НЕПРИЯТНОЕ МОЖЕТ ЛУЧШЕ ДЛЯ НАС
Вопрос: Умирает близкий человек, происходит несчастье. Если не проявлять сабр/терпение, это будет грехом?
Ответ: Этот мир устроен так, что он полон испытаний и трудностей. Другого выхода, кроме как терпеть, нет. Самые ценные три вида терпения: терпение в поклонении, терпение в воздержании от грехов и терпение при бедах и несчастьях.
Нет ничего добродетельнее, чем стойкость при утрате ребенка, имущества, денег, зрения, слуха или при других несчастьях, которые человек не может предотвратить. Терпение в таких случаях — удел сыддиков. Поэтому наш Пророк (алейхиссалям) сказал:
«О Аллах, даруй мне такую уверенность, чтобы несчастья давались мне легко!» (Тирмизи)
Однажды к Пророку (алейхиссалям) пришел человек с жалобами:
«О Посланник Аллаха, я разорен, у меня не осталось денег, я тяжело болен! Пророк (алейхиссалям) ответил: «Нет добра в том, кто не испытал ни разорения, ни нужды, ни болезни. Ведь любимый раб Аллаха подвергается испытаниям». (Абу Дауд)
Ибн Мубарак сказал: «Беда приходит одна. Но если человек начинает причитать и плакать, то беда становится двойной: первая — само несчастье, вторая — потерянная награда за терпение. А ведь эта потеря куда хуже первой».
Шакик аль-Балхи говорил: «Тот, кто не терпит и начинает жаловаться на судьбу, проявляет непокорность Аллаху. Но разве слезы и стоны способны изменить предопределенное?»
Раб неразлучен с тем, что угодно или неугодно его нафсу. В обоих случаях он нуждается в терпении. Если, обладая богатством, благополучием, высоким положением, хорошим здоровьем и другими благами, он не удержится, погрузится в них, привяжется сердцем и пребудет в таком состоянии, то это приведёт к чрезмерной привязанности и выходу за границы дозволенного.
Сказано: «Выдерживать трудности могут многие, но терпеть благополучие и достаток способны лишь сыддыки».
Сподвижники говорили: «Когда мы испытывали трудности и невзгоды, терпеть было легче, чем теперь, когда мы живём в достатке и изобилии».
Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Богатство и дети, только для испытания». (Анфаль 28)
Терпение в отношении благ — это не привязываться к ним сердцем и не восторгаться ими.
Также, как требуется терпение в поклонении, так же оно необходимо и в свершении добрых дел, к которым человек стремится сам. Ведь некоторые виды поклонений, такие как намаз, бывают затруднены ленью, закят — скупостью, хадж — обоими этими факторами, и без терпения их не совершить.
В любом благом деле терпение требуется в начале, середине и конце.
В начале — чтобы искренне сформулировать намерение и очистить сердце от лицемерия, а это непросто.
Во время самого поклонения — чтобы не нарушать его условия и этикет. Например, в намазе не следует рассеянно смотреть по сторонам или думать о постороннем.
После поклонения — чтобы не хвалиться совершённым, не рассказывать об этом другим и не испытывать гордость.
Что касается грехов, то без терпения невозможно удержаться от них.
Чем сильнее желание и чем проще совершить грех, тем труднее удержаться от него.
Поэтому особенно трудно воздерживаться от грехов, совершаемых языком, ведь говорить легко. Тем более, если человек привык к многословию, это становится для него привычкой. Когда слово уже готово сорваться с языка, бывает трудно удержаться от того, чтобы произнести его ради похвалы окружающих.
Терпение необходимо и при словесных или физических притеснениях со стороны людей, а также в ситуациях, которые происходят не по вине человека. Даже если приходится отвечать на зло, важно не выходить за рамки дозволенного.
Сподвижники говорили: «Мы не считали веру полноценной, если она не сопровождалась трудностями от людей».
Аллаху тааля сказал Пророку: «Не угнетай их и возложи упование твое на Бога». (Ахзаб 48)
Если происходит то, что предопределено, и человек проявляет терпение, он получит за это награду. Если же он не проявит терпения и начнёт жаловаться, то впадёт в грех и потеряет душевный покой.
Сообщается, что чем тяжелее испытание, тем больше пользы оно может принести, если человек терпелив.
Всевышний Аллах сказал: «Может быть, то, к чему вы питаете отвращение, вам полезно, и то, что вы любите, вам вредно. Бог это знает, а вы не знаете». (Бакара 216).
В хадисах сказано:
«Верующий подобен пшеничному колосу на ветру: он гнётся, когда ветер его клонит, но поднимается вновь. Грешник же стоит, как сосна, пока его не срубят». (Бухари).
«Верующий, пролежавший больным три дня, очищается от грехов, словно новорождённый». (Абу’ш-Шайх).
«Вы что, хотите прожить без болезней и тревог, как дикие звери?» (Байхаки).
«В течение 40 дней верующий обязательно столкнётся либо с тревогой, либо с болезнью, либо со страхом, либо с потерей имущества». (Кимия-и Саадат).
«У мумина есть что-нибудь из следующих трех неприятностей: Киллет, Иллет и Зиллет» (Кимия-и Саадат). [киллет-бедность, иллет-болезнь, зиллет-притеснение, унижение.]
Имам Газали сказал: «Фараон прожил 400 лет, и за всю жизнь у него ни разу не болела голова и не было жара. Если бы он хоть раз испытал головную боль, мысль о том, что люди должны ему поклоняться, даже не пришла бы ему в голову». (Кимия-и Саадат).
ТЕРПЕТЬ ТРУДНОСТИ
Вопрос: Возникают ли такие физические и духовные сложности, как тяжёлая жизнь и внутренний дискомфорт, из-за большого количества грехов?
Ответ: Нужно раскаиваться (тавба) в грехах и всегда делать хорошие дела. В хадисе сказано: «Где бы ты ни был, в каком бы состоянии ни находился, бойся Аллаха и вслед за плохим деянием соверши хорошее, чтобы оно его уничтожило». (Тирмизи)
Чтобы избавиться от грехов, нужно каяться и делать добро. В Коране сказано: «Поистине, добрые дела устраняют злые». (Худ, 114)
Всякая болезнь лечится противоположным средством. Сердце, потускневшее от грехов, очищается светом добрых дел. Мирские трудности отвращают сердце мусульманина от мирского. В хадисе сказано: «Есть такие грехи, которые очищаются только жизненными трудностями». (Хатиб)
Во всех испытаниях нужно проявлять терпение. Нетерпение не решит проблемы, а возмущение может привести к ещё большему вреду. Даже если верующего уколет заноза или разобьётся стакан, это станет искуплением его грехов. Поэтому любые трудности и тревоги — это великое благо.
В хадисе сказано: «Когда у человека увеличиваются грехи, а добрых дел, которые их уничтожат, нет, к нему приходят трудности, которые искупают его грехи». (Имам Ахмед)
Потеря имущества предотвращает болезни детей и служит искуплением грехов.
Пророк Юсуф (алейхиссалям), находясь в заключении, спросил Джабраила (алейхиссалям), пришедшего его проведать, о своём отце. Джабраил (алейхиссалям) ответил: «Твой отец тоскует по тебе так же, как если бы сто матерей потеряли своих детей».
Тогда Юсуф (алейхиссалям) спросил, какова награда за это терпение. Джабраил (алейхиссалям) ответил: «Он получит саваб ста шахидов».
ТЕРПЕНИЕ ПЛОХОГО НРАВА
Вопрос: Нужно ли относиться к супругу с плохим характером так, как предписано в Исламе?
Ответ: И с притеснителем, и с притесняемым следует поступать согласно велениям Ислама. Что должен терпеть добрый муж, который не обижает свою жену? Если у жены скверный нрав, терпит муж, если у мужа – терпит жена. Тот, кто проявляет терпение в этом испытании, получает великое вознаграждение. А тот, кто совершает зло, вредит прежде всего себе.
Аллаху тааля – помощник угнетённых и терпеливых. Он не оставит ничьего права без воздаяния и одарит терпеливых бесчисленными наградами.
Супругам следует терпеливо относиться к недостаткам друг друга! В хадисе сказано: «Муж, который терпит дурной нрав своей жены, получит вознаграждение, подобное награде Айюба (алейхиссалям) за его терпение, а жена, которая терпит скверный характер мужа, получит саваб, дарованный досточтимой Асие». (Имам Газали)
В Священном Коране сказано, что Аллаху тааля с терпеливыми и одарит их наградой без счёта:
«Поистине, Аллах с терпеливыми». (Анфаль, 46),
«Лишь терпеливым сполна будет дано их вознаграждение без счёта». (Зумар, 10).
Хороший человек – это не просто тот, кто сам не причиняет зла, но и тот, кто умеет терпеть зло, исходящее от других.