СПЕШКА
Вопрос: Что такое торопливость, насколько правильно проявлять спешку? В каких случаях нужно быть торопливым?
Ответ: Спешка присутствует в природе человека. В двух аятах сказано:
«Человек создан суетливым». (Анбия 37)
«Человек скор по природе своей». (Исра 11)
В дело которое производится в спешке вмешивается шайтан. В двух хадис шарифах сказано:
«Спешка от шайтана, осмотрительность, неторопливость от Рахмана». (Тирмизи)
«Неторопливый достигнет цели, поспешивший ошибется». (Байхаки)
Значит, в делах не нужно торопиться и не выводить поспешных решений! В решение которое выведено второпях, вмешивается шайтан. Когда на ум приходит желание нафса, шайтан тут же говорит ′′Поспеши, сделай сейчас же.′′ Поэтому, прежде чем сделать что пришло в сердце, нужно подумать будет ли доволен этим делом Аллаху тааля, это одобряемое дело или же грех! Если это грех, то воздержаться и ничего не предпринимать! Таким образом будет проявлена неторопливость.
Спешка нужна только в следующих пяти случаях:
1 – Как можно скорее накормить гостя.
2 – Как можно быстрее раскаятся в совершенном грехе.
3 – Совершение намаз сразу по наступлению времени.
4 – Поспешить захоронить покойника.
5 – Дочь или сына, после обучения релегиозным знаниям и совершению намаза, женить как можно быстрее если нашелся подходящий кандидат. В хадис-и шарифе приведенным в книге «Ашиат-уль-ляма′ат», пророк сказал: «О Али, не промедляй в трех случаях! Соверши намаз сразу по наступлению времени, соверши сразу же джаназа намаз! Если появится достойный кандидат для холостого и незамужней девушки, сразу же жени их!» (Тирмизи). Значит, если нашелся человек совершающий намазы, избегает грехов и добывает свое нафака дозволенными путями, сразу же жени на нем! Если не пожените, то можете стать причиной возникновения фитны. В хадис шарифе сказано: «Если руки вашей дочери просит человек нравственность и вера которого вам по нраву, то немедленно выдайте ее замуж за него. Не женив их вы станете причиной возникновения смуты и бунта». (Тирмизи)
Нужно спешить совершать поклонения и хорошие дела. Приведем несколько хадис шарифов:
«Раскайтесь прежде чем умрете! Совершайте хорошие деяния пока не возникло для этого препятствие! Часто поминайте Аллаху тааля.! Спешите дать закят и садака! Таким образом получите рызк и помощь вашего Господа!» (Ибн Маджа)
«Поспешите дать садака, потому что беда не переступит через садака». (Байхаки)
«Узнайте ценность пяти положении: ценность жизни до смерти, здоровья до болезни, ценность заработка для ахирата в этом мире, молодости пока не пришла старость, богатства пока не пришла бедность». (Хаким)
Не отдавший закят и не расходовавший имущество для ахирата, очень сильно пожалеет разорившись. В одном из хадис шарифов сказано: «Отложивший доброе дело на потом [тасвиф] погибнет». (Барика)
ВРЕД ИФРАТА И ТАФРИТА
Лень, отсрочивание какого-либо дела, откладывание на потом — такое же плохое обстоятельство, как и торопливость. . В исламе такие крайности такие крайности называют ифрат и тафрит. Ислам запретил такие крайности, приказав сохранять баланс и придерживаться середины. В хадисе-шарифе сказано: «Впавший в крайность губит себя». (Муслим)
Если человек расточителен, то это ифрат. А если он скуп, то это тафрит. Ислам запретил обе эти крайности. В 67-м аяте суры «Фуркан» осуждаются как скупые, так и расточительные, а те, кто занимает срединное положение, восхваляются.
Спешка быстро приводит к упадку сил. Он теряет решимость, охладевает и испытывает усталость. Тот, кто торопится воплотить в жизнь какое-либо благое дело, при возникновении задержек впадает в апатию и безнадёжность. Читает дуа и хочет, чтобы оно было принято незамедлительно. Когда принятие дуа задерживается, он перестаёт обращаться к Аллаху тааля, чем нарушается его богобоязненность. Такой человек может взяться за сомнительные дела и даже за харам.
Проявляющий поспешность в намазе может упустить положения тадиль аркана. Читая быстро, он может не соблюсти таджвид и допустить ошибки в чтении. Поэтому нужно проявлять серьёзность. В Священном Коране сказано: «Они веруют в Аллаха и в Последний день, внушают добро и препятствуют злу, стараются делать добрые дела. Таковые добродетельны». (Али-Имран 114)
В подобных благих делах спешка неуместна. К действиям нужно подходить основательно и проявлять настойчивость в совершении благих поступков. В хадисе-шарифе сказано: «Спокойное, мягкое обхождение — великое благо, данное человеку Всевышним Аллахом. Торопливость — путь шайтана. Аллаху тааля любит мягкость и степенность». (Абу Яла)
СПЕШКА ПРИ ИФТАРЕ
Во время ифтара проявлять спешку, откладывать на самое позднее время сахур, показывает слабость человека, его нужду в еде и питье. Это и есть совершение поклонении.
ПРОЯВИТЬ СПЕШКУ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ.
Несовершение обязательного намаза в свое время без уважительной причины - большой грех. Нужно как можно быстрей восстанавливать намаз. Отсрочивать восстановление кроме извинительных случаев, большой грех. Нафиля не входит в число исключительных положений и поэтому совершать нафиля и тем самым отказываться от восстановление обязательного намаза, запрещено во всех четырех мазхабах. [Совершая нафиля, нужно также принять намерение на восстановление пропущенного намаза. Таким образом получают саваб за сунну и за восполненный долг по намазу.] Перед врагом, пропустить намаз имея возможность на его совершение, все равно что совершить 700 больших грехов. [Умдат-уль Ислам]