1. Главная >
  2. Нравственность в Исламе (Ислам ахлакы) >
  3. ХОРОШИЙ НРАВ КОТОРЫЙ ИСХОДИТ ОТ ЦЕЛОМУДРИЯ

ХОРОШИЙ НРАВ КОТОРЫЙ ИСХОДИТ ОТ ЦЕЛОМУДРИЯ

Хороший нрав исходящий от целомудрия

Целомудрие рождает 12 видов хорошего душевного настроя, характера.

1)  Хайа – Стыдливость. Стыдиться совершать плохие поступки.

2) Рыфк. Склонность к Исламу. Слово имеет следующий смысл: мягкость, неторопливость, доброта, ласка, кротость.

3) Хидаят. Стремиться улучшить свой характер.

4) Мусаламат. При не совпадений мнений и спорах отказаться от дискуссий, перестать спорить, не вступать в полемику. Прийти к пониманию и согласию с оппонентом. Нежелание раздора, жестокой перепалки.

5) Быть хозяином своего нафса. Контролировать свою страсть. Когда одолевают чувства и вожделение, удержать себя под контролем.

6) Сабр. Контролировать свой нафс, не делать все что он пожелает. Этим самым, отказаться от дел, конец которых может обернуться сожалением. Различают два вида сабра – терпения. Первое: проявить терпение, чтобы не совершить грех. Шайтан, нафс и плохие друзья желают чтобы человек совершил грех. Выдержав их напор подстрекательств и проявив терпение, можно получить большое вознаграждение. Это и есть первый вид сабра. Второе: Проявить терпение, не причитая и не рвя на себе волосы когда наваливаются беды, несчастья, болезни. Многие, под терпением – сабром понимают только последний вид сабра. За такой вид сабра тоже дается большое вознаграждение. Оба вида сабра являются обязательными.

7) Канагат – невзыскательность, нетребовательность. В средствах к существованию (рызк), в еде, одежде, занимаемом жилище быть довольным тем, что есть, не желать для себя еще большего. Не имеется ввиду, когда человек не хочет брать, если что то дают. Такое поведение называют – Такътир, и это плохая черта. Это не соответствует ни здравому смыслу, ни нормам Ислама. Канагат, очень положительная черта. (То, в чем возникает острая нужда называют Зарурат. То, что необходимо как средство к существованию, что необходимо для охраны физического тела называют – потребность, нужда (Ихтиадж). То, что имеется сверх необходимого, вещь, которая есть потому что нравится им обладать, вещи и имущество, которые могут защитить человека честь и достоинство обладателя называют – Зийнет.  Пользование вещами из категории зийнет для хвастовства, чтобы показать людям свое превосходство, для высокомерия, именуется термином – Тафахур. Является фарзом обеспечить себя заруратом и нафака (необходимый минимум). Является сунной обеспечение сверх необходимого минимума (например обеспечить себя и семью деньгами на лекарства и врача). Зийнет дозволителен. Тафахур харам.

8) Вакъар. Обеспечивая себя необходимым или чем-либо более ценным, быть степенным и выдержанным. Не быть ветреным и легкомысленным. Уакъар – серъезность. Это не значит, что надо идти против здравого смысла и потерять все возможности. Не быть ленивым и безвольным, чтобы не пользоваться возможностями.

9) Варъа. Осмотрительность. Остерегаться харамов и сомнительного. Выполнять веления приказы, указанные в религиозно-правовых нормах ислама и быть полезным людям. Не быть мягкотелым и небрежным.

10) Интизам. Иметь систему и порядок в делах. Быть дисциплинированным.

11) Хурриет. Добывать деньги и имущество дозволенным путем. Расходовать их на хорошее и полезное. Не нарушать ничьих прав. Хурриет не значит своеволие и свободу, и делать все что вздумается.

12) Сахават. Получать удовлетворение от расходования своего имущества и денег на благие дела. С искренней радостью отдавать деньги на нужды Ислама. Сахават – быть щедрым. Имеет один из самых высоких степеней хорошего характера. Сахавуат восхвален в аятах Корана и хадисах пророка. От сахавата восходят много хороших качеств. Их число восемь:  

1) Карам. Быть великодушным. Быть полезным людям, помагать им деньгами.

2) Исар. Отдавать то, что нужно себе, другому нуждающемуся, проявить терпение на свою нужду. Одно из достойных человеческих качеств. Восхвалено в аятах Корана.

3) Прощение. Отказаться от мести врагу или виновного при том, что хватает на это сил. Ответить добром на пакость будет лучше чем простить.  

4) Мурувват. Удовлетворить необходимость нуждающегося. Испытывать удовольствие, оказывая другим помощь.

5) Вафа. Помогать в быту друзьям и знакомым.

6) Муассат. Делиться своими благами с знакомыми и друзьями. Поддерживать хорошие отношения.

7) Самахат. Такое качество, как например, дать человеку то, чем не обязан делиться. Делать это от чистого сердца, с радостью.

8) Мусамаха. Отказаться от того на что имеешь права, не отказываться в пользу другого человека. Не обвинять виновного в его грехе.

Другие статьи в этом разделе

ПОКЛОНЕНИЯ РАДИ ПОЛЬЗЫ

Вопрос: К месту ли исполнение приказов и запретов нашей религий ради мирской и физической пользы?

Ответ: Следование исламу, совершение поклонений не строятся в  корыстных целях и это очевидная истина для любого разумного человека.

В 20-м аяте суры «Шура» сказано: «Кто хочет пахать поле будущей жизни, того пашня будет увелич...

ПРИНЯТИЕ ПРОЩЕНИЯ

Вопрос: Обязан ли я принять извинение, если считаю что оно неискреннее?

Ответ: Если искреннее, то думать что это не так, будет су-и зан [быть плохого мнения]. Су-и зан харам. Если человек пришел просить прощения за проступок, обещает больше не повторять, то если даже извинение неискреннее, его нужно принять.

Различают три вида извинения:


Москва

1446 год, 20 - Джамазильаууаль.
2024 год, 22 - Ноябрь.
Имсак 5:43
Фаджр 6:06
Восход 8:10
Ишрак 9:31
Зауаль карахат 12:00
Зухр 12:31
Аср-и Аууаль 14:08
Аср 14:37
Исфирар 15:15
Магриб 16:22
Иштибак 17:41
Иша’а 18:34
Иша’а-и Сани 18:48