УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ

Вопрос: Очень часто прощаю. Меня даже считают ненормальным из-за этого. Хорошо ли быть таким кротким и прощающим?

Ответ:

Простить значит, не забирать то на что имеешь право и оставить у человека. Аллаху тааля прощающий, любит прощающих. В 199-ом аяте суры Араф сказано:

«Прощай людям, суди по справедливости и удаляйся от невежд.»

В хадиси шарифах сказано:

«Прощайте чтобы Аллаху тааля тоже вас простил и тем самым поднимите свою честь!» [Исфахани]

«Аллаху тааля возвысит того кто простил ради Аллаха.» [Муслим]

«Восстановить прерванные отношения, простить притеснителя, сделать добро к человеку который обделил тебя, обладать хорошим характером.» [Имам Суюти]

«Прости того кто притеснял тебя, иди к тому кто не приходит к тебе, сделай доброе тому кто сделал тебе плохо, говори правду даже если огорчишь.» [Рузайн]

«Муса (алейхиссалям) спросил: - О Аллах, кто по твоему самый лучший? – Тот кто обладая возможностью отомстить, прощает.» [Хараити]

«Аллаху тааля не проявит милосердия в немилосердным, не простит того кто не прощает.» [Имам Ахмед]

«Прощайте и получите прощение!» [Имам Ахмед]

Намного лучше быть в стороне прощающих. В хадиси шарифе сказано:

«Ошибка допущенная при наказаний хуже чем ошибка допущенная при прощении.» [Хаким]

Вопрос: Можно ли простить если человек не прав?

Ответ:

Тот кто простил виновного, тоже удостоится счастья в обоих мирах.

Некий мусульманин который не мог бросить пить, дал четыре дирхема своему слуге и отправил за выпивкой. Слуга по дороге увидел Мансура бин Аммара который собирал помощь для бедняка. Мансур сказал: «Я обращусь к Аллаху тааля с четыремя просьбами за того кто даст этому бедняку 4 дирхема. Слуга дал 4 дирхема Мансуру. Мансур спросил:

- Что ты желаешь?

- Освобождение от рабства.

- Говори и второе!

- Четыре дирхема которые я дал нищему, не мои. С меня их потребуют обратно. Хочу 4 дирхема.

- Что хочешь в третьих?

- Чтобы мой хозяин раскаялся и бросил пить.

- Четвертое?

- Чтобы Аллаху тааля простил меня, моего хозяина, тебя, всю общину мусульман.

Мансур бин Аммар сделал все необходимые дуа. Слуга отправился домой, где хозяин спросил почему он задержался. Слуга рассказал что было. Хозяин начал расспрашивать:

- Что ты пожелал?

- Свободу от рабства.

- Я даю тебе свободу. Что еще просил?

- Четыре дирхема.

- Возьми четыре дирхема. Что просил еще?

- Чтобы вы раскаялись и бросили пить.

- Я сожалею и раскаиваюсь. Что еще попросил?

- Чтобы Аллаху тааля простил нас всех.

Хозяин задумался ′′Это же не в моих руках′′. В эту ночь ему приснилось, «Ты сделал все что тебе под силу, и что же, Мы не сделаем что под силу Нам? Мы простили и тебя и твою прислугу и Мансура и всех кто был там.»»

Любому мусульманину нельзя относится с пренебрежением к тому над кем имеет преимущество, быть всегда прощающим!

Вопрос: Если точно неизвестно о преступлений, то нужно наказать или лучше простить? 

Ответ:

Пока не доказана вина не разрешается. Лучше простить. В хадиси шарифе сказано:

«Лучше ошибиться простив, чем ошибиться наказав.» [Хаким]

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРАГУ

Вопрос: Как нам быть с противниками, относится к ним также как и они, отвечать им тем же?

Ответ:

Поступать также как и они не считается проявлением злодеяния, нанести вреда больше чем они, уже считается жестокостью. Нам неизвестна мера справедливого действия, можем сотворить зло. Лучшее, это простить. В 34-ом аяте суры Фуссулат говорится:

«Добро и зло не могут быть поставлены на один уровень. Отдавай добром за зло, и тот, который питал к тебе вражду, сделается твоим горячим другом.»

Значит, сделать врага другом, простить его, быть к нему добрым.  

ПРОЩАТЬ ЧТОБЫ БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ

Вопрос: Насколько правильно если человек не прощает чужие недостатки, но ждет чтобы его самого простили?

Ответ:

Снисхождение, признак достойного человека и одно из свойств Всевышнего Аллаха. Помилование, снисхождение ошибок допущенных и сделанных против человека, недостатков и слабостей против человека, называет прощение. Простить имея возможности и силы наказать, лучше. Потому что такой поступок сильно бьет по нафсу. В хадиси шарифе сказано:

«Муса (алейхиссалям) спросил: О Аллах! Кто твои лучшие рабы? Ему ответили – те кто прощают имея силы.»  

Высочайшая степень милосердия это прощение злодея, одаривание того кто относится плохо это высшая степень добра, доброе отношение к тому кто поступил плохо, высшая степень человечности. Расулуллах (алейхиссалям) увидев как человек проклинает, сказал:

«Это был интисар [Получить обратно ровно свое от того кто ее отобрал, не брать сверх отобранного, называется – Интисар. Простить, высокий уровень справедливости, а интисар, низкий уровень.] и ты получил обратно то что дал. Если бы простил, было бы лучше.»

Внук пророка Хусейн (радиаллаху анх), как-то сидел с гостями за накрытым столом. В это время прислуга, который нес блюдо с горячим, споткнулся и опрокинул ему на голову посуду. Когда Хусейн в целях воспитания бросил  на него сердитый взгляд, слуга прочитал часть 134-ый аят суры аль-Имран: «побеждают гнев..», на это хазрати Хусейн ответил:

- Я больше не сержусь. На это раб продолжил:

«.. прощают людям оскорбления.» Хусейн (радиаллаху анх) сказал что простил его. Раб продолжил читать:

- «Бог любит благотворящих.». На это Хусейн сказал:

- Дарую тебе свободу ради Аллаха, можешь идти куда хочешь.

Аллаху тааля прощает грехи своих рабов. И мусульманам нужно прощать недостатки друг другу. Для этого не обращать внимания на ошибки мусульман, не злиться на них и прощать их ошибки. Если мы хотим получить от Аллаху тааля прощения, нам самим нужно прощать грехи Его рабов, т.е. чтобы быть прощенным нужно самим прощать. Досточтимый Ахмед Рифаи сказал:

«В момент ярости прибегни к помилованию. Потому что ошибка при прощении, лучше ошибки допущенной при наказаний.»

Вопрос: Правильным ли в Исламе считается выискивать вину людей, сказать об этом в лицо?

Ответ:

За сокрытие вины мусульман, не распространять их тайные грехи и прощать их недостатки ожидаются большие вознаграждение. Нужно быть милосердными к младшим, подчиненным, жене, детям, воспитанникам, солдатам, рабочим, нищим. Не говорить в лицо их недостатки и слабые места. Не обижать их из-за незначительные проступки, не поднимать на них руки и ругать.