ДОЗВОЛЕНО ЛИ ЧТЕНИЕ КОРАНА У МОГИЛ?
Вопрос: В последнее время усилиями безмазхабных алимов и их последователей распространяется мнение о том, что читать Коран у могил запрещено. Что это бид’а (недозволенное новшество). Разве чтение Корана у могил не является сунной?
Ответ: Да, чтение Корана у могил, несомненно, является сунной![i]
Ниже приводятся хадисы, взятые из книг ученых ахли сунна валь-джамаа, считающие эти хадисы действительными, а значит, дозволяющие чтение Корана у могил[ii]. В переводе смыслов некоторых хадисов говорится:
«Читайте своим умершим (суру) Йасин». (Имам Ахмед)
«Читайте Йасин-и Шариф. В этом есть десять благостей: Если читает: 1. Голодный, – насытится. 2. Голый, – оденется. 3. Холостой, – женится. 4. Испуганный, – избавится от испуга. 5. Грустный, печальный, – обретет спокойствие. 6. Путешественник, – получит помощь в пути. 7. Потерявший, – найдет потерю. 8. Больной, – получит лечение. 9. Если читать умершему, – тот получит облегчение от могильных мучений. 10. Испытывающий жажду, – обретет воду». (Дейлеми)[iii].
Еще хадис:
«Если кто-либо, посещая каждую пятницу могилы матери своей и отца, будет читать суру «Йасин», то за каждую букву этой суры Аллах даст прощение». (И. Рафии)
В книге «Атфаль-уль-муслимин»[iv], говорится: «Говорил Ахмад б. Ханбал: «Когда войдете на территорию кладбища, прочитайте суры «Фатиха», «Ихляс», «Фаляк» и «Нас»! Благости пошлите умершим. Эти благости получат все они». Далее он продолжил: «И в хадисе говорится: «Если кто-либо, проходя через кладбище, 11 раз прочитает суру «Ихляс», а благости подарит умершим, то ему воздастся наградой в количестве покойников этого кладбища». (Имам Биргиви)
Имам Сайид Ахмад ат-Тахтави так же говорил, что чтение Корана у могил является сунной[v]. И в книге «Халеби-уль-Кабир»[vi] говорится, что у могил разрешено сидя читать Священный Коран.
Так же о дозволенности чтения Корана у могил сказано в таком известном многотомном произведении, как «Фатава-уль-Хиндиййа»[vii], а так же в книге фетв имама Кады Хана[viii] «Фатава-уль-Ханиййа».
Хадису, в переводе смысла которого сказано: «Не превращайте мою могилу в праздник!», хафиз Абдульазим аль-Мунзири[ix] дает следующее толкование: «Не превращайте мою могилу в могилу одноразового посещения по праздникам. Стремитесь посещать при первой же возможности». А хадис: «Не превращайте свои дома в могилы», хафиз разьясняет как: «Не превращайте свои дома в могилы, совершайте в них молитвы», так как молитва (намаз) на могилах не читается. Другим пояснением хадиса: «Не превращайте мою могилу в праздник!», будет: «Для посещения моей могилы не назначайте определенный день, как в праздник! Иудеи и Христиане превращали в праздник посещение могил пророков, проводя различные мероприятия в сопровождении музыкальных инструментов. Не уподобляйтесь им! Посещая могилу, не занимайтесь недозволенными делами, как это бывает в праздники».
[i] Если отрицающие это, приводят в доказательство высказывания шейхов, не следующих ни одному из 4-х религиозно-правовых школ (мазхабов), то их мнение просто не принимается! Их знания получены не по цепи передатчиков от первых трех поколений Ислама! Несмотря на то, что в подтверждение своих мнений они активно цитируют айаты Корана и хадисы, их выводы не берутся во внимание, так как знания, полученные на основе собственного толкования первоисточников, являются не наукой, а нововведением. Подобный способ вынесения хукмов запрещен и Кораном, и Сунной, а значит, именно этот факт в их словах и является недозволенным новшеством (бид’ат), а не чтение Корана у могил. Сказано было Посланником (салляЛлаху алейхи ве селлем): «Ближе к концу света уменьшатся знания, увеличится невежество. Уменьшение знаний произойдет из-за уменьшения алимов. Религиозные невежды будут давать фетвы, полагаясь на собственные взгляды, и будут сбивать мусульман с истинного пути» [Бухари].
Если же те, кто отрицает дозволенность чтения Корана у могил, приводят в доказательство своему мнению высказывания ученых, действительно являющихся мухаддисами-муджтахидами ахли сунна валь-джамаа, да будет милостив к ним Аллах, то и тут нет никаких противоречий. Все муджтахиды выносили какой-либо хукм в соответствии со своим мнением, так как имели на это полное право. Мнение ученого означало то, что, по установленным им условиям действительности или не действительности того или иного хадиса, данный хадис является слабым, или не действительным. По мнению других мухаддисов ахли сунна валь-джамаа, эти же самые хадисы могли быть действительными (сахих). И это положение являлось нормой, так как соответствовало условию шариата, предписывающему каждому муджтахиду иметь свое собственное мнение! К тому же, все ученые - муджтахиды в своих трудах, после вынесения какого-либо решения (хукма), уточняли, что это – их личное мнение. Никогда ни один алим ахл-и сунна валь-джамаа, получивший знания по цепи передатчиков от ученых первых трех поколений, не говорил про другого такого же ученого, что тот включил в свой сборник выдуманный хадис. А если и говорил, то про того, кто еще не являлся муджтахидом, или же про того, кто отклонился от ахли сунна валь-джамаа. Им и в голову такое не приходило, так как каждый из них знал, что ни один алим не позволит себе такое. Кто же больше всех боялся Аллаха в нашей умме, если не эти ученые, про которых в хадисе было сказано, что они наследники пророков Аллаха? Сказано о них в Коране:
«… Beдь бoятcя Aллaxa из Eгo paбoв знaющиe; пoиcтиe, Aллax вeлик, пpoщaющ!» (35: 28).
[ii] Внимание! В сносках приводятся краткие сведения об ученых – действительных алимах, следовавших по пути Праведных Предков (ас-Саляфу-с-Салихин) в русле 4-х мазхабов, чтобы читатель мог сравнить, на каком уровне находятся настоящие ученые Ахли Сунна валь-Джамаа, и на каком уровне их критики. Разве могут им что-либо противопоставлять современные «мухаддисы», не получившие знания от истинных ученых, не знающие напамять и 100 хадисов с иснадом, в то время как настоящие мухаддисы знали их больше 100 000. Судите сами – где настоящие ученые (да будет милостив к ним Аллах), и где эти псевдомуджтахиды.
[iii] Имам Дейлеми (Абу Шуджа; Ширавейх б. Шахридар б. Ширавейх ад-Дэйлеми аль-Хамадани. 445-509/1053-1115). Мухаддис и ученый по истории Ислама. Наиболее известные произведения:
1) "Фирдавс-уль-ахйар" – Сборник, в котором собраны 10 тысяч хадисов. Сын имама - имам Шахридар б. Ширавейх (тоже мухаддис) переработал этот сборник, подведя доказательную базу и упорядочив тематику. Эту свою работу имам Шахридар назвал "аль-Фирдавс-уль-кабир". 2) "Тариху-ль-Хамадан", 3) "Рийаду-ль-Унс ли укала-иль-унс фи ма'рифати ахвал-ин-Наби", 4) "Тарих-уль-Хуляфа", 5) "Китаб-ы Хиляйат-иль-манамат". (IAA, VI: 156-161; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Книга – 2. Абу Асад аль-Ханафи).
[iv] «Атфаль-уль-муслимин» - произведение Имама Биргиви (Такуйиддин Мухаммад б. Пир Али Биргиви (Биргили), 929-981/1521-1573). Широко известно среди Приверженцев Сунны его книга "ат-Тарикату-ль-Мухаммадиййа фи Байану-с-Сирату-н-Набавиййа", написанная на арабском языке. Среди других трудов: "Хашийату Шархи-ль-Викайа", "Атфаль-уль-муслимин", "ас-Сайфу-с-Сарим фи Адеми Джевази Вакфи-ль-Менкульве-д-Дерахим", "Фераиз", "Авамиль", "Изхар"…
(IAk-252; IAA, XIII: 321-343; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Кн. – 2. Абу Асад аль-Ханафи).
[v] Ат-Тахтави (Саййид Ахмад б. Мухаммад б. Исмаил аль-Ханафи аль-Мисри) Умер в 1231/1816 г.
Родился в Египте, в городе Тахта. Точная дата рождения неизвестна. В 1181/1767-ом году приехал в Каир на учебу в "Джами-уль-Азхар". Его учителями были: Ахмад аль-Хамати, аль-Макдиси, аль-Харири, Мустафа ат-Таи, Абдуррахман аль-Ариши. Затем перешел в медресе "аль-Айниййа". После смерти Шейха Ибрахима аль-Харири, стал Шейхом по мазхабу Ханафи. Среди его наиболее известных произведений: "Хашийату аля-д-Дурр-уль-Мухтар шарху Танвир-уль-Эбсар" является комментариями на книгу "Дурр-уль-Мухтар" имама аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). Ему так же принадлежат многократно изданные комментарии к книге "Мараки-ль-Фалях шарху Нур-уль-Изах" имама Шернблали (ум. в 1069/1658).
(IAk-326; IAA, XVIII: 257-260; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Книга – 2. Абу Асад аль-Ханафи)
[vi] «Халеби-уль-Кабир» - Известная книга по фикху мазхаба Ханафи имама Ибрахима б. Мухаммада аль-Халеби (866-956/1549). Другая известная книга имама - «Мультека», была переведена на французский яз.
[vii] "Фатава-уль-Хиндиййа"– Сборник статей по фикху мазхаба Ханафи, составленный по указу Шаха Алемгира (Мухаммад Эвренкзиб, ум. в 1028/1619) группой ученых Индии под руководством Шейха Низама.
Да будет милостив Аллах субханаху ва тааля ко всем имамам, донесших до нас эти знания!
[viii] Кады Хан (Хасан б. Мансур аль-Фергани, ум. в 592/1196). В цепи передатчиков от Мухаммада аш-Шейбани.
[ix] Абдульазым аль-Мунзири (б. Абдулькъави б. Абдуллах… Зекиййуддин. 581-656/1185-1258), да будет милостив к нему Аллах, ученый по хадисам (хафиз - более 100 тысяч хадисов на память с иснадом), а также историк, литератор, факих мазхаба Шафии. Получил знания от ученых Каира, Фустата, Александрии, Харрана, Ирбиля, Мосула, Мекки, Исфахана, Хорасана, Хамадана… . В одном только Багдаде и городах Шама (тер. нынешней Сирии, Ливана, Палестины и Иордании) число его учителей, давших ему иджазу – разрешение на передачу знаний – превышало 460 алимов! Последние 23 года своей жизни имам Абдульазым аль-Мунзири провел при медресе «Камилиййа», обучая хадисоведению, занимаясь научными изысканиями и написанием книг. Наиболее известным произведением имама по хадисам является книга «Ат-Таргиб ва-т-Тархиб», которую ученые оценили очень высоко, и впоследствии часто к ней обращались. Его комментарии (шарх) в 11-ти томах к книге Абу Исхака аш-Ширази: «Ат-Танбих» показывают его большие познания в фикхе. Он был одним из лучших мухаддисов и факихов своего времени.
(IAA, VIII: 24-50; «Люди Сунны и Согласия – Кто Они». Книга-2. Абу Асад аль-Ханафи)