1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. СПЕШКА

СПЕШКА

Вопрос: Что такое торопливость, насколько правильно проявлять спешку? В каких случаях нужно быть торопливым?

Ответ: Спешка присутствует в природе человека. В двух аятах сказано:

«Человек создан суетливым». (Анбия 37)

«Человек скор по природе своей». (Исра 11)

В дело которое производится в спешке вмешивается шайтан. В двух хадис шарифах сказано:

«Спешка от шайтана, осмотрительность, неторопливость от Рахмана». (Тирмизи)

«Неторопливый достигнет цели, поспешивший ошибется». (Байхаки)

Значит, в делах не нужно торопиться и не выводить поспешных решений! В решение которое выведено второпях, вмешивается шайтан. Когда на ум приходит желание нафса, шайтан тут же говорит ′′Поспеши, сделай сейчас же.′′ Поэтому, прежде чем сделать что пришло в сердце, нужно подумать будет ли доволен этим делом Аллаху тааля, это одобряемое дело или же грех! Если это грех, то воздержаться и ничего не предпринимать! Таким образом будет проявлена неторопливость.

Спешка нужна только в следующих пяти случаях:

1 – Как можно скорее накормить гостя.

2 – Как можно быстрее раскаятся в совершенном грехе.

3 – Совершение намаз сразу по наступлению времени.

4 – Поспешить захоронить покойника.

5 – Дочь или сына, после обучения релегиозным знаниям и совершению намаза, женить как можно быстрее если нашелся подходящий кандидат. В хадис-и шарифе приведенным в книге «Ашиат-уль-ляма′ат», пророк сказал: «О Али, не промедляй в трех случаях! Соверши намаз сразу по наступлению времени, соверши сразу же джаназа намаз! Если появится достойный кандидат для холостого и незамужней девушки, сразу же жени их!» (Тирмизи). Значит, если нашелся человек совершающий намазы, избегает грехов и добывает свое нафака дозволенными путями, сразу же жени на нем! Если не пожените, то можете стать причиной возникновения фитны. В хадис шарифе сказано: «Если руки вашей дочери просит человек нравственность и вера которого вам по нраву, то немедленно выдайте ее замуж за него. Не женив их вы станете причиной возникновения смуты и бунта». (Тирмизи)

Нужно спешить совершать поклонения и хорошие дела. Приведем несколько хадис шарифов:

«Раскайтесь прежде чем умрете! Совершайте хорошие деяния пока не возникло для этого препятствие! Часто поминайте Аллаху тааля.! Спешите дать закят и садака! Таким образом получите рызк и помощь вашего Господа!» (Ибн Маджа)

«Поспешите дать садака, потому что беда не переступит через садака». (Байхаки)

«Узнайте ценность пяти положении: ценность жизни до смерти, здоровья до болезни, ценность заработка для ахирата в этом мире, молодости пока не пришла старость, богатства пока не пришла бедность». (Хаким)

Не отдавший закят и не расходовавший имущество для ахирата, очень сильно пожалеет разорившись. В одном из хадис шарифов сказано: «Отложивший доброе дело на потом [тасвиф] погибнет». (Барика)

ВРЕД ИФРАТА И ТАФРИТА

Лень, отсрочивание какого-либо дела, откладывание на потом — такое же плохое обстоятельство, как и торопливость. . В исламе такие крайности такие крайности называют ифрат и тафрит. Ислам запретил такие крайности, приказав сохранять баланс и придерживаться середины. В хадисе-шарифе сказано: «Впавший в крайность губит себя». (Муслим)

Если человек расточителен, то это ифрат. А если он скуп, то это тафрит. Ислам запретил обе эти крайности. В 67-м аяте суры «Фуркан» осуждаются как скупые, так и расточительные, а те, кто занимает срединное положение, восхваляются.

Спешка быстро приводит к упадку сил. Он теряет решимость, охладевает и испытывает усталость. Тот, кто торопится воплотить в жизнь какое-либо благое дело, при возникновении задержек впадает в апатию и безнадёжность. Читает дуа и хочет, чтобы оно было принято   незамедлительно. Когда принятие дуа задерживается, он перестаёт обращаться к Аллаху тааля, чем нарушается его богобоязненность. Такой человек может взяться за сомнительные дела и даже за харам.

Проявляющий поспешность в намазе может упустить положения тадиль аркана. Читая быстро, он может не соблюсти таджвид и допустить ошибки в чтении. Поэтому нужно проявлять серьёзность. В Священном Коране сказано: «Они веруют в Аллаха и в Последний день, внушают добро и препятствуют злу, стараются делать добрые дела. Таковые добродетельны». (Али-Имран 114)

В подобных благих делах спешка неуместна. К действиям нужно подходить основательно и проявлять настойчивость в совершении благих поступков. В хадисе-шарифе сказано: «Спокойное, мягкое обхождение — великое благо, данное человеку Всевышним Аллахом. Торопливость — путь шайтана. Аллаху тааля любит мягкость и степенность». (Абу Яла) 

СПЕШКА ПРИ ИФТАРЕ

Во время ифтара проявлять спешку, откладывать на самое позднее время сахур, показывает слабость человека, его нужду в еде и питье. Это и есть совершение поклонении.

ПРОЯВИТЬ СПЕШКУ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ.

Несовершение обязательного намаза в свое время без уважительной причины - большой грех. Нужно как можно быстрей восстанавливать намаз. Отсрочивать восстановление кроме извинительных случаев, большой грех. Нафиля не входит в число исключительных положений и поэтому совершать нафиля и тем самым отказываться от восстановление обязательного намаза, запрещено во всех четырех мазхабах. [Совершая нафиля, нужно также принять намерение на восстановление пропущенного намаза. Таким образом получают саваб за сунну и за восполненный долг по намазу.] Перед врагом, пропустить намаз имея возможность на его совершение, все равно что совершить 700 больших грехов. [Умдат-уль Ислам]

Другие статьи в этом разделе

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В РАЙОНЕ ПРОЖИВАНИЯ

160 – Не посещай многолюдные собрания если нет необходимости! Не иди и не пускай жену и детей в места, где употребляется алкоголь, играют азартные игры, играют музыкальные инструменты, где вместе сидят мужчины и женщины! Такие места называют маджлис-уль фыск (собрание где совершают совместный грех). Не смотри на чужих женщин и девушек несмотря на то закрыты они или открыты....

ВИДЫ ХОРОШЕГО ХАРАКТЕРА ОТ МУДРОСТИ

Здесь будет сказано об основных разделах четырех хороших черт человека. Эти четыре вида хорошего характера в свою очередь рождают бесчисленное количество хороших особенностей человека. Мы остановимся на описаниях ученых ислама, занимавшихся наукой о нравственности.

Семь видом хорошего нрава от мудрости:

1 – Зека – ум, сообразительность. Интеллект, сметливость, сноровка, смышленость, навык. С помощью ума человек может вывести из известных всем вещей что-то новое...


Москва

1447 год, 29 - Джамазильаууаль.
2025 год, 20 - Ноябрь.
Имсак 5:39
Фаджр 6:03
Восход 8:06
Ишрак 9:25
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:10
Аср 14:40
Исфирар 15:19
Магриб 16:25
Иштибак 17:43
Иша’а 18:36
Иша’а-и Сани 18:50