ДЕНЬ АРАФА И ПРАЗДНИК КУРБАН
Начиная с утреннего намаза за день до праздника Курбан Байрам – «Ид-уль-Адха» (с 9-го Зуль-Хиджджа – в день Арафат) и заканчивая после предвечернего намаза 4-го дня праздника (всего 5 дней: 9-10-11-12-13 Зуль-хиджджа), после каждого «саляма» исполненных 23-х фарз намазов, 1 раз необходимо (ваджиб) произнести «Ташрик Такбиры»:
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха ильляЛлаху ваЛлаху Акбар. Аллаху Акбар ва лильЛяхиль-хамд». Велика награда за посты, соблюденные в первые 9 дней Зуль-Хиджа. Однако за пост, соблюденный в день Арафа обещана награда, о количестве которой знает лишь Всевышний Аллах. Вот несколько хадисов:
«Тому, кто будет держать пост в день Арафа, будет записана награда, количество которой будет вдвое превышать количества всех людей, живших от Адама (мир ему) до дуновения в трубу Сур» [Р. Насихин].
«Пост в день Арафа, равен (дополнительному) посту в тысячу дней» [Табарани].
«За пост в день Арафа, будут прощены грехи прошедшего и будущего года» [Муслим].
«Наиболее надежна мольба, произнесенная в день Арафа» [Байхаки].
«Прощен будет тот, кто в день Арафа предохранит свои уши, глаза и язык» [Табарани]. То есть, тот, кто предохранит себя от прослушивания недозволенной музыки, просмотра чего-либо недозволенного - харама, избежит соучастия в сплетнях (Гъыйба), - сможет проявить свое уважение к этому благословенному дню Арафа. Ведь сказано было в хадисе: «Проявляйте свое уважение ко дню Арафа, так как Всевышний Аллах ценит этот день» [Дейлеми].
ПРАЗДНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ (Саляту-ль-Идайн)
Существуют две праздничные молитвы «Саляту-ль-Идайн». Молитва в праздник Рамадан – «Ид-уль-Фитр» проводится в первый день месяца Шавваль. Молитва в праздник Курбан – «Ид-уль-Адха» проводится в десятый день месяца Зуль-Хиджджа.
Мужчины, обязанные присутствовать на Пятничной молитве, обязаны присутствовать и на молитве Праздничной. Праздничные молитвы исполняются только совместно.
Исполнение Праздничных молитв – Ваджиб. То есть обязанность исполнения их очень близка к разряду Обязательных (Фарз) молитв. Правила исполнения этих молитв очень схожи с правилами исполнения Пятничной молитвы. Разница в том, что в Праздничных молитвах Хутба является Сунной и исполняется после молитвы.
Что рекомендуется в праздник Курбан Байрам (Ид-уль-Адха)
Начиная с утреннего намаза за день до праздника «Ид-уль-Адха» (с 9-го Зуль-Хиджджа – в день Арафа) и заканчивая после предвечернего намаза 4-го дня праздника (всего 5 дней: 9-10-11-12-13 Зуль-Хиджджа), после каждого «саляма» исполненных 23-х фард намазов, 1 раз необходимо (ваджиб) произнести «Ташрик Такбиры»: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха ильляЛлаху ваЛлаху Акбар. Аллаху Акбар ва лильЛяхиль-хамд».
В день этого праздника, до праздничной молитвы, не рекомендуется что-либо есть. А после праздничной молитвы, при наличии возможности, желательно начинать прием пищи с кусочка приготовленного мяса жертвенного животного. По пути в мечеть желательно произносить вслух «Ташрик Такбиры». В случае, когда есть уважительная причина, Такбиры можно произносить и тихо.
Если первый день праздника совпадет с Пятницей, то по мазхабу Ханафи в этот день необходимо исполнять и Праздничную, и Пятничную молитвы в соответствии со временем исполнения каждой из них.
Если утром первого праздничного дня будет необходимость в Заупокойной (Джаназа) молитве, то вначале исполняется Праздничная молитва, затем – молитва Джаназа. Так как Праздничная молитва Обязательна для всех. Молитва Джаназа исполняется перед Праздничной Хутбой[i].
Начало времени исполнения Праздничных молитв - спустя 45 минут после восхода солнца и до полудня. Праздничные молитвы читаются по два ракаата и совместно. Способ исполнения этих молитв такой же, как и утренней молитвы, а отличаются лишь произнесением большего количества такбиров.
Способ исполнения Праздничных молитв:
Когда джамаат соберется в определенное время в назначенном месте, молитву начинают без возглашения Азана и Икамат. Джамаат выстраивается в ряды, как на совместной молитве, и имам начинает молитву как обычно:
1. Принимается намерение.
2. Произносят Вступительный Такбир (Тахрима), предварительно коснувшись большими пальцами рук мочек ушей.
3. Читают тихо «Субханака…». После этого имам трижды произносит вслух такбир «Аллаху Акбар», а джамаат тихо повторяет за ним. (Эти такбиры называются «Такбир-уль-Заид» – «Дополнительные Такбиры»).
4. При каждом такбире руки вскидываются вверх так же, как и при Вступительном Такбире, и только дважды опускаются вниз. Праздничные такбиры не произносятся быстро, друг за другом. Между двумя такбирами необходимо выдержать паузу, достаточную для произношения как минимум трех тасбихов.
5. После третьего такбир-уль-заида руки не опускаются вниз, а соединяются как обычно на поясе под пупком. После чего тихо читается «Аузу… Бисмильля…».
6. Затем имам вслух читает суру Фатиха и еще что-либо из Корана (замми сура). После этого все, как обычно, совершают вслед за имамом Руку’у и Суджуд и встают на следующий ракаат.
7. Второй ракаат начинается как обычно. После прочтения имамом Фатихи и замми суры, снова, как и в первом ракаате, трижды произносится такбир-уль-заид, и трижды руки опускаются вниз.
8. Затем, не вскидывая вверх руки, произносится четвертый такбир, относящийся к Руку’у, и исполняют поясной поклон – «Руку’у».
9. Далее продолжают так же, как и в обычных молитвах, и заканчивают молитву приветствием.
Таким образом, в первом ракаате произносятся три такбира между Субханака и сурой «Фатиха». Еще три такбира - во втором ракаате после прочтения короткой (замми) суры. Эти шесть такбиров являются ваджиб, так же как и все такбиры, связанные с поясным поклоном – Руку’у. Вступительный такбир, как и во всех молитвах обязателен – фард. Остальные такбиры относятся к разряду «сунна».
Праздничная Хутба:
Хутба на праздничных молитвах читается после исполнения молитвы и является Сунной.
1. Перед Праздничной Хутбой Азан не читается.
2. Имам после молитвы поднимается на Минбар и, не садясь, приступает к Такбирам.
3. Хутба предваряется девятью Такбирами, произнесенными друг за другом без пауз, после которых имам приступает к первой Хутбе.
4. После первой Хутбы имам произносит еще семь Такбиров и приступает ко второй Хутбе.
5. Когда имам произносит на Минбаре такбиры, джамаат тихо (!) повторяет за ним, так как при Хутбе никому из джамаата не дозволено подавать голос. Это предписание – Ваджиб.
6. На Хутбе праздника Рамадан имам произносит такбиры, тасбихи, тахлили, тахмиды и салаваты[ii]. Вместе с этим даются наставления и обращения с мольбой к Аллаху тааля. Проповедь ведется, в том числе и о милостыне Фитр, которую раздают мусульмане, имеющие определенный минимальный достаток тем, которые не имеют ничего (см. раздел Фитр).
7. На Хутбе праздника Курбан имам произносит такбиры, тасбихи, тахлили, тахмиды и салаваты, а в проповеди подробно говорит о празднике и жертвоприношении в эти дни – о Курбане.
Опоздание на Праздничную молитву
Опоздавший мусульманин должен действовать следующим образом:
1. Опоздавший на Вступительный Такбир (но успевший до поясного поклона (Руку’у) первого ракаата) сразу произносит тихо Вступительный Такбир и присоединяется к молитве.
2. Если же опоздавший успел на Руку’у, то в зависимости от ситуации действует следующим образом: а) если он видит, что успевает застать имама в положении Руку’у, произнеся Вступительный Такбир и такбир-уль-заиды, то произносит их стоя и продолжает молитву с имамом. б) если чувствует, что времени не хватит, то произносит стоя лишь Вступительный Такбир и идет на Руку’у. И здесь в пложении Руку’у, вместо тасбихов, опоздавший произносит пропущенные такбир-уль-заиды.
3. Но если пропущен и первый ракаат, и такбир-уль-заиды этого ракаата, то после произнесения Вступительного Такбира опоздавшему (Масбуку) надо произнести еще и такбир-уль-заиды и далее следовать имаму.
4. Если же опоздавший успел лишь ко второму ракаату, то продолжает, как и в других молитвах. То есть после приветствия имама встает для восполнения первого ракаата. Вначале, как и всегда, читает суру Фатиха и еще что-либо из Корана (замми суру), затем произносит тихо три такбир-уль-заида и с обычным такбиром идет на Руку’у. После чего, продолжая так же, как и в других молитвах, заканчивает молитву приветствием.
5. Масбук, успевший только к сидению в конце молитвы (аль-Ку'уд-иль-ахыр), после приветствия имама встает и исполняет молитву так же, как исполнял бы ее с самого начала.
6 Однако, если опоздавший на молитву мусульманин присоединился к молитве уже после Ташаххуда или после Суджуда ас-Сахв перед самым приветствием имама, то в этом случае он уже не встает для восстановления пропущенного, так как Пропущенной считается вся молитва. А пропущенная одним человеком Праздничная Молитва восстановлению не подлежит.
Из сборника по фикху мазхаба Ханафи «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози