О ВАЖНОСТИ НАМЕРЕНИЯ И ВРЕДЕ НАМЕРЕНИЯ БЕЗ ЗНАНИИ

Вопрос: Что значит намерение?

Ответ:

НИЯТ – намерение, пропустить через сердце свои повиновение приказам и деяния которые совершены ради Аллаху тааля. Намерение, принять, пропустить через сердце совершение поклонения. Решить, пожелать исполнить ради Всевышнего Аллаха.

Намерение принимается перед началом поклонения. Намерение недействительно если принято предварительно, например за день. Это называется желание, обещание, стремление. Например, в Ханафи время намерения на пост начинается за день до, начиная до захода солнца и продолжается до следующего дня за час до полудня. Не разрешается принимать намерение до или после этих времен.

При начале намаза, намерение принимается при произнесении ифтитах такбира. Разрешается принять намерение заранее, например выйти из дома для совершения совместного намаза, и встать за имамом не принимая намерения. В Шафии, намерение принимается во время ифтитах такбира, предварительное намерение не разрешено.

Намерение на намаз это, пропустить через сердце название данного намаза, время, Киблу, решение следовать за имамом. Одно только знание того что собираешься сделать не будет считаться намерением. Принимая намерение нужно знать который фарз и который ваджиб будет исполняться. Например, «совершать обязательный сегодня полуденный намаз», зная название фарза или обязательный для данного времени фарз.

Чтобы поклонения оказались действительными, необходимо принятие намерения на совершение их во имя Всевышнего Аллаха. Намерение принимается сердцем. Только лишь произнесенные слова не считаются намерением. Разрешается произнести намерение вместе с намерением принятым в сердце. Намерение сердцем пусть и не похоже на произнесенное намерение, но важнее. Например человек собираясь совершить полуденный намаз, в сердце вознамерится на полуденный намаз, а произнесет ′′собираюсь совершить предвечерний намаз′′, но зная что в сердце собирается совершать полуденный намаз, то его намерение  считается на полуденный намаз, произнесенное языком значения иметь не будет. Но при произнесении клятвы это не так. При клятве, важнее слово  произнесенное языком. 

При адаке тоже важно произнесенное языком. При адаке будет ваджибом выполнить обещание, даже если не предполагали давать такую клятву и произнесли между словом. Потому что при адаке, произнесенное все равно что сказано всерьез, с желанием сделать. И даже если вместо того чтобы сказать ′′собираюсь ради Аллаха выдержать однодневный пост′′ случайно будет сказано ′′… месяц поста′′, необходимо выдержать месяц поста. Здесь не важно что было в сердце.  

Есть обстоятельства про которые наш пророк сказал «Положения которые действительны даже если сказаны в шутку.» Например, если человек в шутку или подыграв кому-нибудь женится при двух свидетелях, то его брак окажется действительным. Или же кто-то шутя с женой, или чтобы напугать жену скажет ей ′′развожусь с тобой′′ то брак действительно окажется расторгнутым. Если человек скажет своему рабу, ′′ты свободен′′, то его раб окажется свободным. Отказаться от своих слов уже не сможет. Если кто-то вознамерился выдержать однодневный пост но ошибся и объявил адак на соблюдение поста в один месяц, то ему нужно выдержать один месяц поста. Так приказывает наша религия.

Действия нашего пророка в качестве обычаев а не поклонений, которые он делал все время, такие как его одежда которую он носил, как он сидел, вставал, начинал хорошие дела справа, называются заваид суннаты. За совершение таких действий есть вознаграждения. Что получить за это савабы, намерение не нужно. Если намерение есть, то можно ожидать много савабов.

Если бид′ат [нововведение] в неком обычае а не поклонениях, в таком случае наша религия этого не отвергает. Если при приеме пищи, ношении  одежды, пользовании транспортными средствами, в строительстве сооружений и домов думают только о мирских целях, не принимая намерения на совершение поклонении, т.е. не думая тем самым приблизиться к Аллаху тааля, то пока все это не препятствует поклонениям или не приведут к совершению харама, бид′атом не будут. [Хадика]

Человек отправляется на хадж или по торговым делам, смотрят по намерению. Если он больше склонен совершить хадж, то получит савабы. Если же более склонен отправится по торговым делам, или же два намерения одинаковые, то вознаграждения не получит. Если выполнил все условия хаджа, то исполнит тем самым только фарз. Этим самым избежит наказания за несовершенный фарз. Если нет никакого намерения на хадж, думает совершить только лишь деловую поездку или едет по другим делам, то никакого вознаграждения не получит. Это означает, покупка билета на один рейс с паломниками, не считается намерением на хадж. В таком случае человек считается сделавшим намерение на путешествие а не на хадж.  

КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕД ОТ ХОРОШЕГО НАМЕРЕНИЯ БЕЗ ЗНАНИИ.

Вопрос: Совершение плохого, всего лишь имея намерение на это, мы согрешим только из-за намерения? Или же мы не сделали ничего хорошего, но есть намерение сделать хорошее. Сможем ли получить за это савабы?

Ответ:

В Исламе очень велико значение намерения. Плохое намерение, смотря какое оно, может быть греховным, а за хорошее намерение всегда есть саваб. Приняв намерение на хорошее и если не претворить его в жизнь, человек получает один саваб. Если мубах совершен с хорошим намерением, то дается саваб. Если совершен с плохим намерением, будет грех. Приведем три примера:

1 – Есть и пить, мубах. Если при употреблении пищи принимается намерение набраться сил для выполнения указаний Ислама и избежать запретного, то это следование Исламу, за это есть саваб. Если намерение на совершение греха, грех.

2 – Сон мубах. Если ложатся спать для того чтобы легче исполнялись поклонения, то за это есть вознаграждения. Если ложатся спать для совершения какого-либо харама, совершит тем самым грех. А тот кто лег спать без всяких мыслей, не получит никаких савабов.

3 – Одеваться в чистую и хорошую одежду с хорошим намерением, мубах. Если это делают чтобы выполнить сунну, показать величие нашей религий, то это благое дело, а если для показухи или для хвастовства то грех. Потому что Всевышний Аллах не дает савабы за чистую и красивую одежду человека. Саваб или грех дается по намерению.

Если исполняют что-либо с плохим намерением, то это грех. Три примера:

А – Приходить в мечеть, оставаться в мечети, повиновение Исламу. Если отправляться в мечеть с мыслью посетить любимое место Аллаху тааля, то это саваб. Если пребывают в мечети с намерением дождаться начала намаза, для размышлений об Ахирате, послушать проповедь, то для каждого намерения есть отдельный саваб. Если намерение плохое, например выкрасть обувь или вычислить людей совершающих намаз и доложить о них злодеям, то входить в мечеть будет грехом.

Б – Изучать естественные, гуманитарные, технические науки, это подчинение Исламу. Если учиться чтобы узнать Аллаху тааля и служить людям, защищать родину от врагов, то Аллаху тааля даст вознаграждение. Но изучать чтобы применить знания в плохих целях, грех.

В – Быть среди людей для соблюдения их прав, это подчинение, послушание Исламу. Давать садака бедняку это хорошо, но дать садака азартному человеку и бедняку который имеет однодневное пропитание, грех. Хадис-и шариф, «Деяния оцениваются по намерениям», сообщает нам что савабы за повиновение и мубахи будут даваться согласно намерениям.

Грехи, совершенные с хорошим намерением, не перестают оставаться грехом. Три примера:

1 – Женщина отправившись на обязательный для нее хадж без сопровождения махрама, совершает тем самым харам. Если девушка отправится в Америку для распространения Ислама без махрама, тем самым совершит грех. При хорошем намерений, харам не становится халялем

2 – Если девушка христианка поставит условие мусульманину, ′′пошли со мной в клуб и я приму Ислам′′, то мусульманину не разрешается танцевать с ней или совершать другой грех даже с хорошим намерением. Не дозволяется выпивать с кафиром или совершать любой другой грех чтобы вовлечь его в Ислам.

3 – Чтобы не расстраивать людей, для выполнения хадиса «Обрадовавший верующего, обрадовал Аллаху тааля», севший за один стол с выпивающими спиртное, будет грех. Запрещено и строительство мечети на деньги полученные запретными путем. Тот кто избегает харама с хорошим намерением [из-за страха перед Аллахом], получит саваб. Тот кто отказывается по другим причинам, саваба не получит. Избежит только греха.

Три примера для фарза.

1 – Хадж, обязателен. Но если едут на хадж чтобы воровать деньги паломников, чтобы иметь статус паломника-хаджи и тем самым получить доверие людей, то в таком случае человек считается выполнившим долг и избегает наказания за невыполнение фарза, но не получает вознаграждения и совершает грех. 

2 – Соблюдение поста, фарз. Пост окажется недействительным если не ели только потому что это полезно для организма. Если постились имея намерение также и потому что это полезно для здоровья, если такое намерение преобладало, то вознаграждения не будет. В подобном случае человек выполняет только фарз.

3 – Намаз, фарз. Но если совершающий намаз не думает о выполнении обязанностей раба а относится как к гимнастике, то намаз окажется недействительным, это всего лишь спортивное занятие. Веления Ислама выполненные для мирских целей недействительны. А мирские деяния выполненные для Ахирата, принимают облик поклонения.

Про хорошее намерение:

Человек спас в лесу медведя у которого ноги остались зажатыми между толстыми ветвями. Медведь в качестве благодарности, принес своему спасителю большую соту меда. Человек поел мед и лег спать. Но почувствовавшие запах меда насекомые начали садится на лицо спящего человека. медведь начал отгонять их от спасшего человека. Но насекомые не унимались и мешали спать и медведь, чтобы убить насекомых поднял большой камень и начал бить насекомых сидящих на лице человека насекомых. Чем все это закончилось конечно же понятно. Так как медведь не обладает знаниями, его хорошее намерение вместо пользы, навредило.

СЛОВО, ДЕЛО ИЛИ НАМЕРЕНИЕ?

Вопрос: что в Исламе важнее, слово или намерение?

Ответ:

В Исламе где-то важно слово а где-то важнее намерение, в каких-то случаях придается значение действию. Приведем несколько примеров:

Когда важнее сказанное:

В НИКАХЕ:

Если человек в шутку или играя в роли, при двух свидетелях женится, то женится на самом деле.

РАЗВОД:

Если человек в шутку, разыгрывая или пугая жену произносит ′′развожусь с тобой′′, то жена тем самым действительно получает развод. В хадис-и шарифе сказано: «Тот кто женится или разводится после процесса говорит что сделал это в шутку, то его брак и развод остаются действительными.» [Табарани]

Недействителен развод если есть только намерение. Условием развода является устное произношение, в письменном виде или иными способами. Например если написано письмо, состоялся телефонный разговор, записанное в аудиосообщений, электронное письмо для развода будет действительным.

ОТКАЗ, ИЗМЕНЕНИЕ РЕШЕНИЯ:

Если сказать жене ′′развожусь с тобой′′, затем изменит свое решение сказав что это была шутка, то считается отказавшимся от развода. В хадис-и шарифе сказано: «При трех положениях шутка воспринимается действительным. Брак, развод и отказ от развода.» [Тирмизи]

АДАК [обещание]:

Если при обещаний не было никакого намерения, но было сказано случайно, то выполнить обещание будет ваджибом. Потому что при адаке, сказанное не подумав, равняется сказанному серьезно. И даже в случае когда хотели сказать ′′буду поститься один день′′ невольно было произнесено ′′поститься один месяц′′, то нужно будет соблюдать пост один месяц. Здесь важно слово, намерение нет. [Дюрар]

Точно также, назначая адак, вырвалось зарежу курбан, то в этом случае важно сказанное. Нужно будет в курбан байрам сделать жертвоприношение. 

ПРИ КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ:

Если после завершения сделки, продавец или покупатель скажет это было не серьезно, отказываюсь от сделки, то значения это уже иметь не будет. При купле-продаже придается значение слову, намерение не имеет силы.

В Исламе разрешено продавать в рассрочку. Автомобиль купленный за 20 тысяч, в рассрочку можно продать за 30 тысяч. Если покупатель согласен, можно продавать и за 40 тысяч. Если только продавец не говорит что это процент. А если говорит что разница в цене это плата за расходы, то это разрешено. Т.е., придается значение сказанному слову.

ПОДАРОК:

Если заимодавец сказал должнику что дарит долг, а после скажет что это была шутка, то от своего подарка уже отказаться не может. Важно сказанное слово а не намерение.

КЛЯТВА:

Клятва в сердце недействительно, важно произнесенная клятва.

КУФР:

Если человек в шутку скажет что хочет быть христианином или одобрит совершающего грех то станет кафиром.

Когда намерение важнее слова:

Если человек собирается совершать полуденный намаз, но произносит слово ′′аср намаз′′, зная в сердце что собирается совершать полуденный намаз, принял намерение на полуденный намаз, то он на самом принял намерение на полуденный намаз, произнесенное им значения иметь не будет. А если предоставить обратную ситуацию, вставая на полуденный намаз, посчитал это аср намазом, принял намерение на предвечерний намаз, но язык его произнес намерение на полуденный намаз, то его намаз окажется недействительным.

ОГОВОРКА:

Оговорившись, произнеся вместо ′′ты мой Господь′′ ′′ты мой раб′′, грех не совершают.

Намерение не важно, важнее действие:

Греховные деяния. Например прослушивание музыки для отдыха, грех. Когда неверующая девушка предлагает, ′′если пойдешь со мной в клуб, стану мусульманкой′′, то мусульманину идти танцевать или же сделать другой грех с хорошим намерением не разрешается. Хорошее намерение недействительно, а грех будет настоящим. Хадис пророка, «Деяния зависят от намерении.» сообщает что вознаграждения за покорность и мубахи можно будет получить согласно тому с каким намерением они были сделаны. А грехи, с каким бы хорошим намерением они не были сделаны, не перестанут быть грехом.

Недействительно действие, действительно намерение:

Чокаться посудой при питье воды, будет грехом. Потому что это подражание грешникам. В хадис-и шарифе сказано:

«Пить воду как алкоголь, харам.» [Радд-уль мухтар]

Совершает грех также и тот кто своровал свое имущество которое находилось в чужом доме. Потому что намерение было на воровство. Но вместо того чтобы взять имущество соседа, по незнанию украл свое же имущество.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И НАМЕРЕНИЕ И ДЕЯНИЕ:

Читающий Коран получает саваб. Если намерение такое чтобы Аллаху тааля оказался им доволен, чтобы получить вознаграждение, то это занятие будет поклонением и можно получить очень много вознаграждении. То же самое и с омовением. Человек без омовения войдя в море, или же стоя на берегу упав в воду, то с этим омовением может совершать намаз. Если примет намерение и на омовение и на гусль, то получит вознаграждение за поклонение и опять же с этим омовением может совершать намаз.

ДЕЯНИЕ И ПОКЛОНЕНИЕ КАК РАЗНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Вопрос: Можно совершать поклонения потому что они полезны, например поститься потому что это полезно для организма?

Ответ:

В приказах и запретах Ислама есть многочисленные пользы для земной жизни и Ахирата, и вместе с этим нужно принимать намерение на выполнение приказов Всевышнего Аллаха и выполнить свои обязанности как раб. Действие которое выполнено без подобного намерения не будет поклонением. Это будет обычным делом которое не имеет отношения к религий Аллаха. Если человек совершает намаз не имея намерения выполнить приказ Всевышнего Аллаха, исполнить свой долг, а как гимнастическое упражнение, то намаз его будет недействительным. Это не поклонение а спортивное упражнение.

Важность намерения настолько высока, что какой-либо приказ нашей религий которое исполнено в мирских целях не будет действительным. Будет считаться земной деятельностью. А в случае когда какое-либо мирское деяние исполняется ради Ахирата, то будет засчитано как поклонение. Верующий человек получает саваб даже за кусочек еды которую дал своей жене. Человек который понял это, не упустит возможность получения саваба. Если люди во всех своих делах, и даже в своих поклонениях привыкает удовлетворять свои личные интересы, финансовую выгоду, то это порождает корыстолюбие и эгоизм. Но наша религия требует не выполнять подобные прихоти нафса, очищать нравственность и сердце, становится лучше.    

То что следование Исламу и совершение поклонений не строятся на земных интересах, ясно понимают обладатели разума. Об этом говорится в следующих аятах:

«Кто хочет пахать поле будущей жизни, того пашня будет увеличена: кто же хочет пахать поле этого мира, получит его, но ему не будет доли в будущей жизни.» [Шура 20]

«Кто желал, скоропреходящего, тому Мы быстро дали то, что хотели. Кто же хотел будущей жизни будучи верующим, того старания угодили Бога» [Исра 18, 19]

«Кто желает жизни этого мира и прелестей ее, тех вознаградим за дела их, они буду обижены. Сделанно ими обратится в ничто; их дела пропадут попусту.» [Худ 15, 16]

Для получения саваба необходимо появление намерения, оно должно быть. Если невозможно совершить действие, то одно только намерение уже хорошо. И даже в хадис-и шарифе сказано: «Намерение мумина лучше его деяния.» [Табарани, Хатиб-и Багдади, Зия аль-Макдис]