ВРЕМЯ ПОСТА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
ПОСТ (САУМ; УРАЗА):
Время соблюдения Поста:
Пост представляет собой поклонение Всевышнему Аллаху в форме воздержания от пищи, воды, половых связей, и всего, что нарушает пост, в течение всего светового дня (от начала рассвета до полного захода солнца).
Начало времени поста называется "Имсак", а время разговения – "Ифтар". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был очень внимателен ко времени начала и окончания поста.
В книге "Дурар…"[i] говорится: "Принятие пищи перед рассветом называется "Сахур". Временем "Сахура" является последняя шестая часть ночи".
В книге "Нур-ул-Изах"[ii] Имам аш-Шернблали пишет: "В ясное вечернее время желательно начинать разговение (ифтар) сразу после захода Солнца". А это, по словам Имама Ибн-и Абидина, означает начало разговения до появления звезд.
В комментариях к указанной выше книге "Мэрак-иль-Фалях", Имам аш-Шернблали поясняет: "В пасмурную погоду необходимо соблюсти предосторожность (Ихтийат) и начинать Ифтар чуть позже обычного".
В комментариях уже к этой книге Имам ат-Тахтави[1] пишет: "Разговение лучше начать до вечерней молитвы".
По мнению Имама Ибн-и Нуджайма в книге "Бахр-ур-Раык",[iii] а также по мнению Имама Ибн-и Абидина, это является лишь подтверждением того, что Ифтар надо начать до появления звезд. Вечернюю молитву так же желательно исполнять в это время. Как только выяснится, что Солнце полностью зашло за горизонт, желательно вначале произнести "Аузу…" – "Бисми-л-Лах…" и произнести мольбу (дуа): "Аллахумма йа васи-аль-магфирэти игфирли вэ ли-валидэййе вэ лиль-мумининэ йаума йакуму-ль-хисаб" – О Всевышний Аллах! Спаси в судный день от огня ада меня, моих родителей и всех верующих.
После этого надо закрыть пост, поев фиников, или выпив воды, или съев оливки, или просто несколько крупинок соли, и произнести:
"Зэхэббеаззамма' вэбтэллэт-иль-урук вэ сэбэте-ль-эджр иншАллаху тааля". – Закончен пост. Настало время для получения воды нашими жилами (венами). И если дал Аллах, ниспослана благость".
Затем съесть немного еды (самую малость), и поспешить к совместной молитве в мечеть. Или исполнить Вечернюю молитву совместно у себя дома. И вот уже после Вечерней молитвы, можно спокойно садиться для полного Разговения (Ифтар). Теперь можно не спешить. Не надо заглядывать с беспокойством в окно, опасаясь появления звезд. После Ифтара рекомендуется произнести следующую мольбу:
«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва алейкя тавяккяльту ва аляа рызкикя эфтарту ва лисавми-гьадин навайту фагфир ли маа каддамту ва маа аххарту» -
- О, мой Аллах! Ради Тебя я постился, в Тебя уверовал и на Тебя надеюсь. Совершил я ифтар тем рызком, что Ты послал, и принял намерение завтрашним днем соблюсти пост. Прости мои прошлые и будущие грехи.
Несмотря на то, что разговение желательно совершить до Вечерней молитвы, но все же из-за опасности непозволительной задержки Вечерней молитвы, желательное нужно отложить, а вначале исполнить Обязательную Молитву, и затем уже приступить к окончательному Ифтару. Таким образом, и Разговение (Ифтар) будет начато как можно раньше, и Вечерняя молитва будет исполнена до появления звезд.
Это лучше хотя бы потому, что, во-первых, не будет задержки с исполнением Вечерней Молитвы, а во-вторых, будет исключена опасность преждевременного Ифтара (нарушения поста). К тому же, если в подобном случае обнаружится, что молитва была исполнена преждевременно, то сохраняется возможность вновь исполнить Вечернюю молитву в пределах отведенного времени.
Разновидности Поста:
1. Обязательные Посты (Фард). К ним относятся все Посты, связанные с месяцем Рамадан:
а) Пост в месяц Рамадан.
б) Пост, пропущенный по какой-либо уважительной причине в месяц Рамадан, возмещение которого необходимо совершить после этого месяца.
в) Пост, пропущенный в месяц Рамадан преднамеренно, без уважительной причины. В таких случаях требуется Искупление (Каффара) в 60 дней за один день умышленного пропуска и плюс сам пропущенный день (т.е. всего 61 день).
2. Посты, Близкие к Обязательному Исполнению или Восстановлению (Ваджиб):
а) Посты, заранее Намеченные. Когда мусульманин дал слово поститься в определенные дни.
б) Посты, дни которых заранее Не Намечены. Когда мусульманин намеревается поститься, к примеру, один день, три дня, или десять дней в месяц. Или хотел поститься один месяц в году.
в) Любой прерванный Дополнительный Пост, необходимо возместить, так как был нарушен после принятия намерения.[2]
3. Пост Дополнительный (Навафиль): Все посты, которые не являются фардом или ваджибом, и которые мусульманин соблюдает по доброй воле (сунна, мустахаб, мэндуп), называются "Навафиль". К ним относятся:
а) Пост, соблюдаемый на 9-ый или 11-ый день в дополнение к посту на 10-тый день месяца Мухаррам.[3]
б) 3-х дневный Пост, соблюдаемый на 13-й, 14-й и 15-й дни каждого месяца по лунному календарю. Эти дни называются “Эййам-и бийз”, что означает "Освещенные дни". Эти сутки по ночам освещаются полной луной, и днем - ярким солнцем. В хадисе от Абу Зара аль-Гифари говорится: "Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): "Если решишь поститься в месяце три дня, то постись 13-й, 14-й, и 15-й дни".[4] В другом сообщении сказано: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост три дня каждый месяц".[5]
в) Пост, соблюдаемый в понедельник и четверг каждой недели. В сообщении от Усамы б. Зэйда говорится: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал (дополнительный) пост каждый понедельник и четверг. Когда у него спросили, с чем это связано, он сказал: «Наши дела передаются Всевышнему Аллаху в понедельник и в четверг». В другой раз он ответил: «Я хочу быть в состоянии поста (в тот день), когда мои дела передаются Всевышнему Аллаху».[6]
г) Пост, соблюдаемый в общей сложности 6 дней в месяце Шавваль (после Рамадана).
д) Пост, соблюдаемый через день в течение всего года (пост пророка Дауда, мир ему).[7]
4. Посты Нежелательные (Макрух). Как известно, в мазхабе Ханафи нежелательные действия – Макрух имеют две степени: Нежелательное, близкое к дозволенному – "Танзихан Макрух" и Крайне Нежелательное – близкое к хараму – "Тахриман Макрух". Это или определенные Аллахом субхана-Ху ва тааля Праздничные дни, или указанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха) посты, соблюдение которых было бы повторением привычек последователей других конфессий.
К постам, близким к Хараму - "Тахриман Макрух", относятся:
а) Поститься в первый день праздника Рамадан (Ид аль-Фитр) и в четыре дня праздника Курбан (Ид аль-Адха). Постящиеся в эти дни получают малый грех.
б) Начинать пост, в случае сомнения о начале месяца Рамадан. Нежелателен также любой пост категории ваджиб в Сомнительный День (Йавму-ль-Шэк).[8]
в) Соблюдать пост за день – два до Рамадана, так как сказано в хадисе:
«Не встречайте Рамадан соблюдением поста за один или два дня. Однако если кто-нибудь привык к соблюдению поста в эти дни, то пусть постится».[9] То есть, если эти два-три дня совпадают с теми днями, когда мусульманин обычно постится, то это дозволено.
г) Дополнительные Посты женщин, без согласования с мужем. Любой Дополнительный Пост, соблюдаемый без разрешения мужа, должен быть прекращен по его настоянию.
К постам Нежелательным – "Танзихан Макрух", относятся:
а) Нежелателен Пост, соблюдаемый только на 10-тый день месяца Мухаррам (день Ашура). То есть, не поститься одновременно и на 9-ый или 11-тый дни этого месяца.
б) Нежелательны Посты только в Пятничные или только в Субботние дни. Сказано в хадисе: «Не выделяйте среди ночей для поклонений только Пятничную ночь. Для соблюдения поста не выделяйте среди дней только Пятничный день. Однако если кому-либо в этот день придется соблюдать привычный для него пост (соблюдаемый им каждый месяц), тогда можно».[10]
в) Нежелательны Посты, которые соблюдаются в течение нескольких дней подряд, Без Разговения при смене суток (т.е. без Сахура и Ифтара).
г) Нежелателен Пост, соблюдаемый с условием не произносить в это время ни одного слова.
ж) Нежелателен Пост в течение всего года, так как сказано в хадисе:
«Не считается постившимся тот, кто постится продолжительное время».[11]
(Из сборника по фикху "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)
[1] Имам ат-Тахтави –Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил (ум. в 1231/1815). Факих мазхаба Ханафи.
[2] По мазхабу Шафии прерывание дополнительного поста без уважительной причины является весьма нежелательным действием. Но если для прерывания такого поста были весомые причины, то и восстанавливать такой пост нет необходимости.
[3] Десятый день месяца Мухаррам называется "Ашура". Согласно ривайату, в этот день лодка Пророка Нуха (Нойа, мир ему) причалила к берегу. В древние времена в этот день люди постились в знак памяти спасения человечества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в дополнение к 10-ому дню велел поститься еще один день до или после десятого дня месяца Мухаррам. Это предлагалось для того, чтобы мусульмане не походили на людей других вероисповеданий.
[4] Хадис привели Тирмизи, ан-Нэсаи, Ибни Хиббан и Имам Ахмад. (IFA, III: 128).
[5] Хадис передал Ибни Хузайма от Ибни Мас'уда. (IFA, III: 128).
[6] Хадис передан Абу Даудом.
[7] В хадисе, приведенным Бухари и Муслимом от Абдуллаха б. Амра, говорится:
«Наиболее благостным постом является пост, соблюдаемый способом пророка Дауда (мир ему). Пророк Дауд (мир ему) один день постился, а один день – нет». (IFA, III: 127).
[8] Йавм-уль-Шэк – Сомнительный День: Так называется день, в который невозможно увидеть рождение молодого месяца из-за облачной погоды, и невозможно определить к какому месяцу он относится, - то ли это первый день Рамадана, то ли это последний день месяца Шабаан.
[9] Хадис приведен известными шести имамами от Абу Хурайры.
[10] Хадис приведен у Муслима.
[11] Хадис приведен у Абу Дауда, Тирмизи и Ибн-и Маджа.
[i] "Дурар ва Гурар" – Книга по фикху мазхаба Ханафи имама Молла Хусрэва
(Мухаммад б. Ферамуз б. Али ар-Руми; ум. в 885/1480).
[ii] "Нур-уль-Изах" Книга имама аш-Шернблали (Абу-ль-Ихляс Хасан б. Аммар; ум. в 1069/1658).
[iii] "Бахр-ур-Раык" - Книга имама Ибн-и Нуджайма (Ибрахим ибн-и Нуджайм аль-Мисри; ум в 970/1562).