют агрессией. Такой человек бывает вспыльчивым, вредит самому и окружающим, подобное состояние может привести к куфру. В хадис-и шарифе сказано: «Гадаб [гнев] разрушает веру.» [Байхаки]

Строгость, гнев и жесткий характер в необходимых пределах, называется – Шаджаат [смелость]. Меньше этих пределов, называется джубн [трусость]. В хадис-и шарифе сказано: «Избегайте ифрата [чрезмерного, сверх положенного, высокопарное] и тафрита [обратное ифрата]!», «Тот кто преступил меру, погиб.», «Лучшими делами являются те, при совершении которых соблюдена мера [сбалансированное, где соблюдено равновесие].»

Шаджаат золотая середина. Гнев при состояний шаджаата положителен. Досточтимый Имам Шафии сказал: «Струсивший когда требовался шаджаат, походит на осла.»  

К врагам Ислама и мусульман, к тем кто упрекает Ислам и мусульман, требуется быть строгим. Но и себя нельзя ставить в опасное положение. Подвергать себя опасности будучи совсем один, отправляться без сопровождения, грех. Не разрешена трусость против врагов. Убегать из-за страха не изменит данную Аллахом судьбу. Трусливый человек не сможет показать жене и дочери свою твердость, не сможет защитить их. Позволит унизить себя и не станет противостоять злодеянию, промолчит увидев предателя.

В Священном Коране сказано:

«.. те, которые с ним, страшны для неверных и милосердны между собою…» [Фатх 29]

«Лучшие люди моей уммы те кто тверды и крепки как железо.» [Байхаки]

«Злость, черта которая дается лучшим представителям моей общины.» [Табарани]

«Лучшее деяние и поклонение это Хубб-и филлях и Бугд-и филлях.» [Имам Ахмед]

Аллаху тааля восхваляет умеривших свой гнев, но Ему не по нраву когда никогда не злятся.

В хадис-и шарифе сказано:

«Богатырь не тот кто одолел противника, это тот кто умерил свой гнев.» [Бухари]

Человек защищает жену и семью при помощи своего гадаба [гнева, ярости]. С его помощью противостоит врагам Ислама. Ислам указывает не уничтожать гадаб, а держать его в узде, использовать так чтобы оно соответствовало религий. Гневаться ради Аллаха, это гайрат ради веры [усердие, рвение]. В хадис-и шарифе приведенном у Табарани, Анас бин Малик говорит, «Мы спорили когда к нам подошел Расулуллах. Он так сильно на нас обиделся что мы никогда еще не видели его в таком состояний.» В хадис-и шарифе приведенном у имама Муслима, посланник Аллаха говорит: «Я такой же человек, я так же как и другие люди могу разозлиться.» Но его гнев, никогда не отдалял его от Всевышнего Аллаха. Он побеждал свой гнев и прощал обидчика. Аллаху тааля следующим образом восхваляет хороших людей:

«Для тех, которые творят милостыню и в счастий и в несчастий, побеждают гнев свой и прощают людям оскорбления.» [Аль-Имран 134]

Люди гневаются и злятся по разному. В хадис-и шарифе переданном Тирмизи говорится: «Люди разные по темпераменту. Кто-то злится не сразу и быстро остывает. Кто-то злится быстро но его злость также быстро проходит и эта его черта компенсирует его недостатки. Кто-то быстро может быстро разгневаться и долго не может успокоиться. Самое лучшее, когда гневаются не сразу и быстро успокаиваются. А самое худшее, когда быстро приходят в ярость и потом долго не могут успокоиться.»