1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ЩЕДРОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ

Вопрос: В чем добродетель щедрости?

Ответ: Немного поклонений совершенных щедрым выше огромного количества поклонений скупого, также щедрый невежда выше скупого ученого. В хадис шарифе сказано:

«Аллаху тааля, в отличий от скупого который денно и нощно совершает поклонения, намного больше любит щедрого». (Тирмизи)

«Для Всевышнего Аллаха щедрый не знающий, лучше скупого алима. Потому что скупость очень тяжелая болезнь». (Дара Кутни)

Иман [вера] щедрого человека сильная, у скупого слаба. В хадис шарифе говорится:

«Щедрость исходит от сильного имана. Человек с сильной верой не войдет в Ад. Скупость, происходит от мнительности, подозрения. Тот кто сомневается в вере, не войдет в Рай». (Дейлеми)

«В сердце раба не будут одновременно находиться скупость и вера». (Несаи)

«Щедрый ближе к Аллаху, людям, Раю и далек от Ада. У скупого же все наоборот». (Тирмизи)

«Будьте щедры чтобы и Аллаху тааля проявил к вам щедрость! Усвойте для себя, жадность от неверия, а место неверия в Аду». (Дейлеми)

По отношению к щедрому, даже если он не мусульманин, наказания в Аду не будут такими сильными как для других кафиров. В хадис шарифе сказано:

«Когда щедрый кафир будет входить в Ад, Аллаху тааля скажет главному ангелу Ада по имени Малик – Помести его в более легкую сторону Ада в соответствий с его щедростью». (Дейлеми)

Заработок, имущество щедрого имеет благость. Его богатство увеличивается в соответствий его щедрости. В хадиси шарифах было сообщено что гость приходит со своим рызком, оставляет после себя благостей на сорок дней, садака не уменьшает имущество.

Нужно прилагать усилия чтобы быть щедрыми, избегать жадности! В хадиси шарифе сказано:

«Избегайте скупости, держитесь от нее как можно дальше! Скупые жившие до вас, погибли». (Муслим)

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СКУПОСТИ - СТАТЬ ЩЕДРЫМ

Вопрос: Что такое жадность? Что нужно предпринять чтобы стать щедрым?

Ответ: Для того чтобы перестать быть скупым и стать щедрым, нужно как следует изучить скупость и какой вред оно может нанести в Ахирате, а также изучить чем полезна щедрость и поверить в это. В хадис шарифах сказано:

«Все авлия [друзья] Всевышнего Аллаха люди щедрые и обладатели прекрасного характера». (Дара Кутни)

«Авлия разряда Абдал, войдут в Рай не потому что совершали много намазов, много постились, а по причине своей щедрости и наставлениям которые давали людям». (Абу Нуайм)

«Рай, место обитания щедрых». (Абушшейх)

«В раю есть дворец щедрых». (Табарани)

«Мой Господь сказал: «Я сделал Ибрахима другом потому что он щедрый»». (Табарани)

«Не жадный человек и человек который не достает жалобами других, представительная часть народа». (Абушшейх)

«Щедрый таков потому что хорошего мнения [хусни зан] об Аллаху тааля. А жадный и скупой человек таковой потому что плохого мнения (су-и зан) об Аллахе». (Абушшейх)

«Щедрость, райское дерево ветви которой распростерлись на этот мир. Того кто ухватится за его ветви, дерево поднимет в Рай. А скупость, дерево из Ада которое распустило свои ветви на этот мир. Тот кто ухватится за ветвь этого дерева, попадет в Ад». (Байхаки)

«Аллаху тааля любит хороший характер с щедростью, не любит плохой характер с жадностью». (Барика)

«Я гарант, щедрый войдет в Рай, скупой войдет в Ад». (Исфахани)

«Еда от щедрого лекарство, от скупого, болезнь». (Дара Кутни)

«Тому кто нуждаясь решил помочь другому, будут прощены грехи». (Ибни Хиббан)

В Священном Коране асхаби кирам восхваляется так: «… забывая собственные нужды, они предпочитают гостей своих самим себе» (Хашр 9)

«Если будете щедрыми, то Аллаху тааля и к вам будет щедр в добре». (Дейлеми)

(Примечание: такие хадисы как «Скупой не войдет в Рай», «Скупость это неверие» нужно читать с толкованиями. Без толкования может быть неправильно понято. Скупость, каким бы плохим оно не было, все же не является неверием. Это означает: «Жадный, пока не получит наказания за грехи, не войдет в Рай.» А если вознаграждений больше совершенных грехов, то отправится в Рай не попадая в Ад. Может войти в Рай получив прощения Аллаха или заступничество.

Таков и хадис «Щедрый ближе к раю» т.е. если у щедрого человека нет веры, то он навечно останется в Аду. Если человек верующий и у него много савабов, отправится в Рай. По вероучению ахли сунна нет такого утверждения что человек с хорошими делами войдет в Рай, а тот кто совершает плохие дела, непременно попадет в Ад. Если у верующего грехов больше чем савабов, то не получив прощения или заступничества, он пройдя через наказания в Аду, отправится в Рай. А тот у кого нет веры, сколько бы добра он не сделал, ничто из этого не спасет его от Ада. (Ислам Ахлакы))

ЧТО БЫЛО СКАЗАНО О ЩЕДРОСТИ

Вопрос: Что такое щедрость, кого называют щедрым?

Ответ: Щедрость – это доброта, жертвование ничего не ожидая взамен. Будет выглядеть недостойно, если дают и ожидают взамен благодарности, восхваления. 

У некоего великодушного человека спросили:

- Вы много помогаете нуждающимся. Но вынуждены ли они быть вам признательны?

- Никто из них не вынужден показывать свою благодарность. Так как я поступаю так что они не остаются мне обязанными в чем то. Когда даю, я воспринимаю себя половником в руках повара. У половника нет права ожидать хвалы и благодарности. 

Один из праведников сказал:

′′Меня поражают люди которые могут скупить все вокруг, но при этом не потратят деньги на угощение людей.′′

У одного бедуина спросили – Кто ваш господин? Он ответил – Терпящий наши неподобающие слова, дающий просящим, закрывающий глаза на наше невежество.

Хусейн, сын сподвижника пророка Али сказал: Не считают щедрым того кто говорит ′′Я не даю просящему′′. Истинный щедрый тот кто выплачивает права Аллаха смиренным людям, не ждет за это благодарности и делает это только ради Всевышнего Аллаха.

ПРИВЯЗАННОСТЬ К БОГАТСТВУ

У досточтимого Хасана Басри спросили:

- Что такое щедрость?

- Тратить средства ради Аллаха.

- Что делать чтобы сохранить деньги?

- Тратя на пути Аллаха.

- Что такое исраф?

- Тратить из-за любви к богатству и положению в обществе.

У людей разный уровень щедрости и скупости. Например действие бедняка может быть воспринято нормально а тот же поступок богатого будет предосудительным. То что для чужих выглядит нормальным может осуждаться в кругу семьи. То что у молодых выглядит нормальным, может не понравиться старшими. Некое действие сделанное мужчиной может быть плохим, но если будет выполнено женщиной, то будет вполне нормальным.

Возвращать купленное которое имеет незначительный недостаток, от жадности. Когда тут же прячут еду увидев в окно входящего гостя, скупость.

Также не считаются щедростью когда дают чтобы получить мирское и удовлетворить прихоти нафса. Щедрость-это способность человека бескорыстно делиться с другими людьми какими-то своими материальными ценностями. А духовная щедрость - это способность человека пожертвовать своей жизнью на пути Аллаха и только ради любви Аллаха, не ожидая получить что-либо взамен.

Богатство не дается человечеству ради пользы. Хранить и не тратить, не использовать для пользы является скупостью. Полезное, то что с точки зрения религий и муруввата выглядит хорошим, достойным. Мурувват – быть полезным, сделать доброе. Быть человечным, значит быть мужественным.

Другие статьи в этом разделе

ЗАГЛАЗНОЕ ОСУЖДЕНИЕ; ХУЛА (ГЫЙБА)

Гыйба – это когда кто-либо говорит другому лицу о недостатках отсутствующего мусульманина или других людей с целью высмеять или обвинить его. Гыйба в Исламе запрещена – Харам! Если человек, о котором говорят, не знаком собеседнику, то это не Гыйба. Заглазное обсуждение недостатков фигуры человека, его родословной, кругозора, а так же обсуждение недостатков его одежды, имущества, недостатков животных, принадлежащих этому человеку, – все это является Гыйб...

ВАЖНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ

Вопрос: Говорят лучше входить с правой или левой ноги, начинать справа, придается значение нечетному количеству. Совершим ли мы грех если не станем этого делать? Почему мы должны сосредотачиваться в таких моментах?

Ответ:

Это называют сунной связанной с традицией. Не исполнять их не будет грехом. И даже не будет макрухом. Но следование традициям пророка, дает человеку возможность обрести многое в обоих мирах и может открыть дорогу различно...


Москва

1445 год, 11 - Шаууаль.
2024 год, 20 - Апрель.
Имсак 2:00
Фаджр 2:31
Восход 5:01
Ишрак 6:10
Зауаль карахат 12:13
Зухр 12:44
Аср-и Аууаль 16:40
Аср 17:41
Исфирар 19:02
Магриб 19:58
Иштибак 21:17
Иша’а 22:32
Иша’а-и Сани 23:01