ЗАВИСТЬ
ХАСЕД - уменьшает количество савабов данные за поклонения. В хадисе сказано: «Берегитесь зависти. Знайте, так же как огонь пожирает сухой хворост, так же и зависть уничтожает все ваши блага».
Завистник сплетничает и всяческий очерняет человека, которому завидует и недолюбливает.
В Судный День, завистник поплатится за это, лишившись всех своих благих дел, которые будут отданы тому, кому он завидовал.
Завистника мучают все достижения того кому он завидует, он свирепеет и ожесточается против него. Теряет сон.
Известно что за одно добро воздается десятикратным савабом. Так вот, Хасед уничтожает девять из десяти савабов.
Любой грех кроме неверия-куфра, не отнимает все савабы. Можно потерять все савабы, если не верить что поступок или действие является грехом. Не придавание значения Исламу, совершение Харама, совершение действии выводящих человека из Ислама, так же лишает всех савабов. Потому что совершивший такое мусульманин становится муртадом, т.е теряет веру.
В хадис шарифе сказано: «От бывших общин, вы заразились двумя болезнями. Это Хасед и бритье. Я не хочу сказать о буквальном бритье. Они выбрили под корень основы своих религий. Клянусь Аллахом, неверущий не войдет в Рай. Пока вы не полюбите друг друга, не станете верующими. Чтобы полюбить друг друга, почаще здоровайтесь».
(Этот хадис сообщает о важности приветствия. Приказывает мусульманам приветствовать друг друга. Приветствие мусульман при встрече «Ассаламу алейкум» является сунной. На это нужно ответить «Уа алейкум ассалам». Не разрешено здороваться делая различные движения руками уподобляясь неверным. Если мусульмане вдалеке от слышимости голоса, то нужно поздороваться устно и коснутся правой рукой кончиков бровей. С кафирами можно поздороваться другими словами дабы избежать непонимания и фитны. Пробуждение фитны является харамом. Мусульманин удостоится саваба за то, что не дает разгореться фитне.)
«Мусульмане благожелательны и добры. Когда мусульманин завидует, то теряет свое добро». Еще в одном хадисе сказано: «Завистники, сплетники (Намиме) и колдуны (Кахины) не из моей уммы». Намиме – сплетничать и разносить слухи чтобы породить смуту. Каханат – выведение решении не выяснив предварительно всех обстоятельств. (Кахин – колдун который выясняет неизвестное, только одному ему известным способом. Колдунам верить нельзя.) Хадис сообщает что завистники будут лишены заступничества пророка (алейхисаллям). У завистника не будет таких прав.
В хадис шарифе сказано: «Шестеро людей ответят на шесть вопросов, затем будут брошены в Ад. Главы государств, за злодеяния; арабы, за то что делились на племена (национализм); главы селении, за гордыню; торговцы, за обман; жители деревень за отсталость; ученые за зависть». Торговец должен научиться избегать запретного, не обманывать, не хитрить, не воровать, не обвешивать, избегать роста. Сельские жители наряду со всеми остальными мусульманами должны изучить вероучение ахл-и сунна и книги ильмихал. Так же этот хадис сообщает что зависть во многих случаях присуща мусульманским ученым.
В книге "Тафсир-и кабир" пишется: «Хасед состоит из десяти частей. Девять из них, у людей у которых есть знания по религий. Трудности этого мира, состоят из десяти частей. Девять из них у праведников. Низость состоит из десяти частей, девять из них у иудеев. Скромность состоит из десяти частей, девять из у христиан. Чувственность и похоть состоит из десяти частей, девять из у женщины, одна у мужчин. Знания состоят из десяти частей, одна из них находится в Ираке. Иман-вера состоит из десяти частей, девять из них в Йемене. Ум состоит из десяти частей, девять из них находиться у мужчины. Баракат-благость этого мира состоит из десяти частей, девять из них находится в Шаме». Фахреддин Рази, в этом тафсире говорит о том что это было в его времена.
Еще до рождения пророка (саллалаху алейхи уассалам), иудеи перед сражением молились: «О наш Господь! Во имя пророка которого Ты обещал послать, и которого ты очень любишь дай нам победу». Их молитвы принимались Аллахом и они одерживали победу. Когда пророк Мухаммед (саллалаху алейхи уасаллям), приглашал иудеев в новую религию они понимали что он и есть тот обещанный пророк. Но их обуяла зависть что пророк не из евреев и не признали его пророком. Их зависть стала причиной всех бед, настоящих и будущих которые обрушились на их головы и на головы их потомков. Аллаху тааля предписал просить защиты от подстрекательства как шайтана, так и завистника.
В хадис шарифе сказано: «Если просите что нибудь у обладателей благостей, то делайте это втайне. Потому что у таких людей много завистников». Когда вы получите то, что вам необходимо, окружение будет вам завидовать. Обладатель секрета, захочет раскроет свою тайну, а захочет нет. Тот, кто раскрывает тайну, сильно пожалеет об этом. Человек хозяин своей тайны. Ну а тот кто не смог сохранить тайну, уже становится слугой своих слов. Обычно человек сожалеет что выдал свою тайну. Многие люди не могут хранить тайну. Есть например такие слова: «Храни в тайне свой захаб, зихаб и мазхаб». (Захаб – золото, зихаб – убеждение, мазхаб – религиозно-правовая школа).
Хасед – не может поменять то, что предписано Аллаху тааля. Это пустые обиды и трата сил. Все что можно на этом заработать, только груз грехов. Муавия (радиаллаху анх) завещал своему сыну: «Берегись хаседа! Вред от зависти больше чем вред причиняемый врагом и его намного больше». Суфийан Саври (радиаллаху анх) говорил: «У того, кто не завидует, разум остается чистым». Никто из завистников так и не достиг своей цели. Такие люди никогда не были уважаемы окружающими. Зависть, причина короткой жизни. Асмаи говорит: «Встретился мне как-то сельский житель. Ему было ни много ни мало 120 лет. Когда я спросил как ему удалось прожить столь долгую жизнь, он ответил «Я никогда никому не завидовал»». Абульлейс Самарканди (рахметуллахи тааля алейх) говорит: «Дуа троих людей не будут приняты: У того кто употребляет в пищу недозволенное. У того кто делает гайбат (заглазно обсуждает). И у завистника».
Ну а тот, кому завидовали, не увидит от этого никакого вреда. Наоборот, он останется с прибылью. Ну а жизнь завистника проходит в беспокойстве и печали. В еще большее беспокойство ввергает его то, что тот кому он завидует, становится обладателем еще больших благ. Чтобы перестать завидовать, нужно сделать какой либо подарок своему оппоненту, всяческий похвалить его. Показать ему свою скромность. Помолиться за него, чтобы его благости увеличились.