1. Главная >
  2. Поклонения. Намаз. Пост. Хадж. Закят. >
  3. пост >
  4. ВРЕМЯ ПОСТА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

ВРЕМЯ ПОСТА И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

ПОСТ (САУМ; УРАЗА):

Время соблюдения Поста:

Пост представляет собой поклонение Всевышнему Аллаху в форме воздержания от пищи, воды, половых связей, и всего, что нарушает пост, в течение всего светового дня (от начала рассвета до полного захода солнца).

Начало времени поста называется "Имсак", а время разговения – "Ифтар". Пророк (алейхиссалям) был очень внимателен ко времени начала и окончания поста.

В книге "Дурар…"[i] говорится: "Принятие пищи перед рассветом называется "Сахур". Временем "Сахура" является последняя шестая часть ночи".

В книге "Нур-ул-Изах"[ii] Имам Шернблали пишет: "В ясное вечернее время желательно начинать разговение (ифтар) сразу после захода Солнца". А это, по словам Имама Ибн Абидина, означает начало разговения до появления звезд.

В комментариях к указанной выше книге "Мерак-иль-Фалях", Имам Шернблали поясняет: "В пасмурную погоду необходимо соблюсти предосторожность (Ихтийат) и начинать Ифтар чуть позже обычного".

В комментариях уже к этой книге Имам Тахтави[1] пишет: "Разговение лучше начать до вечерней молитвы".

По мнению Имама Ибн Нуджайма в книге "Бахр-ур-Раик",[iii] а также по мнению Имама Ибн Абидина, это является лишь подтверждением того, что Ифтар надо начать до появления звезд. Вечернюю молитву так же желательно исполнять в это время. Как только выяснится, что Солнце полностью зашло за горизонт, желательно вначале произнести "Аузу…" – "Бисми-л-Лах…" и произнести мольбу (дуа): "Аллахумма йа васи-аль-магфирати игфирли ва ли-валидаййе ва лиль-муминина йаума йакуму-ль-хисаб" – О Всевышний Аллах! Спаси в судный день от огня ада меня, моих родителей и всех верующих.

После этого надо закрыть пост, поев фиников, или выпив воды, или съев оливки, или просто несколько крупинок соли, и произнести:

"Захабаззамма' вабталятуль-иль-урук ва сабата-ль-аджр иншАллаху тааля". – Закончен пост. Настало время для получения воды нашими жилами (венами). И если дал Аллах, ниспослана благость".

Затем съесть немного еды (самую малость), и поспешить к совместной молитве в мечеть. Или исполнить Вечернюю молитву совместно у себя дома. И вот уже после вечернего намаза, можно спокойно садиться для полного разговения (ифтар). Теперь можно не спешить. Не надо заглядывать с беспокойством в окно, опасаясь появления звезд. После Ифтара рекомендуется произнести следующую мольбу:

«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва алейкя тавяккяльту ва аляа рызкикя афтарту ва лисавми-гьадин навайту фагфир ли маа каддамту ва маа аххарту»

- О, мой Аллах! Ради Тебя я постился, в Тебя уверовал и на Тебя надеюсь. Совершил я ифтар тем рызком, что Ты послал, и принял намерение завтрашним днем соблюсти пост. Прости мои прошлые и будущие грехи.

Несмотря на то, что разговение желательно совершить до Вечерней молитвы, но все же из-за опасности непозволительной задержки Вечерней молитвы, желательное нужно отложить, а вначале исполнить Обязательную Молитву, и затем уже приступить к окончательному Ифтару. Таким образом, и разговение (ифтар) будет начато как можно раньше, и Вечерняя молитва будет исполнена до появления звезд.

Это лучше хотя бы потому, что, во-первых, не будет задержки с исполнением Вечерней Молитвы, а во-вторых, будет исключена опасность преждевременного ифтара (нарушения поста). К тому же, если в подобном случае обнаружится, что молитва была исполнена преждевременно, то сохраняется возможность вновь исполнить Вечернюю молитву в пределах отведенного времени.

Разновидности поста:

1. Обязательные Посты (фарз). К ним относятся все Посты, связанные с месяцем рамазан:

а) Пост в месяц рамазан.

б) Пост, пропущенный по какой-либо уважительной причине в месяц рамазан, возмещение которого необходимо совершить после этого месяца.

в) Пост, пропущенный в месяц рамазан преднамеренно, без уважительной причины. В таких случаях требуется каффарат (искупление) в 60 дней за один день умышленного пропуска и плюс сам пропущенный день (т.е. всего 61 день).

2. Посты, Близкие к Обязательному Исполнению или Восстановлению (ваджиб):

а) Посты, заранее Намеченные. Когда мусульманин дал слово поститься в определенные дни.

б) Посты, дни которых заранее Не Намечены. Когда мусульманин намеревается поститься, к примеру, один день, три дня, или десять дней в месяц. Или хотел поститься один месяц в году.

в) Любой прерванный Дополнительный Пост, необходимо возместить, так как был нарушен после принятия намерения.[2]

3. Пост Дополнительный (Навафиль): Все посты, которые не являются фардом или ваджибом, и которые мусульманин соблюдает по доброй воле (сунна, мустахаб, мандуп), называются "Навафиль". К ним относятся:

а) Пост, соблюдаемый на 9-ый или 11-ый день в дополнение к посту на 10-тый день месяца Мухаррам.[3]

б) 3-х дневный Пост, соблюдаемый на 13-й, 14-й и 15-й дни каждого месяца по лунному календарю. Эти дни называются “аяам-и бийз”, что означает "Освещенные дни". Эти сутки по ночам освещаются полной луной, и днем - ярким солнцем. В хадисе от Абу Зара Гифари говорится: "Сказано было Пророком (алейхиссалям): "Если решишь поститься в месяце три дня, то постись 13-й, 14-й, и 15-й дни".[4] В другом сообщении сказано: "Пророк (алейхиссалям) соблюдал пост три дня каждый месяц".[5]

в) Пост, соблюдаемый в понедельник и четверг каждой недели. В сообщении от Усамы б. Зайда говорится: «Пророк (алейхиссалям) соблюдал (дополнительный) пост каждый понедельник и четверг. Когда у него спросили, с чем это связано, он сказал: «Наши дела передаются Всевышнему Аллаху в понедельник и в четверг». В другой раз он ответил: «Я  хочу быть в состоянии поста (в тот день), когда мои дела передаются Всевышнему Аллаху».[6]

г) Пост, соблюдаемый в общей сложности 6 дней в месяце шавваль (после рамазана).

д) Пост, соблюдаемый через день в течение всего года (пост пророка Дауда, (алейхиссалям)).[7]

4. Посты Нежелательные (макрух). Как известно, в мазхабе Ханафи нежелательные действия – Макрух имеют две степени: Нежелательное, близкое к дозволенному – "танзихан макрух" и Крайне Нежелательное – близкое к хараму – "тахриман макрух". Это или определенные Аллахом субханаху ва тааля Праздничные дни, или указанные Пророком (салаллаху алейхи уасаллям) посты, соблюдение которых было бы повторением привычек последователей других конфессий.

К постам, близким к хараму - "тахриман макрух", относятся:

а) Поститься в первый день праздника рамазан (ид аль-фитр) и в четыре дня праздника Курбан (ид аль-адха). Постящиеся в эти дни получают малый грех.

Б) Начинать пост, в случае сомнения о начале месяца рамазан. Нежелателен также любой пост категории ваджиб в Сомнительный День (йавму-ль-шэк).[8]

в) Соблюдать пост за день – два до рамазана, так как сказано в хадис шарифе:

«Не встречайте рамазан соблюдением поста за один или два дня. Однако если кто-нибудь привык к соблюдению поста в эти дни, то пусть постится».[9] То есть, если эти два-три дня совпадают с теми днями, когда мусульманин обычно постится, то это дозволено.

г) Дополнительные Посты женщин, без согласования с мужем. Любой Дополнительный Пост, соблюдаемый без разрешения мужа, должен быть прекращен по его настоянию.

К постам Нежелательным – "Танзихан Макрух", относятся:

а) Нежелателен Пост, соблюдаемый только на 10-тый день месяца Мухаррам (день Ашура). То есть, не поститься одновременно и на 9-ый или 11-тый дни этого месяца.

б) Нежелательны Посты только в пятничные или только в субботние дни. Сказано в хадисе: «Не выделяйте среди ночей для поклонений только пятничную ночь. Для соблюдения поста не выделяйте среди дней только пятничный день. Однако если кому-либо в этот день придется соблюдать привычный для него пост (соблюдаемый им каждый месяц), тогда можно».[10]

в) Нежелательны Посты, которые соблюдаются в течение нескольких дней подряд, Без Разговения при смене суток (т.е. без сахура и ифтара).

г) Нежелателен Пост, соблюдаемый с условием не произносить в это время ни одного слова.

ж) Нежелателен Пост в течение всего года, так как сказано в хадисе:

«Не считается постившимся тот, кто постится продолжительное время».[11]

(Из сборника по фикху "Мухтасар Ильмихал" Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)

[1] Имам ат-Тахтави –Ахмад б. Мухаммед б. Исмаил (ум. в 1231/1815). Факих мазхаба Ханафи.

[2] По мазхабу Шафии прерывание дополнительного поста без уважительной причины является весьма нежелательным действием. Но если для прерывания такого поста были весомые причины, то и восстанавливать такой пост нет необходимости.

[3] Десятый день месяца Мухаррам называется "Ашура". Согласно риваяту, в этот день лодка Пророка Нуха (алейхиссалям) причалила к берегу. В древние времена в этот день люди постились в знак памяти спасения человечества. Пророк (салаллаху алейхи уасаллям) в дополнение к 10-ому дню велел поститься еще один день до или после десятого дня месяца Мухаррам. Это предлагалось для того, чтобы мусульмане не походили на людей других вероисповеданий.

[4] Хадис привели Тирмизи, ан-Нэсаи, Ибн Хиббан и Имам Ахмад. (IFA, III: 128).

[5] Хадис передал Ибн Хузайма от Ибн Мас'уда. (IFA, III: 128).

[6] Хадис передан Абу Даудом.

[7] В хадисе, приведенным Бухари и Муслимом от Абдуллаха б. Амра, говорится:

«Наиболее благостным постом является пост, соблюдаемый способом пророка (алейхиссалям). Пророк Дауд (алейхиссалям) один день постился, а один день – нет». (IFA, III: 127).

[8] Йавм-уль-Шэк – Сомнительный День: Так называется день, в который невозможно увидеть рождение молодого месяца из-за облачной погоды, и невозможно определить к какому месяцу он относится, - то ли это первый день рамазана, то ли это последний день месяца Шабаан.

[9] Хадис приведен известными шести имамами от Абу Хурайры.

[10] Хадис приведен у Муслима.

[11] Хадис приведен у Абу Дауда, Тирмизи и Ибн Маджа.

[i] "Дурар ва Гурар" – Книга по фикху мазхаба Ханафи имама Молла Хусрава. (Мухаммед б. Ферамуз б. Али Руми; ум. в 885/1480).

[ii] "Нур-уль-Изах" Книга имама Шернблали (Абу-ль-Ихляс Хасан б. Аммар; ум. в 1069/1658).

[iii] "Бахр-ур-Раык" - Книга имама Ибн Нуджайма (Ибрахим ибн Нуджайм аль-Мисри; ум в 970/1562).

Другие статьи в этом разделе

МЕСЯЦ БЛАГ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Начинается месяц милости и прощения, благословенный Рамазан. Сегодня в Исламском мире начнут читать первые тарауих намазы. Миллионы наших братьев по вере начнут первый день своего поста. Мы просим Аллаху тааля чтобы он одарил нас заступничеством и благостью этого месяца и сделал нас рабами прощенными в этот месяц и освободившимися от огня Ада. Просим у Аллаха для наших братьев по вере благодатную жизнь, высокую нравственность, чистого ума, хорошего здоровья, крепкой веры, правильную дорогу, и...

ИФТАР

Вопрос: Какими продуктами лучше всего разговляться?

Ответ: По сунне посланника Аллаха, разговляться надо финиками, водой или молоком. Если их нет, то фруктами или овощами. Например, сделать разговение оливками. Не нужно разговляться едой, приготовленной на огне, например хлебом, чаем, супом. В одном из хадисов сказано: «Делайте ифтар финиками, в нем есть благодать. Есл...


Москва

1446 год, 27 - Зильхиджа.
2025 год, 23 - Июнь.
Имсак *0:35
Фаджр *1:29
Восход 3:37
Ишрак 4:55
Зауаль карахат 12:16
Зухр 12:47
Аср-и Аууаль 17:19
Аср 18:36
Исфирар 20:23
Магриб 21:27
Иштибак 23:52
Иша’а *23:18
Иша’а-и Сани -