СПЕШКА

Вопрос: Что такое торопливость, насколько правильно проявлять спешку? В каких случаях нужно быть торопливым?

Ответ:

Спешка присутствует в природе человека. В двух аятах сказано:

«Человек создан суетливым.» [Анбия 37]

«Человек скор по природе своей.» [Исра 11]

В дело которое производится в спешке вмешивается шайтан. В двух хадис-и шарифах сказано:

«Спешка от шайтана, осмотрительность, неторопливость от Рахмана.» [Тирмизи]

«Неторопливый достигнет цели, поспешивший ошибется.» [Байхаки]

Значит, в делах не нужно торопиться и не выводить поспешных решений! В решение которое выведено второпях, вмешивается шайтан. Когда на ум приходит желание нафса, шайтан тут же говорит ′′Поспеши, сделай сейчас же.′′ Поэтому, прежде чем сделать что пришло в сердце, нужно подумать будет ли доволен этим делом Аллаху тааля, это одобряемое дело или же грех! Если это грех, то воздержаться и ничего не предпринимать! Таким образом будет проявлена неторопливость.

Спешка нужна только в следующих пяти случаях:

1 – Как можно скорее накормить гостя.

2 – Как можно быстрее раскаятся в совершенном грехе.

3 – Совершение намаз сразу по наступлению времени.

4 – Поспешить захоронить покойника.

5 – Дочь или сына, после обучения релегиозным знаниям и совершению намаза, женить как можно быстрее если нашелся подходящий кандидат. В хадис-и шарифе приведенным в книге «Ашиат-уль-ляма′ат», пророк сказал: «О Али, не промедляй в трех случаях! Соверши намаз сразу по наступлению времени, соверши сразу же джаназа намаз! Если появится достойный кандидат для холостого и незамужней девушки, сразу же жени их!» [Тирмизи] Значит, если нашелся человек совершающий намазы, избегает грехов и добывает свое нафака дозволенными путями, сразу же жени на нем! Если не пожените, то можете стать причиной возникновения фитны. В хадис-и шарифе сказано:

«Если руки вашей дочери просит человек нравственность и вера которого вам по нраву, то немедленно выдайте ее замуж за него. Не женив их вы станете причиной возникновения смуты и бунта.» [Тирмизи]

Нужно спешить совершать поклонения и хорошие дела. Приведем несколько хадис-и шарифов:

«Раскайтесь прежде чем умрете! Совершайте хорошие деяния пока не возникло для этого препятствие! Часто поминайте Аллаху тааля.! Спешите дать закят и садака! Таким образом получите рызк и помощь вашего Господа!» [Ибни Маджа]

«Поспешите дать садака, потому что беда не переступит через садака.» [Байхаки]

«Узнайте ценность пяти положении: ценность жизни до смерти, здоровья до болезни, ценность заработка для ахирата в этом мире, молодости пока не пришла старость, богатства пока не пришла бедность.» [Хаким]

Не отдавший закят и не расходовавший имущество для ахирата, очень сильно пожалеет разорившись. В одном из хадис-и шарифов сказано:

«Отложивший доброе дело на потом [тасвиф] – погибнет.» [Барика]

ВРЕД ИФРАТА И ТАФРИТА

Лень, отсрочивание какого-либо дела, откладывание на потом, такое же плохое обстоятельство как и торопливость. Это называют Ифрат и Тафрит. Ислам запретил такие крайности, приказав сохранение баланса, середины. В хадис-и арифе сказано:

«Впавший в крайность, погибнет.» [Муслим]

Если человек транжира, то это ифрат. А если человек скупой, то это тафрит. Ислам запретил обе эти крайности. В 67-ом аяте суры Фуркан, унижены скупые и расточительные, восхвалены люди которые находятся между ними.

Проявляющий спешку быстро устает. Т.е. появляется вялость и усталость. У того кто спешит претворить в жизнь какое-либо хорошее дело, при возникновений промедления возникает апатия и безнадежность. Читает дуа и хочет чтобы оно было принято незмедлительно. Когда принятие дуа задерживается перестает обращаться к Аллаху тааля, чем нарушается его богобоязненность. Может взяться за сомнительные дела и даже за харамы.

Проявляющий поспешность в намазе, может упустить положения тадиль аркана. Читая быстро может не соблюсти таджвид, прочитать неправильно. поэтому нужно проявить серьезность. В Священном Коране сказано:

«Они веруют в Бога и в последний день, внушают добро и препятствуют злу, стараются делать добрые дела. Таковые добродетельны.» [аль-Имран 114]

В подобных благих делах, спешка не уместна. К действиям нужно подходить с основательностью и для хороших дел нужно проявлять настойчивость.

В хадис-и шарифе сказано:

«Спокойное, мягкое обхождение, большое доброе данная человеку Всевышним Аллахом. Торопливость, путь шайтана. Аллаху тааля любит мягкость и степенность.» [Абу Яла]

СПЕШКА ПРИ ИФТАРЕ

Во время ифтара проявлять спешку, откладывать на самое позднее время сахур, показывает слабость человека, его нужду в еде и питье. Это и есть совершение поклонении.

ПРОЯВИТЬ СПЕШКУ В ВОССТАНОВЛЕНИЙ ПРОПУЩЕННЫХ НАМАЗОВ.

Несовершение обязательного намаза в свое время без уважительной причины, большой грех. Нужно как можно быстрей восстанавливать намаз. Отсрочивать восстановление кроме извинительных случаев, большой грех. Нафиля не входит в число исключительных положений и поэтому совершать нафиля и тем самым отказываться от восстановление обязательного намаза, запрещено во всех четырех мазхабах. [Совершая нафиля, нужно также принять намерение на восстановление пропущенного намаза. Таким образом получают саваб за сунну и за восполненный долг по намазу.] Перед врагом, пропустить намаз имея возможность на его совершение, все равно что совершить 700 больших грехов. [Умдат-уль Ислам]