РАСКАЯНИЕ НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИЙ
Тавба-и йаис (покаяние на последнем дыханий)
Вопрос: Как можно понять что покаяние в случае йаис принимается? Мусульманин, который находится в нескольких секундах от гибели, например оставшийся под завалами шахтер, раскается во всех грехах и даст обещание больше не принимать алкоголь, воровать, врать, то будет ли принято его раскаяние в такой безвыходной ситуации?
Ответ: Да, его раскаяние принимается. Это подарок Аллаху тааля данное мусульманам. Словарное значение слова, Йаис – безнадежность. Тавба-и йаис – покаяние совершенное пр появлений признаков смерти, когда больше нет надежды остаться в живых. В книгах по этому поводу сказано:
В книге фетв «Кадихан»: «В случае Йаис, т.е покаяние когда нет больше надежды на жизнь (когда видны положения ждущие в ахирате), принимается, но не принимается уверование в этот миг. Т.е. если раскается грешник, то раскаяние его примется, но если кафир решит уверовать, то вера не принимается. Согласно 25 аяту суры «Шура» «Он принимает раскаяние от рабов своих» покаяние грешника принимается». (Дюрар Гурар)
Имам Мухаммед Масум сказал: «Покаяние принимается до последнего издыхания». (1\16). «Пусть и не принимается вера на последнем дыханий, но принимается раскаяние мусульманина в грехах». (Хуласа-уль-калям)
«Пусть и принимается раскаяние когда уже не осталось надежды на жизнь, но уверование кафира не примется». (С. Абадийа)
«Когда душа собирается покинут тело, показываются положения ждущие в ахирате. В тот миг, все кафиры возжелают уверовать, но такая вера не принимается. Потому что нужно верить в гайб (невидимое), т.е. уверовать пока не видишь.» (Книга о намазе)
«Уверование когда душа больного подступает к горлу, т.е. когда уже видны положения ждущие в ахирате, не принесет пользы». (Киямат уа ахират)
Некоторые ученые, согласно 18 аяту суры «Ниса»: «Нет прощения тем, которые грешат до тех пор, пока их не посетит смерть, и тогда они говорят я каюсь теперь. Равно как и тем, которые умирают, оставаясь в неверии» сказали, что так же как и иман (вера), не будет принят и тавба (раскаяние). Ашариты взяв за основу хадис: «Аллах примет раскаяние человека пока его душа не приблизится к гортани» сообщили что когда душа подходит к гортани, не примутся ни раскаяние ни уверование. По их выводу, это относится к покаянию мумина и кафира. Если нет единого мнения по раскаянию, то ее не будет и в вопросе уверования в состоянии йаис. Кафир не признает Аллаха до этого момента. Признает Аллаха только тогда когда начнет различать правду от лжи, узнает что больше нет надежды на жизнь. Иман и тавба в таком положений не принимается и не имеет никакого значения. А грешник признает Аллаха. Он мусульманин, верующий. У него вера есть и есть всегда. Сделать то, что есть всегда, легко. (Реддуль мухтар)
Поэтому, не имеет значения вера фараона принятая в последний миг. «.. застигнутый потоплением, он воскликнул: я уверовал что нет Бога, кроме Того, которому веруют сыны Израиля; я – тоже из тех, которые предаются воле Его. Да, теперь; но прежде ты был непокорным и был из нечестивых». (Юнус 90, 91)
Некий портной обратился к одному из праведников:
– Каков смысл хадисов, разясняющих раскаяние в предсмертный миг?
– Да покаяние принимается, но каким ремеслом ты занят?
– Я портной, шью одежду.
– Что самое легкое в твоем ремесле?
– Резать ткань ножницами.
– И сколько лет ты уже портной?
– Тридцать лет.
– Сможешь ли в предсмертный миг пользоваться ножницами и резать ткань?
– Нет, не смогу.
– В предсмертный миг не сможешь сделать то, что у тебя с легкостью получалось в течение тридцати лет, а как же ты раскаешься, если ни разу в жизни этого не делал? Покайся сегодня, пока в тебе еще есть силы! Покаяться когда подступит смерть, будет очень тяжело. А если раскаешься сейчас, то тебе это будет суждено и последний миг.
Портной покаялся и стал из числа праведников. (Р. Насихин)
Вопрос: До какого момента открыты врата раскаяния?
Ответ: Уверование до того как солнце взойдет с запада, обязательно. Один из больших признаков киямата, солнце взойдет с запада. Уверуют все люди увидевшие это. Но такая вера не будет принята. Потому что в это время, ворота раскаяния уже будут закрыты. Как сказано в одном хадисе: «Ворота раскаяния открыты. Не закроются пока солнце не взойдет с запада». (Табарани)
И для ныне живущих людей, всегда открыты ворота раскаяния. Раскаяния принимаются до последнего издыхания. Уверовать до того как душа подступит к горлу – обязательно. А уверование неверного при смерти, когда уже будут показывать что ждеть в ахирате, не имеет значения. Но раскаяние мусульманина в такой миг, будет принято.
Вопрос: Примется ли раскаяние больного, не имеющего надежды на выздоровление?
Ответ: Когда появляются признаки скорой смерти и нет больше надежды на выздоровление, примутся раскаяния мусульманина, но раскаяние кафира не примутся.
Вопрос: Если лежащий в предсмертном одре начнет говорить «Нет рая, нет ада» и другие слова ведущие к неверию, то значит ли это что он умер в неверий?
Ответ: Мусульманин умерший со словами ведущими к неверию принимается как верующий, потому в таком состояний он не владеет собой. К мусульманину применяют хусн-и зан (предполагают о нем хорошее), и подобные слова принимают как потерю разума в предсмертном состояний.