ЧТО ТАКОЕ ЗИКР?
Вопрос: Что такое зикр, как правильно читать зикр?
Ответ: досточтимый Сайид Абудлхаким Арваси говорит:
Зикр – помнить, вспоминать, упоминать. А помнить нужно сердцем. Не выговаривая языком. Сейчас знают о трех видах зикра:
1 – Зикр языком, выговаривая слова. Произношение языком не происходит вместе с сердцем. В зикре который только лишь произносился языком, нет особой пользы для сердца. Появляется саваб за поклонение. 22-ой аят суры Зумар передает: «Горе тем, чьи сердца черствы к учению Божию».
2 – Зикр который сделан только сердцем. Язык молчит. В переводах трех аятов сказано:
«Призывайте Бога в смирении и тайне!» [Араф 55]
«Сердца успокоятся только тогда когда воспоминают Бога.» [Рад 28]
«Помышляй в душе твоей о Господе!» [Араф 205]
Об этом зикре сказано еще во многих аятах и бесчисленных хадис-и шарифах а также в трудах ученых Ислама.
3 – Зикр и сердцем и произносимый языком. Праведники-авлия, по достижению определенных вершин, могут совершать такой зикр. Зикр сердцем, впервые был сделан в самое первое переселение пророка, в пещере горы Савр, когда пророк повелел хазрат-и Абу Бакру сесть поджав под себя колени и закрыть глаза и совершать зикр сердцем. В переводе двух аятов сказано:
«О верующие, бойтесь Бога и будьте вместе с справедливыми.» [Тавба 119]
«Не отталкивай тех, которые призывают Господа вечером и утром, желая видеть лик Его.» [Анам 52]
Переводы эти двух аятов передают о рабыте (духовной связи) с праведниками. Эта связь, следование хадису «Думать о тех кого любит Всевышний Аллах, служит причиной милости Аллаха.» Есть подобные этому хадисы и аяты.
Досточтимый Мазхар Джан-ы Джанан говорит:
Различают три вида зикра:
1 – Произносимый только языком, когда совсем нет участия сердца. Пользы от такого зикра никакого нет
2 – Который не произносится вслух, который читается только в сердце. В тасаввуфе этот вид зикра называют Зикр-и хафи. Это зикр в котором упоминается только Аллах. При этом размышляют только о свойствах Всевышнего Аллаха. Если размышлять о благостях данных Аллахом, то это будет тафаккуром.
3 – И сердцем и произношением. Если произносится вслух так чтобы было слышно самому, это называют Зикр-и хафи. В аятах Священного Корана приказан этот зикр. Если слышно другим, то это называют зикр-и джахри. Аяты Корана и хадисы пророка говорят что зикр-и хафи предпочтительней зикр-и джахри. Зикр-и джахри которому пророк обучил Али (радиаллаху анх) на самом деле значит что это зикр-и хафи. На это указывает то как пророк перед этим повелел Али прикрыть дверь. [Макамат-и Мазхарийа]
Зикр нужен для того чтобы вывести из сердца все кроме любви к Аллаху тааля, все что тянет сердце к другому кроме любви к Всевышнему Аллаху. Лучшее лекарство которое отучит сердце от привязанности к мирскому – зикр. В хадис-и шарифе сказано: «Совершайте зикр, облегчайте груз который лежит на сердце!» Для этого, ''Чтобы добиться расположения Всевышнего Аллаха, нужно отрезать все нити которые привязали сердце к созданиям, спасти сердце от мирских наслаждений. Нет лучшего лекарства для спасения сердца, чем зикр.'' [Тафсир-и азизи]
Поминание Аллаха возможно произнося Его имена или увидев Его любимого друга. Потому что в хадис-и шарифе сказано: «Когда их видят, вспоминают Аллаха.» Когда слышат или выговаривают Его имя на ум может прийти что нибудь другое. Такое поминание Аллаха ставится под сомнение. Чтобы всегда поминать Аллаха, необходимо ежедневное поминание по несколько тысяч раз. Было сообщено что когда смотрят на авлия с любовью, веруя в его праведность, то обязательно вспомнят об Аллахе. Видеть можно глазами, но представить себе как выглядит авлия, тоже что и увидеть его воочию и дает повод вспомнить об Аллахе. Такое представление в сердце, называется Рабыта и оно спасает сердце человека от размышлений другого кроме Всевышнего Аллаха и к тому что приводит чистое сердце к ихлясу.
Имам Раббани в 231-ом и 266-ом письмах сообщает что зикр произносимый громко является нововведением.
ХАТМ-И ХАДЖАГАН
Вопрос: Как читается хатм-и хаджаган Имама Раббани?
Ответ: Хаджа – мусульманский наставник, хаджаган – наставники. Хатм – прочитанный от начала до конца Священный Коран или зикр. Хатм, также называют хатим или хатма. Хатм-и хаджаган, вид зикра который читается в накшибандийском тарикате. Его то и называют хатм-и хаджаган.
Ежедневно читаемый 500 раз калима-и тамджид «Ля хавля ва ля куввата илля биллях-иль алийуль азыйм» но перед началом и затем по окончаний прочитать сто салаватов пророку, называют хатм-и хаджаганом Имама Раббани. Последователь ахли-сунна и уважающий Имама Раббани, должен выучить этот зикр и ежедневно его читать не пропуская.
Имам Мухаммед Масум говорит:
Для защиты от невзгод и бед, для достижения поставленной цели, нужно читать 500 раз «Ля хавля ва ля куввата илля билляхиль алийуль азыйм», перед началом и по окончаний прочитать сто салаватов. [2/33]
Этот зикр может быть прочитан за несколько раз. Не обязательно при этом иметь омовение. Но конечно же лучше если будет омовение.
Для исполнения желании и избавления от трудностей, калима-и тамджид нужно читать 500 раз. Это хатм-и хаджаган Имама Раббани (рахметуллахи алейх). [Бесценные писания]
Чтобы упредить будущие несчастья поджидающие нашу религию и нас самих, каждый день нужно 500 раз читать калима-и тамджид! [Тафсир-и Мазхари]
Досточтимый Имам Раббани наставлял читать ''ля хавля ва ля куввата илля биллях-иль-алийуль азыйм'' чтобы защитить от джина и в моменты страха. [Баракат, Саадат-и абадийа]
В хадис-и шарифе сказано:
«Чтение ''ля хавля ва ля куввата илля биллях-иль-алийуль азыйм'' средство от 99 невзгод. Самое незначительное которое это избавление от трудностей». [Хаким, Абу Нуайм]
Чтение салаватов пророку имеет такую же важность как и произнесение калима-и тамджид. В хадис-и шарифе сказано:
«Тот кто ежедневно читает сто салаватов, отдалится от лицемерия и огня Ада а в Судный День будет находиться рядом с шахидами». [Табарани]
Хатм-и хаджаган, это чтение и салаватов и калима-и тамджида.