1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. РАСХОДОВАНИЕ НА ДОБРОЕ

РАСХОДОВАНИЕ НА ДОБРОЕ

Вопрос: В чем добродетель расходования богатства на добро?

Ответ: 1 – Наш пророк сказал: «Имеющий знания пусть даст садака - знаниями, имеющий богатства - средствами». (Ибн Сунни)

Нужно давать садака, пусть понемногу! Садака нужно давать не попрошайкам а нуждающимся людям, которые не ходят с протянутой рукой. Шайтан враг. Он конечно же мешает расходовать средства на хорошие дела.

В хадис шарифе сказано:

«Иблис пошлет своих самых преданных людей против тех, кто тратит богатство на добро». (Табарани)

«Сатана обещает вам бедность и приказывает делать бесчестные поступки, а Бог обещает вам достаток, всепрощение и милость». (Бакара 268)

Нужно стремится к обещанному Всевышним Аллахом а не обманываться шайтану.

2 – Неправильно просить помощи со словами ′′Не могу выплатить долги за квартиру и машину, школьные расходы детей очень большие′′. Жить нужно по средствам! Когда пророк в сердцах сказал, «Садака который дам попрошайке станет огнем» то Умар спросил «О Расулуллах, зачем же вы тогда даете?», на это пророк ответил: «Я не проявлю скупость». (Абу Яла)

Кроме этого, побирающийся никогда не избавится от трудностей. В хадис шарифах сказано:

«Попрошайка впадет в нужду». (Имам Ахмед)

«Не убавятся трудности человека остановившего выбор на мирском, он не избавится от нужды, он станет ненасытным». (Табарани)

3 – Вера щедрого сильная а у скупого слабая. В хадис шарифе сказано:

«Щедрость стоит прежде крепкой веры. Человек с крепкой верой не войдет в Ад. Прежде сомнения в имане приходит скупость, такой человек не войдет в Рай». (Дейлеми)

Один из ангелов в своем дуа говорит: «Увеличь богатство дающего нафака, уничтожь имущество у того кто не дает из-за скупости». (Ибн Хиббан)

И пророк сказал: «Когда дают садака, имущество не уменьшается». (Табарани)

Имущество нисколько не уменшится а наоборот увеличится, поэтому нам не стоит бояться щедрости! Ведь таким образом наш вера становится еще сильнее.

4 – Значительность садака бедного больше чем богатого. Если человек боится что у него возникнет чувство показушности, то надо дать так чтобы никто этого не видел, тайно. «О расулуллах! Какое садака лучше?» спросили у пророка, ʺКоторую далти скрыто из маленького достаткаʺ ответил пророк и прочитал аят ʺЕсли дадите садака открыто, то это будет выглядеть красиво, но для вас намного лучше дать не показывая другимʺ». (Табарани)

В хадисах пророк сказал:

«Скрытое садака гасит гнев Аллаха». (Ибн Асакир)

«За садака данное будучи молодым и здоровым когда и у себя нет денег, в страхе обеднеть, саваба получают очень много». (Муслим])

5 – Заболевший или попавший в трудную ситуацию сам или кто-либо из членов семьи должен давать много садака! Потому что посланник Аллаха сказал:

«Лечитесь от болезней давая садака. Садака отводит все болезни и беды». (Байхаки)

«Спешите давать садака, так как она не пропускает беду». (Байхаки)

«Садака увеличит продолжительность жизни, защитит от плохой смерти, избавит от гордыни и высокомерия». (Табарани)

6 – У садака много фазилята (добродетель). Посещать и присматривать за родными еще больший саваб. В хадис шарифах сказано:

«У дающего много милостыни увеличивается рызк и принимается дуа». (Ибн Маджа)

«У человека есть 360 суставов. Ему каждый день нужно давать 360 садака. Показать дорогу это садака, устранить препятствие на дороге еще одно садака, отдать лишнюю одежду еще одно садака, отказаться от злого обращения тоже садака». (Ибн Сунни)

«Отворить двери для сыла-и рахыма (проведывание родственников) это садака, а садака данное родственникам и милостыня и сыла-и рахым, что в сумме является уже двумя садака». (Насаи)

«Будь проклят тот кто не хочет давать садака». (Исфахани)

7 – Неправильно делать большие расходы тем самым ставя себя и семью в тяжелое положение.

Аллаху тааля восхваляя благочестивых щедрых, говорит:

«Которые в милостынях своих не расточительны и не скупы, но которые держатся середины». (Фуркан 67)

Ислам рекомендует делать добро. В аятах Корана говорится:

«Бог повелевает быть справедливыми, делать добро и быть великодушными». (Нахль 90)

«Делай добро другим, подобно тому как Бог сделал добро тебе». (Касас 77)

«Какая награда, кроме добра, может быть дана добру?» (Рахман 60)

«Делайте добро родителям!» (Ниса 36, Анам 151, Исра 23)

«Бог любит благотворящих». (Али-Имран 134. 148, Маида 13. 93.)

«Бог – с теми, которые делают добро». (Анкебут 69)

«Подай благую весть делающим добро». (Хадж 37])

«.. ибо милосердие Божие близко к благотворящим». (Араф 56)

«Потому что у Бога не теряется награда делающих добро». (Тавба 120, Худ 115)

Говоря о благах данных пророкам Юсуфу и Мусе (алейхимуссалям), было сказано:

«Так награждаем мы делающих добро». (Юсуф 22, Касас 14)

Хадисы где говорится о добрых делах и подарках:

«Аллаху тааля обладатель ихсана. Значит и вы будьте в ихсане!» (Ибн Адый)

«Будьте из числа обладателей ихсана!» (Абу Дауд)

«Добро [ихсан] к родителям увеличивает продолжительность жизни и защитит от плохой смерти». (Абу Нуайм)

«Того кто остался добрым к тому кто не дал, Аллаху тааля поместит в Раю». (Хаким)

«Будете добры к родителям, ваши дети тоже будут к вам добры!» (Табарани)

«Кто хочет долгой жизни и щедрого рызка, пусть будет добр к родителям и посещает родственников [сыла-и рахым]!» (Имам Ахмед)

КАК ПОЛУЧИТЬ СЕМЬСОТ К ОДНОМУ

За доброе дело, данное садака, закят, даются от десяти до семисот, а то и больше савабов (вознаграждении) по уровню ихляса человека. В Священном Коране говорится:

«Те, которые раздают свое достояние на пути Божием, уподобляются зерну, которое дает семь колосьев, а каждый колос – сто зерен. Бог удваивает кому хочет. Бог всеобъемлющ, и всеведущ». (Бакара 260)

(Аллаху тааля обладатель мощи и силы, сделанное им добро не поставит Его в стесненное положение. Он Алим, Ему известно все изначально. Он знает намерение дающего, искренен он или нет.) 

Шайтан обманным путем вынуждает проматывать имущество или наущает скупость и не тратить деньги на доброе, пугая бедностью и нуждой. Не нужно бояться расходовать на пути Аллаха! В Священном Коране сказано:

«Сатана обещает вам бедность и приказывает скупость, а Бог обещает вам [если дадите садака и закят] достаток, всепрощение и милость». (Бакара 268)

Тех кто тратит на пути Аллаха ждут благие вести. Аллаху тааля говорит:

«Те кто подают милостыню ночью и днем, тайно и явно, получат награду от Господа, и не будет им ни страха, ни печали». (Бакара 274)

КОРМИТЬ ЛЮДЕЙ И ДОБРОТА

Правитель, насколько это для него возможно должен кормить людей. Наш пророк сказал: «Обильно кормить рабов Аллаха, увеличивает срок правления и величия». и «Лучшие из вас тот кто дает еду». Человек раб добра.

Фараон, приказывал ежедневно резать 4000 овец, 400 коров, 200 верблюдов, вместе с этим готовилась халва, сладкое, салаты и кормил этим народ Египта и всю армию. Благодаря этому, фараон прожил 400 лет.  

Пророк Муса просил у Аллаха «О мой Господь, уничтожь Фараона.» Аллаху тааля сказал Мусе (алейхиссалям): «Уничтожу его в воде а также и все его имущество а его богатства сделаю рызком твоего народа и его армий».

Пророк Муса (алейхиссалям) стал ждать когда Аллаху тааля выполнит свое обещание. Но прошло несколько лет а фараон все еще был жив продолжал свою ересь.  

Пророк Муса, после сорокодневного поста, отправился на гору Сина, где взмолился:

- О мой Господь, фараон не перестает нас притеснять, когда же он умрет?

Аллаху тааля сказал:

- О Муса, ради тебя Я должен его уничтожить немедленно. Но для  миллионов людей не должен убивать. Каждый день люди едят с его стола, вдобавок к этому в стране есть порядок. Клянусь, пока моим рабам будет щедро раздаривать хлеб и блага, Я его не буду уничтожать.

- О Аллах когда же исполнится твое обещание?

- О Муса, когда фараон перестанет кормить людей, сократит количество еды, я сокращу его жизнь. Таким образом приблизиться его падение. 

Фараон обратился к своему приближенному Хаману:

- Муса собрал вокруг себя своих соплеменников. Это опасно для нас. Неизвестно к чему это приведет. Сейчас казна и запасы провизии должны быть полными, потому что нужно быть готовыми ко всему. Поэтому начнем сокращать расходы на ежедневные обеды для народа. Половину финансирования будем откладывать на запасы. И таким образом, далее, ежедневно будем сокращать расходы на еду.    

Муса (алейхиссалям) узнав об этом понял, что таким образом будет выполнено обещание Аллаху тааля. Потому что чрезмерная экономия, признак скорого разорения. Когда фараон утонул в море, в дворцовой кухне для людей приготовили всего лишь двух очень худых баранов. Таким образом все пришло в полный упадок.

Аллаху тааля полюбил пророка Ибрахима за то, что он кормил людей и за его любовь принимать у себя гостей.

Хатим Таи был восхвален за свою щедрость и уважение к гостям, о чем среди народа ходили легенды. О его щедрости будут помнить до скончания дней. 

Сподвижник пророка Али (радиаллаху анх), не имея денег сделал несколько щедрых жестов. Аллаху тааля восхвалил его в аятах Корана. До Судного Дня будут говорить о его щедрости, мужестве и смелости.

Никакое дело на земле не сравнится по своей доброте, с щедростью и едой данной людям. В хадис шарифах было сказано, «Аллаху тааля щедр с щедрыми», «У щедрого сильная вера», «Лучшее деяние, накормить верующего или обрадовать протянув ему руку помощи».

Если у кого-то есть накрытый стол для людей, но он не является правителем, все равно народ его будет уважать. Не нужно упускать возможность в ежедневном угощений людей. Если кто-то заработал себе имя или пытается заработать себе имя, то добился этого покормив людей.

Плохие поступки неблагодарных и скупых людей будут упоминаться в обоих мирах. В хадис шарифе сказано: «Скупой и неблагодарный не войдут в Рай». Накормить людей это всегда и везде хорошо.

Другие статьи в этом разделе

ПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ

Вопрос: Человек который входит в дом или офис обязательно должен попросить разрешения?

Ответ: По этому поводу, в книге ''Хадика'' говорится:

''Входя в чужой дом, комнату, двор, попросить разрешения является ваджибом. Не нужно входить без разрешения; не постучавшись, не позвонив в звонок, не подав голоса, не поздоровавшись. Даже ро...

ОЖИДАНИЕ ВЗАИМНОСТИ

Щедрость, это когда дают ничего не ожидая взамен. Пока  нуждающийся не попросил. Позаботиться о нуждающихся, дать им пока они не пришли с просьбой, не жалеть что дал, это и есть щедрость. Сберегать, накапливать деньги и вещи на будущее, для непредвиденных ситуации для простого люда не считается скупостью, но такое действие благочестивых ученых, это жадность. Выполнив все требования религий и человеческих качеств можно не считаться скупым, но щедрым такого чел...


Москва

1446 год, 21 - Джамазильаууаль.
2024 год, 23 - Ноябрь.
Имсак 5:44
Фаджр 6:07
Восход 8:12
Ишрак 9:33
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:32
Аср-и Аууаль 14:07
Аср 14:36
Исфирар 15:13
Магриб 16:20
Иштибак 17:40
Иша’а 18:33
Иша’а-и Сани 18:47