ОЖИДАНИЕ ВЗАИМНОСТИ

Щедрость, это когда дают ничего не ожидая взамен. Пока  нуждающийся не попросил. Позаботиться о нуждающихся, дать им пока они не пришли с просьбой, не жалеть что дал, это и есть щедрость. Сберегать, накапливать деньги и вещи на будущее, для непредвиденных ситуации для простого люда не считается скупостью, но такое действие благочестивых ученых, это жадность. Выполнив все требования религий и человеческих качеств можно не считаться скупым, но щедрым такого человека считать нельзя.

Тот кто дает чтобы услышать слова благодарности, не считается щедрым.

Также не будет щедростью если дают с мыслями ′′мы дадим вот это, может и он даст что-нибудь взамен, если не дам то будет неудобно, могут посчитать жадным′′.

Великие праведники сказали: «Щедрым называют не того кто дал, а того кому нравится отдавать.»

У щедрости есть высокие степени как и есть нижайшие степени жадности. Это когда не отдают не нужное себе. Когда не возьмут что требует душа имея на то возможности, но не сделают этого, так как придется понести расходы. Даже при болезни будут искать бесплатные лекарства. Если бесплатного лекарства не найдется, то отказываются от лечения.

ВЕРШИНА ЩЕДРОСТИ

Щедрость, когда отдают то что не нужно. Исар, когда отдают что-либо нужное. Т.е. предпочитают других а не себя.

Исар, особенность которая является венцом щедрости. На такое способны люди высокого уровня. Аллаху тааля, восхваляя сахабов пророка, сказал:

«.. забывая свои собственные нужды, они предпочитают гостей самим себе.» [Хашр 9]

В хадиси шарифе сказано:

«Если отдают нужное для самого себя, откладывая на потом свои желания и потребности, то Аллаху тааля прощает грехи таких людей.» [Ибни Хиббан]

Ансары, т.е. сподвижники из Медины, беззаветно жертвовали переселившимся из Мекки сахабам. Они делились с ними всем своим имуществом.

Посланник Аллаха, при переделе добычи, предложил два варианта. Или все мухаджиры покинут дома ансаров найдут себе другие жилища и при этом возьмут всю добычу, во втором случае мухаджиры еще на какое-то время останутся в домах ансаров, но добыча будет разделена между ними. На это ансары, жители Медины, сказали «Мы не претендуем на добычу. Пусть все будет отдано мухаджирам! Как и не хотим чтобы они покидали наши дома.» Пророк был очень доволен таким поступком своих сподвижников.

К посланнику Аллаха пришел гость. Дома не оказалось никакой еды. Один из ансаров забрал гостя к себе домой. В его доме еды оказалось только на одного человека. Он погасил лампу и поставил еду перед гостем. Сам тоже сел за стол и делал вид что ест протягивая руки до еды. На утро пророк сказал хозяину дома:

«Аллаху тааля был очень доволен вашей щедростью. По этому случаю был ниспослан аят «Сами оставаясь в нужде, выбрали других против себя.».»

Когда пророку Мусе был показан один из макамов [степень] пророка Мухаммеда, он был очень поражен и спросил как он достиг такого уровня. Аллаху тааля ответил: «Достиг из-за своих высоких духовных качеств. Это вид характера называется исар. О Муса, тому кто раз в жизни проявил эту особенность, того кто пришел ко мне характером разряда иаср, я постесняюсь подвергать расспросу.» Аллаху тааля восхвалля своего пророка, сказал: «Ты высокого нрава-хульки азам». [Калям 4] 

СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Вопрос: Насколько будет правильно если сказать – сначала себе потом другим? Отдать нужное себе другому это грех?

Ответ: Когда ′′своя рубашка ближе к телу′′, это правильно. Сначала спасаем себя потом других. Если наше собственное вероучение неверное,  нравственность не правильная, то кого нам идти спасать?

Неправильно самим находясь в нужде, отдавать что-то другим. В Исламе приказано «Не проявляйте лишнюю трату давая садака.» Досточтимый Сабит бин Кайс (алейхиссалям), за один день собрал весь урожай фиников с 500 деревьев и раздал в виде садака и при этом ничего не оставил для своих домочадцев. У Муаза бин Джабаля (радиаллаху анх) было одно финиковое дерево. Он собрал все финики и раздал в виде садака. Для себя ничего не оставил. После этого был ниспослан аят: «Не делайте исраф [излишняя трата]». В аяте Священного Корана сказано:

«Не привязывай руку твою к шее [не проявляй скупость] и не открывай ее очень широко [будь умерен в расходах, не растрачивай много!], чтобы не заслужить порицания или не впасть в бедность.» [Исра 29]

Ибни Масуд передает: «К посланнику Аллаху пришел мальчик, начал перечислять что-то и сказал, - моя мать отправила меня к вам и велела принести все это. Пророк сказал ему что сегодня ничего из перечисленного у него нет. Мальчик сказал, - дай мне свою рубаху. Пророк тут же снял с себя и отдал благословенную рубаху мальчику и сам остался без одежды. Не смог отправится в мечеть. В это время был ниспослан этот аят.» В хадиси шарифе сказано: «На свои деньги сначала расходуйте на себя. Если останется расходуйте на домочадцев. Если останется после этого, расходуйте на родственников!» [Муслим]

«Не примется садака которую дали нуждаясь сами или находились в нужде дети или имея долги. Отдать долг это важнее чем дать садака, освободить раба и дарить подарки. Не растрачивайте чужое имущество отдавая его в качестве садака.» [Бухари]

Хазрати Абу Бакр передает: Некий человек пришел к Расулуллаху и сказал, - У меня есть одна золотая монета, что мне с ним сделать. Пророк посоветовал ему потратить на себя. Человек сказал что у него есть еще одна такая же монета. – На эту монету возьми все что нужно твоим детям, сказал пророк. Человек сказал что есть еще одна монета. – На эти деньги возьми все что нужно прислуге, сказал пророк. Затем сказал что есть еще одна монета. – Тебе лучше знать куда потратить эти деньги [взяв во внимание все что сказал до этого], ответил ему пророк. [Багави]

ПРИТЧИ О ЩЕДРОСТИ

Щедрый пленник

Когда перед посланником Аллаха вели пленников, он указал на одного из них и велел отпустить его. Увидев это досточтимый Али спросил:

- Они все наши враги, каждый из них виноват, почему вы освобождаете его?

Пророк сказал:

«Пришел Джабраил (алейхиссалям), сказал что его нужно отпустить потому что он щедр, его щедрость очень понравилась Всевышнему Аллаху.» [Имам Газали]

***

Досточтимому Хасану принесли письмо. Еще не открыв письмо, он сказал принесшему письмо что все его пожелания будут выполнены и отправил его обратно. Находившиеся рядом люди спросили почему он ответил не прочитав письмо. Он сказал:

«Аллаху тааля подверг бы меня расспросу если я продержал его до прочтения письма.»

***

Досточтимый Али у бедуина который находился рядом с ним спросил, есть ли у него какая-либо нужда. Бедуин, постеснялся сказать и только лишь указал пальцем. Али (радиаллаху анх) отдал ему два платья которые были при нем. Бедуин был впечатлен поступком и прочитал красивый стих. Досточтимому Али очень понравился стих. Он отдал бедуину три золотых монеты которые отложил для своих детей. Бедуин сказал, ′′О Амир-уль муминин, ты сделал меня самым богатым в моей семье.′′В ответ Али (радиаллаху анх) прочитал хадиси шариф:

«Достоинство каждого человека измеряется по его словам, по его делам.» [М. Джами]

***

Одному из сахабов подарили баранью голову. Он отдал его другому со словами, «Есть более нуждающиеся». Но голову передавали с таким же словами другим и вот пройдя через семь рук оно вернулось обратно к этому сахабу. Таким образом выяснилось что самым нуждающимся был этот сахаба.

ИСАР В ПОКЛОНЕНИЯХ

Вопрос: Уместен ли исар при поклонений?

Ответ:

Исар при совершений поклонений не делают. Например находясь в мечети в первом ряду, не уступают место другому, человеку без омовения, при наступлений времени намаза не отдает свою воду для омовения другому. Отдать что-либо не нужное себе, щедрость. Отдать что-либо нужное себе, Исар.

ОТДАТЬ ДРУГОМУ НУЖНОЕ ДЛЯ СЕБЯ

Вопрос: Ожидается ли вознаграждение если отдать другому нужное для себя?

Ответ:

Исар, не взять, отказаться от нужного для себя, оставить это для брата по вере который также нуждается в этом. Исар, отдать другому необходимое для себя, проявив терпение. Исар проявляют при положениях необходимых для людей. В поклонениях исар не проявляют. Например, человек у которого есть вода только для совершения омовения, одежда которая достаточна только для укрытия аврата, пользуется им сам, не отдает это нуждающемуся.

Отдать другому на что тот имеет право, вернуть ему долг, проявление справедливости. Отдать больше того что должен, проявление доброты. Отдать без остатка то в чем сам нуждается, это исар.