ЧТО ТАКОЕ ШУКР
Вопрос: Что такое шукр?
Ответ: Ученые ислама описали шукр следующим образом:
Шукр - понимать что все блага от Всевышнего Аллаха и благодарить за это (хамд) произнося это языком. Исполнять все повеления Аллаха и избегать запреты, проявление благодарности – шукра. Действовать чтобы другие получили хидаят, и направлять их на правильный путь (иршад) тоже считается шукром.
Шукр - пользоваться полученными благами к месту, избегать грехов. Если человек пользуется благами для совершения грехов то это неблагодарность.
Шукр - видеть не блага, а того кто дает эти блага. Знать дарителя благ и совершать необходимые деяния. Эти деяния исполняются кальбом, устно и другими органами. Сердцем (кальб) принимается намерение на хорошее. Языком произносится восхваление (хамд) и шукр. А благодарность органами проявляется в пользовании благами к месту, по назначению. Например благодарность за глаза это не замечать, не придавать значения на недостатки друзей и мусульман. За уши нужно быть благодарным не слушая высказывания обвинения.
Шукр - пользоваться полученными от Всевышнего Аллаха благами так как нравится Ему. Когда Аллаху тааля дает последовательно несколько благ, а раб думает что не достоин подобных благ, то это тоже проявление шукра. Чувствовать свою вину при проявлений шукра, тоже шукр. Когда говорят, - Мы не благодарны, то это тоже шукр. Говорить «Аллаху тааля скрывает наши недостатки», это тоже проявление благодарности. Размышления о том что пользование полученными благами это милость, тоже шукр.
Шукр - это видеть себя достойным полученным благам. Шукр - быть последователем Ислама. Шукр - подумав о сделанных благах и поблагодарить того кто сделал добро. Т.е. устная благодарность, тоже шукр.
ЗАЩИТА И ПРИБАВЛЕНИЕ БЛАГ
Выполнив три положения, проявляют благодарность в полной мере:
1 – Благодарность, понимая что любая благость от Аллаху тааля.
2 – Благоговение Аллаху тааля за все что Он дал.
3 – Не восставать против Аллаха пока есть полученные блага.
Шукр защищает имеющиеся блага и дает возможность получения новых благ.
В Священном Коране говорится:
«Бог уплатит им должное и прибавит еще к этому от милостей Своей, потому что Он снисходителен и признателен.» (Фатыр 30)
«Он (Ибрахим) был признателен Ему за Его благодеяния; Бог избрал его и направил на путь истины». (Нахль 121)
«Мы создали для них животных. Мы их подчинили им. они ездят на них и питаются ими. Они извлекают от них многочисленную пользу, птье. Разве они не будут за это признательны». (Ясин 71-73)
«Таким образом Мы подчинили их вам (животных), чтобы вы были признательны». (Хадж 36)
МНОГИЕ НЕ ЗНАЮТ, А ДРУГИЕ НЕ ПРИЗНАТЕЛЬНЫ
Аллаху тааля сообщает о многочисленных благах данных Им. Но благодарных мало. И благодарят за это мало. (Саджда 9, Саба 13, Араф 10, Муминун 78, Нахль 78, Мульк 23)
Чаще всего полезного и ценного бывает не много. Например если бы золота было много то оно не обладало бы такой ценностью.
Приведем несколько аятов где говорится о ценности небольшого, маленького: «Так было до тех пор, пока не было дано Наше повеление и не лопнула печь. Мы сказали (Нуху): введи в ковчег по паре всех существ и также свою семью. Возьми также всех верующих; но их было очень немного». (Худ 40)
«… исключая верующих и делающих добро, но число последних мало!» (Худ 24)
«Мы заключили договор с сынами Израиля: не поклоняйтесь никому, кроме Бога, делайте добро вашим родителям, родственникам, сиротам и несчастным, будьте вежливы к людям, исполняйте молитву т подавайте милостыню. Потом вы, исключая немногих из вас, сделались отступниками». (Бакара 83)
«.. но Бог проклял их за неверие; немногие из них веруют». (Бакара 88)
«Когда же им было предписано сражение, то они обратились вспять, кроме немногих из них». (Бакара 246)
«Сколько раз по соизволению Бога малое войско побеждало большое! Бог – с имеющими терпение». (Бакара 249)
«Если бы не благодать Божия на вас и не милосердие Его, то, кроме немногих, все бы вы последовали Сатане». (Ниса 83)
«Ты не перестанешь наблюдать за их изменой, в ней невиновны только немногие из них. Но будь снисходителен, ибо Бог любит благотворящих». (Маида 13)
«Пусть немного посмеются, потом они много будут плакать в награду за их дела». (Тавба 82)
НАМАЗ, ШУКР, КАНААТ
Тот кто правильно совершает намаз, считается проявившим свою признательность Всевышнему Аллаху за все полученные неисчислимые блага. Сказано: «Намаз покрывает собой все недостатки шукра». А это значит если намаз совершается правильно, то проявлен шукр. А тот кто не совершает намаз, не благодарен.
В хадисах кудси сказано:
«Тот кто вспомнил меня, проявил признательность, а тот кто забыл Меня, неблагодарен». (Хатиб)
«Если кто-либо понимает что блага получает от меня а не от себя, это его признательность, благодарность. А если кто-либо думает что рызк он заработал он сам а не данное Мной, то не будет считаться признательным». (Имам Газали)
В хадис шарифах сказано:
«Проявивший канаат (невзыскательность, нетребовательность, очень положительная черта.) входит в ряды самых признательных людей». (Ибни Маджа)
«В Судный День громко объявят – пусть подойдут те кто проявили шукр! Они войдут в Рай под одним флагом. Это те кто были признательны Всевышнему Аллаху и в достатке и в бедности». (Имам Газали)
«Сказавший Альхамдулиллях получая блага получит еще большее». (Танбих-уль Гафилин)
«Сказавший Альхамдулиллях после еды, войдет в Рай». (Хаким)
«Тот кто не благодарит людей, не благодарен Аллаху тааля. Тот у кого не проявляет свой шукр для малого, не скажет спасибо и при получении полного. Говорить о благах полученных от Всевышнего Аллаха – шукр, никогда не говорить об этом, неблагодарность». (Байхаки)
«Шукр за благодеяния, гарантия что эти блага не пропадут». (Дейлеми)
«Поминать о добре – шукр, скрывать добро – неблагодарность». (Абу Дауд)
«Когда человек проявляет признательность каждый раз вспоминая о благах, то Аллаху тааля каждый раз будет давать ему новый саваб. А тот кто каждый вспоминая о своих трудностях будет говорить «Инна лиллях ва инна илейхи раджиун», то Аллаху тааля каждый раз будет увеличивать его савабы». (Тирмизи)
Когда мумин в могиле даст правильные ответы, тут же справа от него появится некто с сияющим как луна лицом. «Я создан из твоего шукра и сабра которую ты проявлял в земной жизни. Буду твоим спутником до самого Судного Дня» - скажет он. Поздравляем тех кто проявляет сабр и шукр.