ЧЕТЫРЕ ВИДА ХАРАКТЕРА ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ ПЛОХОЙ НРАВ
Здесь будет сказано о плохих качествах, душевных свойствах человека. В свою очередь, основа хорошего характера состоит из четырех особенностей поведения человека.
1) Ризалят – обратное хикмета (мудрости).
2) Джубн – трусость, малодушие. Обратное шаджаата.
3) Фуджур – подчинение своему нафсу, страсти, совершение грехов, разврат, распутный характер. Обратное целомудрия.
4) Джаур – гнет, несправедливость. Обратное справедливости.
Так же, как и бывает хороший, положительный характер, есть и плохие душевные свойства и особенности поведения. Потому что хороший характер – умеренный, средний путь. Отступление от этого пути – утрата хорошего. Насколько человек отступит от середины, тем больше он потеряет положительного. Истинная дорога только одна. А плохих дорог очень много, их количество бесчисленно. Тяжело оставаться на верном пути, после того как обрел ее. В 113 аяте суры «Худ» сказано: «Оставайся на правильном пути, которая приказана». Когда был ниспослан этот аят, посланник Аллаха (алейхисаллям) сказал: «Сура «Худ» прибавила белых волос в моей бороде». Пророки, авлия, благочестивые люди нашей религии очень сильно переживали чтобы не сойти с этого пути. От этого страха у пророка (алейхисаллям) и поседела борода. Из-за того что тяжело находиться на правильной дороге и сказано: «Мост сират тоньше волоса, острее сабли». Смысл аята из суры «аль-Фатиха» следующий: «Просите у Аллаху тааля чтобы наставил на правильный путь». Мумин в этом мире должен любой ценой держаться правильного пути. Чтобы в судный день безболезненно и легко пройти через сиырат, в этом мире нужно идти по правильной дороге.
Досточтимые люди (рахимухуллаху тааля) говорят: Что бы не сообщал мухбири садык (всегда говорящий правильно) (алейхисаллям) о благах и наказаниях которые ждут людей в судный день, все это результат характера, нрава и поведения в этом мире. Их отражение в судный день. Мостом сират стал образ хороших дел и нравственности этого мира. Те, кто в этом мире стояли на правильном пути и неотступно следовали Исламу, в судный день через сират пройдут быстро и безболезненно, попадут в райские сады из своих достижений которые будут состоять из марифатов и хороших деяний. Для тех, кто в этом мире не уделял должного внимания ни на ислам, ни на иман, очень тяжело будет пройти через сират. А те, кто потеряли ислам и учение пророка Мухаммеда, заблудшие, не смогут пройти через сират и упадут прямо в ад.
В 36 аяте суры «аз-Зухруф» говорится: «К тому, кто старается избежать учения Милосердного, Мы привяжем цепью сатану, он ему будет неразлучным товарищем». Некоторые ученые толковали этот аят так: хорошие привычки, которые появляются у человека от ангелов. Плохие привычки, которые вводят человека в заблуждение от шайтана. Одна из этих привычек, станет человеку товарищем в судный день. Поэтому, человек посмотрев внимательно на свои привычки может предположить, кто станет его другом в судный день.
Если сказать «держаться дороги не переступая границы», т.е. держаться середины, то здесь можно различить два значения: одна – такая же как понимают ее все люди, то что находится по центру. Например: центр круга. Второе значение, находиться в середине в переносном смысле. Т.е. середина чего-либо. Не имеется середина вообще. В науке ильми ахляк (предписания, регулирующие нравственные нормы мусульманина) – используется понятие именно этой середины. Поэтому, такое добро, как хороший характер, у каждого может быть разным. Даже может быть так, что это понятие будет меняться в зависимости от времени и места. Хороший характер, у кого то может быть действительно хорошим, а кому то может сослужить плохую службу. Поэтому, хороший характер, это не позиция по центру, а выбор золотой, разумной середины. А плохой характер проявляется когда человек переходит в крайности, уходя от середины. «Лучшие из деянии – держаться середины». В этом хадисе говорится именно о такой середине. В связи с этим, рядом с каждым хорошим характером, есть два плохих. У перечисленных четырех хороших качеств есть противоположные плохие восемь качеств, особенностей.
1) Джарбаза – изворотливость, сладкоречивость. Использование дара быстрого понимания, ума, в ненужных местах. Распространять, делать общедоступными хитрость, обман и недозволительные дела. Нет ничего плохого в активном применений своей сообразительности для полезных дел, это не будет называться джарбаза. В изучений религии, естественных науках, в математике чем больше проводится научных исследований и поисков, тем лучше.
2) Баладат – глупость. Не пользоваться разумом. Тупость. Твердолобие. В делах и учебе таких людей всегда есть недостатки. Они не различают хорошее от плохого. В аятах Корана и хадисах пророка бесчисленное количество раз восхваляется знания и наука.
3) Тахаввур - безмерная жестокость, жестокосердие, злость, горячность, гнев, ярость. Вспыльчивость. Переступать за рамки шаджаата. Браться за дело, которое не нравится разумным людям. Этот характер попусту и в ненужные моменты утомляет тело и разум человека.
4) Джубн – трусость. Отсутствие необходимого количества шаджаата. Трус проявляет малодушие тогда, когда этого делать нельзя.
5) Фуджур – отсутствие стыда. Выход за пределы добропорядочности и целомудрия. Этот характер можно увидеть, когда человек не распознает что такое совесть, честь, стыд. Такие люди падки на всякого рода наслаждения. Они ведут себя настолько разнузданно и нагло, которое не нравится людям и не соответствуют нормам ислама.
6) Хумуд – очень слабое состояние целомудрия, добропорядочности. Из-за этого человек не может даже правильно пользоваться таким качеством, как стыд. Чрезмерная застенчивость, мнительность, мягкотелость. Этой болезнью заражены те, кто стесняются даже удовлетворить свои ежедневные потребности разрешенные исламом. Их тела покидает сила. Они становятся больными и вырождаются.
7) Зульм – несправедлливость. Выход за рамки справедливости. Посягательство на чужое право. Люди, у которых этот характер переходит все меры, покушаются на чужое имущество, жизнь, достоинство.
8) Хайсиет. Черта, при котором человек не встает в свою защиту, безмолвно переносит злодеяния, пытки, насилия, истязания, оскорбления, чинимые против него. Позволяет другим втаптывать в землю свое достоинство. Отсутствие у человека чувства справедливости. Так же как в справедливости собрано все хорошее, так и в несправедливости собралось все плохое. Поэтому некоторые ученые сказали, то что не оскорбляет чувства, не греховно.
Например Абдуллах Ансари (куддиса сиррух) сказал следующие слова:
Идущий по правильному пути, никого не обидит,
Потому что нет такого греха, которое может сравниться с этим.
Абдуллах Ансари - один из великих людей из числа софийа алийа. Достиг уровня шейх-уль ислама. Родился в 396 году в Хирате (Герат) и скончался там же в 481 году хиджры (1088 г.м.). Были заблудшие, которые не поняли слова этого большого ученого. Не делай другому зла, а с собой можешь поступать как угодно – считали они. Так, они оставили поклонения, грешили и при этом хвалились, что мол от нас нет никому вреда. Даже написали следующие строки:
Можешь статься кафиром, можешь разрушить Каабу
Можешь пить вино, только не обижай никого!
и тем самым потеряли веру. Опять же, все что является харамом - зло. Против кого бы не совершался харам, против себя или кого-либо другого, в любом случае, это является преступлением. Злодеи, во многих случаях появляются среди богатых и тех, кто имеет положение в обществе. Злодеяния и преступления совершаются часто против бедных. Люди среднего достатка чаще всего могут себя защитить и добиться того, чтобы к ним отнеслись справедливо.
Многие из хороших душевных свойств, особенностей, характеров, это качества человека, которые не переступили черту и находяться посередине. Если оно больше или меньше этого среднего состояния, то характер портится. Может быть во многих языках и нет таких слов, которые могут описать плохие качества человека. Но если вдуматься, то можно легко понять.
У человека могут быть такие хорошие качества, что может показаться если бы их было еще больше, то было бы еще лучше. Но это не так. У каждого хорошего характера, есть определенные границы. Когда пересекается эта граница, хороший характер заканчивается и вступает в свою силу плохое качество. Плохо, когда в человеке мало хорошего характера, что сразу бросается в глаза. В качестве примера можно привести шаджаат (смелость) и сахават (щедрость). Переход за рамки этих качеств, называется тахаввур (жестокость) и расточительство. Глупцы, особенно те, кто не знаком с нормами нравственности ислама, считают расточителя хорошим, щедрым человеком. А жестокого человека почитают как героя.
Необходимого минимума хорошего качества иногда достаточно и небольшего количества. Когда сверх меры, то сразу же выдаст плохую сторону человека. Например, таваду (скромность), отсутствие у человека гордыни. Нездоровая, ложная скромность – тазаллуль (мерзость). Многие не различают такое поведение от нормальной скромности с человеческим лицом. Доходит и до такого, что пытаются сравнить ложную скромность побирушки, со скромностью ученого человека. Потому что у побирающегося человека нет гордыни. И заблуждаются считая это хорошим качеством.