Условия поста и особенности принятия намерения
Существуют определенные условия, установленные Шариатом, при наличии которых можно определить:
1) Является ли соблюдение данного Поста Обязательным (Фард).
2) Будет ли соблюдение данного Поста Действительным (Сахих).
1. Условия Обязательности Соблюдения Поста (Фард):
а) Быть мусульманином. Не обязан соблюдать Пост, человек не являющийся мусульманином. В начале необходимо принять Ислам, и уже затем выполнять Обязательные Предписания Ислама.
б) Быть Дееспособным. Умалишенным, - Пост необязателен.
в) Быть Совершеннолетним. Несовершеннолетние подростки не обязаны соблюдать Пост.
2. Условия Соблюдения Поста в Отведенное Время:
а) Чтобы поститься в строго отведенное время, надо Иметь Здоровье и Возможность. Если отсутствие здоровья мешает соблюдению Поста, то он откладывается, и возмещается после выздоровления. Можно откладывать Пост на последующее возмещение беременным женщинам и матерям, кормящим грудью, если соблюдения Поста предположительно может повредить здоровью их младенцев.
б) Не быть Путником, Гостем (Мусафир). По Шариату дозволено откладывать соблюдения Поста Путником, с условием восстановления его по возвращению в место проживания (Икама). Однако если Путник считает, что он сможет соблюдать пост в пути без нарушений, то это ему дозволяется.
3. Условия Действительности Поста (Сахих):
а) Принятие Намерения (Нийат). Это является одним из непременных условий всех Поклонений.
б) Быть в состоянии очищения после родов и менструального периода. Женщины, пропустившие Пост в месяц Рамадан из-за состояния «Хайыд» или «Нифас», должны возместить день за день в другое время. [2]
Обязательные Условия при Соблюдении Поста (Фарды):
1) Намерение (Нийат).
2) Знание начала и окончания времени поста. Необходимо знать сроки принятия Намерения.[3]
3) Воздержание с рассвета до захода солнца от всего, что может нарушить пост. В случае нарушения условий Поста, его необходимо возмещать. [4]
Некоторые особенности Принятия Намерения:
Условия принятия Обязательных поклонений (Фард) неразрывно связаны с Принятием Намерения. Без соответствующей моральной, психологической подготовки, коим является предварительное Намерение, не будут действительны ни Пост, ни какие-либо другие поклонения. Предварительное Намерение перед соблюдением Поста, предполагает духовную подготовку мусульманина, так как он пропускает через сердце желание исполнить данное поклонение.[5]
Воздержание от пищи, воды и других запретных вещей во время поста, совершаемое без предварительного Намерения, будет являться не Постом, а простым воздержанием от пищи.
При принятии Намерения перед Постом необходимо учесть следующие особенности:
1) Для принятия Намерения поститься на следующий день, достаточно пропустить это желание через сердце. Словесное подкрепление лишь подтверждает Намерение.
2) Намерение для соблюдения поста месяца Рамадан, исполняемый вовремя, можно принимать в промежуток времени от разговения (Ифтара) накануне, и до достижения Солнцем зенита в день Поста. Но для этого необходимо, чтобы после рассвета соблюдение Поста проходило без нарушений.
3) Намерения перед постами из категории восстанавливаемых, или восстанавливаемых с искуплением, или постами, день соблюдения которых был определен заранее, надо принимать в промежуток времени от ифтара накануне и до рассвета (до начала времени поста).
4) Для каждого дня поста необходимо принимать отдельное Намерение.
5) При принятии Намерения необходимо уточнять вид поста. Это касается в основном восстановительных, искупительных и других постов, не относящихся к постам, исполняемым в месяце Рамадан.
6) Если в месяц Рамадан будет принято Намерение о соблюдении другого поста (дополнительного, искупительного), то оно окажется достаточным для поста, так как месяц Рамадан является временем для исполнения лишь обязательных постов Рамадана.
7) Если мусульманин принимает намерение к восстановлению одного из нескольких пропущенных постов, то лучше принимать Намерение на возмещение первого пропущенного поста.
[1] По мазхабу Шафии к вышеуказанным условиям существуют дополнительные условия: а) Иметь достаточно сил для соблюдения Поста. б) Быть очищенными после менструального периода. По мазхабу Ханафи, - это условие относится к "Действительности" Поста. в) Не быть "Мусафиром" - Путником. По мазхабу Ханафи, - это условие относится к соблюдению Поста в "Отведенное Время".
[2] Вопрос: Как быть женщинам с соблюдением Поста, если кровотечение будет продолжаться больше 10-ти дней?
Ответ: Обычная минимальная продолжительность кровотечения в менструальный период – 3 дня, а максимальная – 10 дней ("Хайыд"). Подобная продолжительность считается нормальной. В течение этого времени женщина не должна совершать Молитву и соблюдать Пост. Пропущенные молитвы в этот период возмещать не надо, они прощаются. А вот пропущенные в эти дни Посты месяца Рамадан ей придется возместить день за день после окончания месяца Рамадана.
Если же кровотечение будет продолжаться более 10-ти дней ("Истихада" – кровотечение из-за болезни органов), то женщина будет действовать так же, как и любой человек в "Извинительном состоянии". То есть, по прошествии полных десяти дней, ей надо совершить Полное омовение и соблюдать Посты и исполнять Молитвы, начиная с одиннадцатого дня. Так как кровотечение менее трех и более десяти дней по Шариату считается не менструальным, а болезненным проявлением.
[3] Вопрос: В какое время необходимо принимать Намерение?
Ответ: Для действительности соблюдения Поста, необходимо принять Намерение в промежуток времени от полного захода Солнца накануне, и до достижения Солнца зенита в день соблюдения Поста. То есть, не будет действительным Намерение для соблюдения Поста на следующий день, принятое до захода Солнца накануне. Однако если по какой-либо причине мусульманин не принял Намерение накануне ночью, но соблюдал Пост без нарушений, то он может принять Намерение немногим ранее полудня этого дня (рекомендуется не запаздывать с намерением позже, чем за час до полуденной молитвы). Намерение, принятое ровно в полдень и позже, не будет действительным, так же как и пост, соблюденный с этим Намерением. Такой пост необходимо возместить.
Эти сроки принятия Намерения действительны для Обязательных Постов месяца Рамадан, а так же для постов, назначенных на определенный день и дополнительных (навафиль). Намерения же перед соблюдением Постов, требующих возмещения, или возмещения плюс искупления, принимаются в пределах ночного времени. То есть, после захода солнца накануне и до наступления времени утренней молитвы (до Имсака).
[4] Вопрос: Принимается ли Пост, перед соблюдением которого не было произнесено словесное Намерение?
Ответ: Для того, чтобы Пост был действительным, не обязательно произносить Намерение словесно. Достаточно сделать это в душе (пропустить через сердце). Однако словесное подтверждение является одобряемым действием (Мустахаб), так как закрепляет предыдущее Намерение. По иджтихаду некоторых ученых, словесное подтверждение является сунной.
[5] Вопрос: Если человек встает перед рассветом для принятия пищи перед предстоящим Постом (Сахур), то будет ли это засчитано вместо Намерения?
Ответ: Как известно, для приема пищи во время Сахура встают именно для соблюдения Поста в предстоящий день. Ввиду этого, если человек вставал на Сахур без других намерений, то этот прием пищи может быть засчитан как предварительное Намерение. Если же человек даже мысленно сказал себе: "Я не собираюсь в предстоящий день соблюдать пост", то, естественно, принятие пищи во время Сахура не будет засчитано за необходимое для поста Намерение. Человек может сколько угодно дней вставать перед рассветом и принимать пищу (к примеру, перед уходом на работу), но если он делал это без намерения поститься, то прием пищи во время Сахура останется обычным приемом пищи.