1. Главная >
  2. Ислам >
  3. Часто задаваемые вопросы >
  4. ПОТРЕБНОСТЬ УМА

ПОТРЕБНОСТЬ УМА

Вопрос: Для понимания религий нужно полагаться на свой ум а не следовать разуму, взгляду, восприятию пророка, сахабов и алимов. Аллаху тааля дал каждому способность различать хорошее от плохого [фуркан]. Не правильно не пользоваться этой способностью и следовать уровнем развития Пророка, сахабов и ученых. Разве Аллах не упрекает тех кто не пользуется своим умом?

Ответ: Сильнейшее заблуждение. Не брать пророка и ученых как пример, как образец для подражания, это не признание Священного Корана. Потому что сказано: «Если между вами возникает о чем-либо спор, то обращайтесь к Богу [Корану] и пророку [сунне]!» [Ниса 59]. [Разве это правильно, обвинять ученых в следований сунне? Разве это не приказ Аллаху тааля?]

«Если бы они его сообщили пророку или своим ученым [улуль-амр], то желающие знать узнали бы от них.» [Ниса 83]. [В тафсирах сказано что улуль-амр, это ученые. И Расулуллах сказал «Улуль-амр, ученые факихи»] [Дарими]

«… но их понимают только знающие.» [Анкебут 43] [Значит, не все понимают сказанное в Коране, понимают только алимы. Почему же осуждает следование за учеными?]

«Если не знаете спросите у знающих!» [Нахль 43] [Узнавать у алимов, приказ Аллаху тааля.]

«Таким образом Бога боятся в особенности самые ученые из рабов Его.» [Фатыр 28] [Потому что ученый, очень хорошо знает Аллаху тааля и боится Его. Страх Всевышнего Аллаха, говорит о высокой степени человека. Расулуллах (алейхиссалям) сказал: «Я больше других боюсь Аллаху тааля». [Бухари] Этот аят и хадис-и шариф говорит ценности алима и его высоком уровне.]

«Скажи: знающие и невежественные будут ли сравнены между собою?» [Зумар 9] [Значит, ум не является мерилом для каждого человека, есть и знающие и не знающие. Какую ценность может иметь наш ум по сравнению с умом посланника Аллаха и умом ученых? Если бы это было так, то Ислама было бы столько, сколько есть ума. И так произошло, что те кто толковали Коран по своему разумению, стали причиной появления большого количества таких же людей и групп. Тот кто следует ученым и узнает у знающих, как раз и пользуется своим умом. Если человек который не умеет плавать бросается в бурную реку оправдываясь тем что другие люди плавают, то очень быстро утонет. Каждый должен понимать свой уровень.]

Что есть истина а что заблуждение, что есть хорошо а что плохо, это можно узнать только если об этом передано в Исламе. А из-за утверждения людей о хорошем или плохом, оно не становится хорошим или плохим. Потому что то, что для одного хорошо, плохо для другого. Например, религиозный никах для мусульман необходим и хорошо, но по мнению некоторых атеистов это плохо! И кто здесь умнее? 

В хадиси-и шарифах сказано:

«Разумный человек, верует в Аллаха и расула и совершает поклонения.» [Ибни Мухбар]

«Умен тот кто очень сильно боится Всевышнего Аллаха и самым лучшим образом следует Его приказам.» [Ибни Мухбар]

«Умный тот кто отчитывает свой нафс и готовится к загробной жизни.» [Тирмизи]

«Для Аллаху тааля самый ценный из вас самый умный.» [Имам Газали]

Разум, это некий инструмент меры. Им нельзя измерить то что присуще Всевышнему Аллаху. Акль [ум] у всех людей разный, меняется, и поэтому в том что некоторые очень легко разбираются, другие могут ошибаться.

Разум ограничен границами. Оно не в состояний понять того что находится за его пределами. У людей не найти одинакового ума. Между самыми сильным и слабым умом есть многократная разница. В таком случае утверждать ′′У разума одна дорога′′ огромное заблуждение. На ум не полагаются для любого дела и тем более в вопросах религий. Вопросы религий не строятся на разуме. Потому что ум не остается при одном мнений. Казалось бы самый умный человек, даже не в вопросах религий а даже будучи большим знатоком в бытовых вопросов, может допустить очень много ошибок. Как же можно положиться на ум, который допускает много ошибок?

ПОНЯТЬ УМОМ

Вопрос: Нужно ли читать книги чтобы получше понять существование Аллаху тааля и решения нашей религий?

Ответ:

Имам Раббани говорит:

Есть только одна дорога которая ведет сердце к полному уверованию [итминан]. Это поминание [зикр] Аллаху тааля. Одним лишь умом, кальб не обретет итминан, т.е. не найдет удовлетворения. В 28-м аяте суры Рад сказано: «Разве не воспоминание о Боге успокаивает сердца.» 

При мысли об Аллахе произнеся Его имя, устойчивой связи с Ним не получается, но между тем кто произнес и тем о ком подумали, появляется слабая связь. Но и из этого маленького соединения может появиться любовь. Когда в сердце упоминающего поселяется любовь, в сердце появляется итминан. Появление в сердце итминана, поведет человека к вечному счастью [1/92]

Здесь не к месту искать доказательства, потому что известно существование Всевышнего Аллаха. И в существований нет никакого сомнения. Это само собой разумеющийся факт. Но ненормальный человек с больной душой, с замутненным взглядом, не увидит этого. Все существующее мы воспринимаем пятью органами чувств. Все что есть, от Всевышнего Аллаха. [1/247]

Зикр [упоминание] Всевышнего Аллаха самый удобный способ веры в пророка, появления в сердце полного имана. Таким образом можно стать обладателем настоящей веры. А достичь этого одними лишь размышлениями, разумом, измеряя умом, очень тяжело. Тот кто самостоятельно пытается выяснить религиозные решения, не верит в пророков. [1/247]

Вопрос: Как относится к мумину или кафиру умершему в состояний сумасшествия, каким он был до сумасшествия?

Ответ: Да.

Другие статьи в этом разделе

КЛЮЧИ РАЯ

Вопрос: Что является ключами от Рая?

Ответ:

Их много. Первые – это вера и намаз. В нескольких хадисах сказано:

«Дуа - ключи милости; омовение - ключи намаза; а намаз - ключи Рая». (Дейлеми)

«Ключи Рая - намаз». (Дейлеми, Дарими)

«Ля иляха иляллах - ключи от Рая». (И. Ахмед)

...

ЧТО И СКОЛЬКО ПОНИМАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ УМ

Напомним что Аллаху тааля, Создатель всего, дав людям очень важные органы тела, также наделил их такой способностью как – думать, которой можно различать истину от лжи, веру от неверия, правильную дорогу от заблуждения, добро от зла, хорошее от плохого, красивое от уродства, пользу от вреда, что конечно же важнее физических органов. Собственно разум, который способен различать хорошее от плохого, называют акл-и селим, т.е. здоровый ум, способный понимать и находить правильное, верное. Н...


Москва

1442 год, 16 - Рабиульахир.
2020 год, 1 - Декабрь.
Имсак 5:55
Фаджр 6:19
Восход 8:27
Ишрак 9:50
Зауаль карахат 12:03
Зухр 12:34
Аср-и Аууаль 14:01
Аср 14:28
Исфирар 15:01
Магриб 16:11
Иштибак 17:33
Иша’а 18:27
Иша’а-и Сани 18:42