ГРОМКИЙ СМЕХ

Вопрос: Можно ли много смеяться, хохотать?

Ответ:

Очень хорошо когда улыбаются, приветливы с людьми. Издавать звук смеха, хохотать, макрух. В хадиси шарифах сказано:

«Если бы видели Рай и Ад, вы бы мало смеялись, часто плакали.» [Муслим]

«Вы бы мало смеялись и много плакали если бы знали что знаю я.» [Бухари]

«Много смеха убивает сердце и уменьшает достоинство верующего.» [Тирмизи]

«Удивляет громкий смех человека который не знает доволен ли им Аллаху тааля.» [Абу Нуайм]

«Хохот в мечети, темнота в могиле.» [Дейлеми]

В 82-ом аяте суры Тавба говорится:

«Пусть мало смеются, много плачут.»

Расулуллах спросил у Джабраила (алейхиссалям) почему не смеется ангел Микаил (алейхиссалям). Он ответил, «Он не смеется со времени создания Ада.» [Имам Ахмед]

Человек который много смеется теряет уважение, к тому кто часто шутит начинанают относится с пренебрежением. [досточтимый Умар (радиаллаху анх)]

«Я всю жизнь сожалею что когда рассмеялся.» [Имам Азам]

«Четыре положения заставляют верующего отказаться от смеха: деяния Ахирата, сложности быта, трудности порожденные грехами, скорбь от навалившихся бед.» [Яхья бин Муаз]

Великий ученый Хасан Басри, обратился к юноше который громко смеялся: ′′Сынок, ты так смеешься потому что уже успел пройти через мост Сырат или получил гарантию вхождения в Рай?′′ С этих пор молодой человек никогда не смеялся попусту.

Три факта оскверняют сердце:

1 – Смех не к месту.

2 – Есть не проголодавшись.

3 – Говорить без надобности.

Существуют пять препятствий которые не дают человеку смеяться:

1 – Размышляя о своих грехах, его одолевает тревога и не может рассмеяться.

2 – Ему неизвестно приняты ли его добрые дела, и поэтому смех его может быть не к месту.

3 – Тот кого беспокоит следующее: ′′Что я буду делать в будущем, каков будет итог′′.

4 – Того кто не знает куда он отправится, в Рай или Ад, должен печалиться из-за этого.

5 – А доволен ли мной Аллах или разгневан?

Как может смеяться человек которого одолевают такие вопросы? [Танбихуль гафилин] 

ТОСКА

Вопрос: Каково в Исламе место хузуна [тоски и печали]?

Ответ:

Хузун – скорбь, горечь, печаль, грусть, волнение. Любые трудности пришедшие на голову мусульманина, каждая печаль, являются причиной  прощения грехов. В хадиси шарифах сказано:

«У кого в этом мире много горести, в Ахирате будет много спокойствия.» [Муслим]

«Переживания человека со множеством грехов и отсутствием добрых дел которые искупили бы эти грехи и станут каффаратом его грехов.» [Имам Ахмед]

«Бедствия, болезни и переживания земной жизни станут отплатой за грехи.» [Ибни Джарир]

«Совершай джаназа намаз, может оно принесет тебе печаль. Печали, в Судный День станут укрытием Аллаху тааля и будут обладать добром.» [Хаким]

«Усталость одолевшая верующего, турдности, печали, грусть, притеснение или даже заноза на ноге, станут каффаратом [искуплением] от грехов.» [Ибни Хиббан]

«Человек в чьем сердце печаль будет взят под защиту Аллаху тааля, станет обладателем различным благ.» [Ибни Асакир]

«Тоска в глазах и сердце, от Аллаху тааля, если на языке и руках, от шайтана.» [Абу Нуайм]

«В Судный День печальный человек будет находиться под тенью Арша и получит любые блага.» [Хаким]

«Лучший чтец Корана тот в чьем голосе есть печаль.» [Табарани]

«Хузун [печаль] является ключом сердца» сказал пророк Аллаха, сахабы спросили «как же обрести хузун?», на это пророк ответил: «Голодом и жаждой.» ответил посланник Аллаха. [Табарани]

Это означает что пост это причина обретения хузуна. Нужно искать деяния которые необходимы для этого.