О ВЗЯТКАХ

Вопрос: Каково место взятки в Исламе?

Ответ:

Наша религия запрещает использование имущества полученного путем грабежа, а также любую прибыль полученную путем злодеяния, воровства, в виде взятки, процента, выигрыш от азартной игры и другими подобными коварными путями. В Священном Коране сказано: «Не растрачивайте состояния попусту; не приносите его судьям с целью поглощать несправедливо состояние других людей!» [Бакара 188]

Получение материальных ценностей чтобы выставить виновного невиновным, ошибку правильным, недостойного достойным, будет взяткой. Нельзя становится посредником для подобных, противоречащих нормам нашей религий действиям! Потому что наш пророк (алейхиссалям) сказал:

«Пусть Всевышний Аллах проклянет получившего, давшего, ставшего посредником взятки.» [Хаким]

«Получивший и давший взятку окажутся в Аду.» [Табарани]

Деньги или какие-либо предметы вытребованные от жениха отцом или родственниками невесты, будет взяткой.

Требовать взятку за прием на работу недостойного претендента, ничто иное как дать управление государством людям без квалификации. Это может привести к потере независимости государства.

Как и взятка полученная преподавателем от неспособного студента, станет причиной того что некомпетентный человек со временем займет руководящую должность.

Дать взятку для того чтобы документы быстрее попали в обработку, ничто иное как посягательство на права других людей документы которых были поданы раньше.

Освобождение от работы [больничный] выданный врачом за взятку для здорового работника, становится причиной нарушения дисциплины и разрушения государственного строя.

Разрешения данные администрацией за взятку на незаконное строительство или строительство без разрешительных документов и другие подобного рода взятки, посягательство на доверенную должность. 

Человек без веры, так как не боится Всевышнего Аллаха, где нет контроля закона может сделать любую подлость. Но мусульманин, зная что он все время находится под наблюдением Аллаху тааля, не будет пачкать свое имя взяткой и другим грехами. Если мусульманин вмешивается в такие грязные дела где присутствует взятка, то можно понять что он не испытвает страха перед Аллахом или же не очень боится Аллаха. Поэтому, взятка полученная мусульманином не остается его личным грехом, это еще и предательство по отношению к Исламу. В итоге, это порок который тянет вниз нацию и духовно и материально. Помогать нуждающемуся в помощи, обязанность каждого человека.   

Борьба с взяточничеством, которая в нашей религий является большим грехом, которая может привести целые народы к несчастью, возможна если обладать мусульманской нравственностью. Потому что мусульманин обладающий исламской нравственностью не нарушает законы, также он против нарушения закона. Из-за того что мусульманин боится Всевышнего Аллаха, он избегает участия в взяточничестве также как и избегает встречи со львом или змеей. И поэтому дать нашим потомкам мусульманскую нравственность, наша главная обязанность.  

Не правильно когда люди занимающие государственные посты, берут подарки за предоставленные услуги.

Во времена правления Умара (радиаллаху анх), его жена отправилась в деревню, где местные женщины осыпали ее подарками. По возвращению домой, Умар спросил откуда подарки. Жена рассказала что от деревенских женщин.

«Не будь я халифом, никто бы тебе не дарил подарки. Почему они не делали тебе подарки когда я не был халифом?» и приказал сдать все в байт-уль мал [государственная казна].

Взятка, один способов незаконного обогащения. Грех во всех религиях. Взятка в большинстве стран незаконно, рассматривается как преступление против государственного строя.

Распространение взяточничества, из признаков приближения Судного Дня. В хадиси шарифе сказано:

«Наступят такие времена, взятку будут получать и давать как подарок, как назидание, для принуждения будут убивать невинных людей.» [Имам Газали]

Получение взятки большой грех. Но разрешается дать взятку для сохранения жизни, прав и достоинства. В хадис-и шарифах сказано:

«Кто может защитить свою веру и достоинство материальными средствами, пусть сделает это.» [Хаким]

«Каким бы способом человек не защитил свое достоинство, это будет садака.» [Абу Яла]

Вопрос: Будет ли грехом взятка данная чтобы стать богатым, для защиты своей веры и достоинства?

Ответ:

Ученые ислама сказали: «Перед Судным Днем, деньги будут являться оружием мумина. Человек будет защищать свою жизнь, веру и достоинство при помощи денег.» В хадис-и шарифе сказано: «Перед приближением Судного Дня, обладание богатством будет счастьем.» Деньги данные для сохранения жизни и чести не грех, наоборот за это будет дано вознаграждение. В хадис-и шарифе сказано: «Защищайте честь и достоинство деньгам!», «То что человек дал для защиты чести и достоинства, данное им за себя садака.» Тому кто не имеет богатства нужно быть благодарным Аллаху за свое положение, проявлять терпение своей бедности.

За богатство, чем оно больше, потребуется давать отчет, а если оно приобретено запретным путем то будет наказание.

В Священном Коране говорится:

«Тогда у вас спросят отчет в удовольствиях этого мира.» [Такасур 8]

Не стоит хвастаться богатством. Оно сегодня есть, завтра может не быть.

Материальные ценности и деньги которые были заплачены для выполнения фарзов и для защиты от харамов не будут подкупом. Запрещено брать взятку. [Раздел о хараме, халяле и сомнительном.]

Разрешается дать взятку, налог за совершение хаджа. Дать взятку для защиты жизни, имущества, своего права, разрешено всегда. Будет грехом вымогать взятку [раздел о хадже]  

Сказанное выше говорит о явном запрете взятки. Чтобы выполнить хадж, можно дать взятку. Все нападки на книги «Саадати Абадия» и «Ибни Абидин» ничто иное как невежество или же плохое намерение.

ДАЧА, ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Вопрос: Может ли человек путем подкупа защитить свою веру, имущество, честь или же для спасения кого-либо от злодеяния других?

Ответ: по этому поводу в Ибни Абидине пишется:

′′Материальные средства попавшие в руки человека в виде взятки, не становятся его имуществом.давший взятку может потребовать вернуть. Если взятка была дана самовольно, то потребовать обратно не может. Но для получившего, возвратить будет ваджибом. Если какому-либо алиму прежде дали материальные средства чтобы стал его заступником или чтобы спасти от злодеяния, то это будет взяткой. Но алиму можно взять подарок который преподнесли после. Просить предварительно, харам. Было сказано что подарки которые дают предварительно можно брать, как и подарки учеников своим наставникам. Если есть вероятность возникновения опасности для веры, имущества, жизни, то разрешается заплатить взятку. То что дано для защиты веры, имущества и жизни, защиты от зла притеснителя и спасения своих прав, не считается взяткой и подкупом. Для того кто взял, это будет грехом.′′

Материальные средства данные для получения возможности исполнять фарзы и избежать харамов не считаются взяткой. Грех брать такое . В «Ибни Абидине» где разъясняется о запрете на взятку, различают 4 вида взятки. Давать взятку чтобы стать муфтием, судьей, губернатором, и дать взятку, будучи правым, чиновнику, судье, харам также как и брать перечисленным людям. Потому что брать что-либо за то что обязан [ваджиб] делать, не разрешено. Подарки, которые вручили после, не считаются взяткой. Можно дать взятку чиновнику или посреднику, чтобы избавиться от злодеяний чиновников или же для получения своего по праву, защиты своей веры, имущества, жизни, достоинства. Запретно [харам] требовать за это деньги. Запретно получать и давать для осуществления злодеяния.