КАК ИЗМЕРЯЕТСЯ УМ?
Вопрос: Может ли человек понять что он умен?
Ответ: Да. Человек может сам это понять. Умным называют того кто понимает что ему выгодно и что ему может навредить. Того кто думает о выгоде этого мира и ахирата, называют умным. А того кто думает только о выгоде этой жизни (пусть даже проживет сто лет) и не думает о вечной будущей жизни называют глупым. Быть умным очень ценно. Приведем три хадис шарифа:
«Самые уважаемые люди перед Аллахом – те у кого больше ума». (И. Газали)
«У глупого нет и веры». (Тирмизи)
«Умный человек обретает веру». (Байхаки)
Значит умный - тот кто думает о будущей своей жизни. Приведем несколько хадис шарифа:
«Умный человек это тот кто уверовал в Аллаха и пророка и совершает поклонения». (Ибн Мухбар)
«Величина ума измеряется величиной богобоязненности». (И. Маварди)
«Умный человек – считает каждый свой вдох и трудится и для жизни после смерти». (Тирмизи)
«У всего есть опора. Опора верующего – разум. Человек совершает поклонения соизмеримое своему уму». (И. Газали)
«За милостыню сделанную людьми возвращается столько же сколько есть разума». (Абушшайх)
«Разумный человек не следует своим страстям, исполняет все свои поклонения, а глупый следует своим своим страстям, грешит а затем недееться что Аллах простит». (Тирмизи)
По приведенным хадисам можем видеть что человек разумный тот кто обладает правильно верой и готовится к вечной жизни. А если так, мы должны держаться подальше от всего что лмшает разума и стараться наполнить светом свой ум. В хадиси шарифе говорится:
«Развивай свой ум – и пусть у тебя разовьется близость к своему Господу». (Ибн Мухбар)
Значит у человека который исполняет фарзы и избегает харамов, ума становится больше. Теряет разум тот кто совершает харамы. В одном хадиси шарифе сказано:
«От человека совершившего грех уходит один разум и более не возвращается». (И. Газали)
Значит, для того чтобы быть умным надо совершать поклонения и держаться подальше от харамов. Чем больше поклонений тем ярче сияет вера человека. С каждым совершенным грехом, этот свет тускнеет. А чем больше совершается грехов тем большая вероятность того что этот свет погаснет совсем. Приведем один хадиси шариф:
«Совершение греха ведет человека к неверию». (Мактубат-и Масумийа 2\110)
Совершающий грех человек не становится неверным в сей же момент, но грехи со временем откладываясь, на сердце делают человека безразличным к совершению грехов, и это может сделать его неверующим. Поэтому, нужно остерегаться всех и больших и малых грехов.